Азы гуманизма и демократии

Вячеслав Зенин
 АЗЫ ГУМАНИЗМА И ДЕМОКРАТИИ
 * * *
 События последнего десятилетия показали, что демократия оказалась нам «не по зубам». Особую тревогу вызывает настороженное отношение к демократии не только представителей власти (это как раз понятно), а «народа», который в силу самого определения демократии должен к ней стремиться. И вот, «идя на встречу пожеланиям трудящихся», столичные идеологи изобрели специальный «довесок» к общепринятому понятию, и теперь «демократия» у нас должна быть «суверенной» (об этом в другой статье автора). Это «изобретение» еще больше запутало бедных россиян, которые еще не отведали «обыкновенной» демократии. Но поскольку «довесок» предложили «сверху», то в соответствии с «нашими традициями» россияне должны не думая его одобрить, ведь особенность нашего «порядка» в том и заключается, что «массам» думать не полагается, за них думают «вожди». Так что, с демократизацией у нас случилось то же самое, что происходит с лучом света, проходящего через мутную среду: луч так «преломляется», что не отгадать, где он «вынырнет» из этой среды. Или совсем исчезнет…
 Если говорить о «среднем» россиянине, то прохладное отношение к такому явлению, как демократия, понятно. Лет двести назад европейцы тоже раздумывали над тем, что такое демократия и что такое гуманизм. Но европейские народы все же взяли на вооружение принципы гуманизма, реализовав демократизацию своего жизнеустройства, и добились впечатляющих результатов. Нам же не повезло, реакционеры до сих пор пугают россиян «демократией», вспоминая некорректные действия нескольких «демократов» начала 90-х годов. Но смешно связывать Демократию, как глобальное, оздоровляющее явление с десятком политических деятелей, называвшими себя «демократами». Поэтому, с учетом этой путаницы необходимо начинать с азбучных истин. Подчеркнем: мы здесь будем говорить даже не об основах демократии и не о формальных ее особенностях. Важнее рассмотреть побочные, «житейские» последствия общей демократизации жизни и гуманного отношения к человеку.
 Что касается гуманизма, то его основы давно разработаны как за рубежом, так и в нашей стране. Например, у нас существует Российское Гуманистическое Общество (РГО), которое издает журнал «Здравый смысл», а также имеет несколько сайтов. Но с гуманизмом другая проблема: если о демократии все же велись разговоры на телевиденье и в печати, то с принципами гуманизма, который стал фундаментом западного общества, широкая общественность практически не знакома, поскольку представителей гуманистического движения не подпускают к средствам массовой информации. Это и понятно: если десяток допущенных к СМИ «государственников» манипулирует небольшим набором разрешенных догм, то представители научного сообщества и гуманизма пытаются вести объективный анализ всех проблем, опираясь на факты и здравый смысл. А этого демагоги боятся больше всего...
 Поскольку в России реакционность за столетия охватила все стороны жизни, то необходимо объединить усилия всех, кто стоит за реальное оздоровление нашего жизнеустройства и изменение вектора развития страны. Собственно, демократизация это, прежде всего, оздоровление жизнеустройства. С учетом столетий реакционности, которая являлась «нормой» нашего устройства, есть крайняя необходимость в популяризации идей гуманизма и демократии среди широких слоев населения. В данной статье воздействие принципов гуманного отношения к человеку рассматривается на конкретных примерах. Желающие могут приводить свои примеры, говорящие о необходимости демократизации жизни, как бы формируя «базу данных». Возможно, у нас получится совместный труд, общий «национальный проект», способный расширить аудиторию. Мы должны показать, что не партийно-религиозная демагогия, не подачки царя и президента, а принципы гуманизма и демократии наряду с научно-техническими достижениями приносят людям не только свободу, но и реальные, «житейские» блага.
 * * *
 Итак, начнем… Европейские народы, которые на протяжении нескольких столетий боролись за свои гражданские права и достойную жизнь, живут на порядок лучше нас. Причем, этот «уровень» включает в себя все стороны жизни: благоустроенность, общую культуру, прекрасное обслуживание, внутреннюю раскованность человека и т.д. Приведем несколько примеров, которые относятся к уровню и «качеству» жизни.
