Перечитывая Шарлотту Бронте...

Валентина Томашевская
...Когда идут затяжные дожди и на душе неуютно, знаю одно средство, совершенно безвредное, даже и полезное: чтение, причем именно романов Шарлотты Бронте. Вот и на этот раз взяла в руки ее роман «Городок». Молодая девушка без средств к существованию служит у парализованной мисс Марчмонд в ее великолепном доме. И все ее время, весь ее внутренний мир сосредоточился на выполнение ниспосланного ей, как она считает и принимает это, судьбой долга. Читаешь, и наполняешься спокойствием и тихой радостью, что у тебя своя крыша над головой. И задумываешься. В этот раз, поскольку сюжет был уже узнаваем, обратила внимание на тон повествования вообще и одного из персонажей в частности. Мистер Хоум ( перенеся потерю жены), навестил свою родственницу, миссис Бретон «и весь день он сидел у камина и либо молчал , либо переговаривался с миссис Бретон, которая, надо признать,
Вела беседу с ним в том духе, в каком следует говорить с человеком, находящимся в тяжелом душевном состоянии, - без лишнего участия, но и не чересчур равнодушно; поскольку миссис Бретон была значительно старше мистера Хоума, она могла позволить себе с ним прочувственный, даже материнский тон».
Тон. Какое тонкое и важное понятие. Тон. Он важен и в музыке, и в речи, особенно в речи: чуть неверный тон и все – даже самые благие намерения...

...В который раз перечитываю роман Шарлотты Бронте «Джен Эйр», - вот гувернантка Джен три месяца проработала в имении Торнфильд, одна, в компании старушки Фэйрфакс и девочки-воспитанницы Адель. Как рада она быть нужной, как хочется ей помочь незнакомцу, упавшему с лошади, поскользнувшейся на льду. А он , мистер Рочестер, оказывается хозяин имения, немало переживший в жизни. Он вызывает девушку на беседы, ему интересно говорить с ней, она немногословна, но имеет свое мнение и не боится его высказать.
Трудно оторваться от книги, от этих диалогов главных героев: Джен Эйр и мистера Рочестера, так мастерски, увлекательно они написаны!
Это одна из тех книг, которая способна согреть душу осенней ли, зимней порой. Вот уже на протяжении полутора столетия.