 О «ВЫРОЖЕНИИ ЛИЦ»… По мнению автора особое «выражение лиц» европейских (шире – «западных») людей является важнейшим результатом длительной демократизации всей жизни. Только ради этого стоит внедрять демократические основы жизнеустройства. Ибо на лицах отпечатывается все: история народа, его состояние, здоровье, доходы, уровень свобод и т.д. Когда впервые попадаешь на Запад, то больше всего удивляет раскованность, доброжелательность людей, особое выражение их лиц, словно освещенных каким-то внутренним достоинством и радостью. А нашего «россиянина» можно узнать за сто метров по хмурому, озабоченному лицу. Как правило, ощущается хроническая злость, которая является отражением и следствием длительного подавления личности, «особого пути» и «особой» религиозности, называемой «Православием». Ну, все у нас, якобы, «особое», вот только почему-то лица хмурые и злые, и живем хуже других народов, не обладающих нашей «особостью»… Глядя на лица наших людей, кажется, что «россияне» по утрам получают не кофе со сливками, а порцию ударов плетей, настоянных на уксусной кислоте. Говорят, что в советское время некоторые западные газеты специально печатали фотографии со съездов КПСС, чтобы показать какие физиономии у строителей коммунизма. Эти лица говорили больше, чем пространные рассуждения о прелестях советского режима… Чтобы изменить выражение наших лиц, чтобы они излучали спокойствие и доброжелательность, нужно на протяжении, как минимум, сотни лет бороться с реакционностью и внедрять демократические принципы.
 О ПОДСТРИЖЕННОЙ ТРАВКЕ и российском бурьяне… Вроде бы это такая мелочь, но даже аккуратно подстриженная трава есть следствие демократизации и гуманного отношения к человеку и окружающей среде. Это дает дополнительное ощущение свободы и собственного достоинства. Раб, крепостной крестьянин, колхозник никогда не будет заниматься «травкой». Раньше у нас редко кто косил траву перед калиткой, вдоль своего забора. Как правило, кругом бурьян выше человеческого роста. И вот сидят строители «прекрасного будущего» и обладатели «высокой духовности» среди бурьяна и заливают в себя (точно в двигатели внутреннего сгорания) самогон… Но несколько лет назад у нас тоже занялись «травкой». Это потому, что многие побывали на Западе и увидели: как там живут, какие там личные дома, дачи. После увиденного обнажилось убожество нашей жизни, и многие стали косить траву… Эту элементарную культуру принес ветер Демократии. И наоборот: один лишь бурьян в рост человека, который растет повсюду, может за сто лет отпечатать на лицах тоску и безысходность.
 Кстати, чтобы советские рабы не «балдели» при виде того, как живут в нормальных странах, их не выпускали за рубеж. А как только стали выпускать, так огромная империя на гнилых опорах рухнула. Насмотревшись в Европе на общую благоустроенность и «цветочки», побывавшие там счастливчики сказали: «Так жить нельзя! Долой наше убожество, долой демагогов-реакционеров!» Вот что значит «цветочки», красивая трава и нормальная жизнь западных граждан. Они оказались сильнее 20 миллионов «верных ленинцев»! Ведь им противостояло всего пара тысяч демократов! Две тысячи – против 20 миллионов! И… победа! Не будем забывать о том, что первичными в этой новизне были принципы гуманизма и демократии, освоенные ранее западным обществом. Как говорится, народы Запада «поработали» лет триста и показали, как можно жить. И только тупицы или «умные поросята», могут хаять общий путь демократизации, освоенный западными народами, хаять, зная о том, что мы на протяжении 200-300 лет практически ВСЕ перенимали у Запада. С запозданием в 500 лет мы открыли первый университет, с запозданием в 250 лет мы узнали об Авесте, с запозданием в 50-100 лет мы узнавали и начинали «трактовать» западных философов, с запозданием в 100 лет мы стали косить травку около своих домов… Хаяли, кривили рожи, всхлипывали о нашем «особом пути», но все же осваивали и перенимали! С запозданием в 500-50 лет… А потому, что ЦИВИЛИЗАЦИЯ одна для всех землян. «Спрятаться» о нее невозможно…
 Для того чтобы вся наша земля стала ухоженной и радовала глаза, нужно длительное воспитание людей в духе демократии и гуманного отношения к человеку и Природе.
 О ЗАРАБОТАННОЙ ПЛАТЕ и ЕЩЕ КОЕ О ЧЕМ… Уровень жизни удобнее оценивать на примере заработанной платы, поскольку здесь все известно и очевидно. В европейских странах (не говоря уже о США) специалисты получают приблизительно в 10 раз больше, чем во многих наших НИИ – государственных учреждениях. Так само государство (Президент, Дума, Правительство и пр.) оценивает наш труд. И что интересно: к этому все так привыкли, будто это «мелочь». Демагоги постоянно долдонят об «интересах государства», о «геополитике» и «патриотизме», но о предельно низких зарплатах стараются не вспоминать. Это, очевидно, не относится к «интересам государства»… Но давайте выйдем из состояния мозговой контузии и задумаемся над этим. Ведь это ПОЗОР и КАТАСТРОФА! Это позор для всех наших режимов и для всех «спасителей». Ибо и различие в ДВА раза говорило бы о том, что в нашей экономике, в нашем «порядке» не все в порядке. А отличие составляет 10 раз!!! Даже небольшая Германия, полностью разрушенная во время войны и практически не имеющая природных богатств, выплачивает приезжающим на постоянное проживание пособия, значительно превышающие оклады наших научно-технических работников. Это не зарплата, а всего лишь пособие, но на нее можно нормально жить. Вот как относится к людям высшее руководство западных стран… А наши «благодетели» качают во многие страны нефть, газ, вывозят множество других природных богатств, но средств для повышения благосостояния людей у них нет. О людях всегда забывают, их только призывают быть «патриотами». «Патриотами» чего? Существующего режима и того «порядка», при которых мы имеем лишь «прожиточный минимум» да еще не имеем возможности открыто выразить свое мнение? Но «прожиточный минимум» имели даже рабы Древнего Рима! Представим себе такую картину: рабовладельцы Древнего Рима призывают рабов к патриотизму!
 Ради краткости напомним лишь об одной особенности, характерной для истории развития западных народов: они лет триста вели борьбу за свои права и за достойную жизнь. Они не пили с утра до вечера самогонку, они реально боролись! Об этом у нас не принято вспоминать, будто на Западе процветание пришло само собой… Сначала борьба шла против террора и грабежа со стороны Церкви, затем она охватила многие стороны жизнеустройства. «Святые отцы» Ватикана не могли подавить в течение нескольких лет восстания крестьян в Чехии, хотя против восставших они направляли многотысячные армии крестоносцев! Подобные восстания проходили в Германии, Франции, Англии. И еще одна характерная особенность: в Европе против террора «святой Церкви» боролись и «низы», и лучшие представители «элиты»: ученые, писатели, философы. Вот откуда берет начало и европейская демократия, и общая благоустроенность, и высокий уровень жизни… А у нас П.Я.Чаадаева, который тянулся к западным ценностям, буквально заклевали реакционные «патриоты», поскольку еще в 15-17 веках на Руси победили именно реакционные силы. Тогда у некогда свободолюбивых славян и появилась такая «русская традиция»: пожирать глазами царя и ползать перед ним на коленях. А для более убедительной демонстрации «патриотизма» нужно еще кричать петухом… В те же времена было жестоко подавлено движение против диктата Церкви. Так называемых «еретиков» (а это были просто люди, осмелившиеся думать) истребляли, сажали на кол и преследовали на протяжении нескольких столетий. Все это делали идеологи «высокой духовности»! С тех пор любители диктата и террора определяли все жизнеустройство. Народу «переломали хребет»…А мы удивляемся тому, почему у нас такое убогое качество жизни. От тех, кто угнетает нас и подавляет наше человеческое достоинство, нашу волю и свободу, мы постоянно ждем «спасения»!
 Таким образом, европейские народы благодаря продолжительной и упорной борьбе ЗАСТАВИЛИ любую власть УВАЖАТЬ свои права, они НЕ ПОЗВОЛИЛИ обращаться с собой, как с послушным стадом. Таковы реальные результаты внедрения принципов гуманизма и демократии. В частности, они необходимы для того, чтобы НЕ ПОЗВОЛЯТЬ власти платить в 10 раз меньше, чем в нормальных странах, подменяя достойную жизнь причитаниями о «нашем особом пути», о «патриотизме» и «правильной вере».
 О СВЯЗИ ГУМАНИЗМА,ДЕМОКРАТИЗАЦИИ И ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. В царское время крестьяне батрачили на земле крепостников. Огромными земельными площадями (полями, лугами и лесами) владела наша, самая «правильная» Церковь (очевидно, для усиления «духовности»!). После переворота большевиков народ стал батрачить в колхозах и совхозах на очередных крепостников на «второе крепостное право большевиков» (ВКПб). В наше время «рабам божьим» позволили иметь шесть соток земли. Но даже эти клочки земли не просто подарили нам наши благодетели в силу доброты души своей, они это сделали под влиянием западных, демократических ветров. Кстати, и отмена крепостного права была сделана царизмом под влиянием Запада. Всеобщий процесс демократизации идет неудержимо, реакционеры разных мастей могут лишь сдержать на какое-то время этот процесс… В советское время все принадлежало мифическому «народу», а на самом деле – «партии». В послевоенные годы «советские кадры» избивали голодающих школьников за то, что они собирали для себя колоски на колхозных полях. А все потому, что до России так и не дошел призыв европейских гуманистов: «Уважать человека!». У нас же людей откровенно считали за быдло… И даже сегодня некоторые безнравственные, религиозные и партийные особи обвиняют Запад в том, что там, видите ли, «поставили в центре человека» и слишком много «прав у этого человека»! Вот чего боятся ряженые «спасители»: что люди обретут какие-то права! А значит – вырвутся на свободу из загона…
 Уважение к человеку, провозглашенное гуманизмом, определило и уважительное отношение к личной собственности. Поэтому в демократической стране никто не будет громить вашу дачу, если вы уехали на неделю. Не потому, что европейцы кого-то боятся. Это у них уже отложилось в генах. Европеец даже не будет пристально смотреть в сторону дачи другого человека! У нас же воровство и вандализм стали повсеместным, стихийным бедствием. Не говоря уже о том, что принято заходить на чужой участок (если он не огорожен наглухо колючей проволокой) и рассматривать, что там растет.
 (Отступление: Например, через пару участков от моей дачи есть неогороженная дача. Ее хозяин пару недель не появлялся на участке. И вот смотрю – заходят на этот участок три бабы с ведрами и палками и начинают сшибать яблоки. Это не пришлые, у них чуть дальше тоже такие же участки и тоже есть яблони. Но, понимаешь ли, непорядок: яблоки висят! И так работают они долго, основательно, будто на своем участке. Это типичная картина среди обладателей «высокой духовности». Что это – «широта русской души»? Конечно же, это просто свинство, немыслимое в любой нормальной стране)…
 А часто забираются в чужие дачи только для того, чтобы устроить там разгром. Такое варварство типично для России потому, что на протяжении многих веков большинство народа находилось на уровне рабов. А у рабов, не имеющих ничего кроме цепей, накапливается ненависть ко всем, кто что-то имеет. Зависть и ненависть на всех уровнях! Если у меня есть старенькие «Жигули», а у соседа нет, то я для него «паразит». В этом заключается глубинное отличие в психологии наших обладателей «правильной веры» и человека Запада: у западного человека глубоко в сознании укрепилось уважение к человеку и к его собственности, у нас же отложилась тяга к «уравниловке» и даже к разрушению. Таким образом, наша реакционность (в нее входит зависть, злость и другие пороки) это не просто особенность тех или иных политиков. Мы часто (в том числе автор) ругаем «верхи». Но реакционность, неуважение друг к другу охватили все слои общества от «кухарки» до самих «верхов». Реакционность, усиленная огромными пространствами, внедрилась в психологию, стала образом мышления многих миллионов и превратилась в своеобразную среду обитания.
 Отсюда вывод: чтобы не громили ваши дачи, чтобы к вам не относились, как к стаду, и, с другой стороны, чтобы соседи не считали вас за «паразита», нужно изменить всю среду обитания, нужна демократизация. А поскольку в России не было ни Возрождения, ни эпохи Просвещения, необходимо начать с азбучных истин – с пропаганды и внедрения идей Гуманизма и Демократии в широких слоях населения. (Именно «населения», поскольку «гражданское общество» нам предстоит еще создавать).
 О ХОРОШИХ «ЗАВЕТАХ» И РЕАЛЬНОМ ЖЗНЕУСТРОЙСТВЕ. В последние годы в нашей стране шарахнулись от поголовного «атеизма» до поголовной, вторичной «христианизации». Наши «отцы родные» не могут обойтись без вульгарных крайностей. И вот уже бывшие «верные ленинцы», переодетые в черные спецодежды, клеймят всех тех, кто не ходит отмечаться в церкви, как они клеймили совсем недавно людей, не вступивших в члены ВЛКСМ и КПСС. На крайностях держится любая диктатура и любой диктат. Находятся даже такие демагоги, которые говорят о «христианском гуманизме», как о некоторой разновидности «общего» Гуманизма. Это ложь, но поскольку суть догматических религий является большой темой, то мы здесь напомним лишь о некоторых реалиях, чтобы наши россияне не обольщались по поводу «милосердия» и «человечности» официальной Церкви (см. статью автора /1/).
 Во-первых, отметим, что представителей христианской идеологии изначально отличала ненависть к инакомыслию. В самой Библии немало жестоких слов по отношению к тем, кто не успел принять библейскую идеологию. Позже эта ненависть перешла и в «Новый Завет», вспомним хотя бы широко известный лозунг христианских фанатиков-фундаменталистов «горе тому, кто не примет нас». Ведь это близко к той идеологии, которую проповедовали, например, большевики. Христиане на протяжении тысячелетия педантично реализовывали подобные «заветы». Столетия страшной инквизиции, истребление коренных народов Америки, «крестовые походы» и много другое – это реализация подобных «заветов». Таким образом, внешние словеса церковников находятся в полном противоречии с их реальными деяниями на протяжении 1500 лет (подробнее об этом в статье автора /2/). Наше «Православие» не является исключением. И на Руси христианские фанатики жестоко расправлялись со всеми, кто мыслил вне христианских догм. Да и в самом названии нашего ответвления христианства содержится предельная нескромность. Называя его «правильным славием», церковники принижают все другие религиозные подходы. Еще смешнее связывать слово «православие» с двумя дохристианскими, славянскими понятиями «правь» и «славь». Во-первых потому, что христиане искореняли «до основания» все древнеславянские, т.е. действительно русские традиции и обряды. Во-вторых, многозначное слово «правь» означает и «мир богов» (разумеется, славянских богов), и родовые «законы», и некий высший «порядок». А слово «славь» означает прославление древних богов, связанных с Природой! Таким образом, эти два понятия не имеют ничего общего с привозной догматикой христианства. Так что идеологи «правильного славия» занимались, кроме прочего, подделкой «этнических документов» древних славян…
 Но нам здесь важнее подчеркнуть другую, «хлебную» сторону Церкви: как известно, служители религиозного ведомства всегда жили прекрасно. В каждом крупном поселении было лишь три крупных и красивых дома – дом помещика, дом попа и дом жандарма! А вокруг – полусгнившие избушки русских рабов… Церковники владели огромными земельными площадями. Но вот на праздники было принято демонстрировать «милосердие» и «любовь к ближнему» бросать пятаки нищим… Такова правда о «милосердии» и «любви к ближнему»… Согласно идеологии церковников «раб божий», а на самом деле раб реальных рабовладельцев и аферистов, должен «любить любое начальство», идя по жизни согбенным и «кротким». Короче говоря, человек должен вести себя приблизительно так же, как овцы и коровы, что бродят стадами. Да, при этом коровы и овцы еще должны непременно любить пастуха, который нещадно бьет их кнутом… Разве может идти речь о свободе, гуманизме и нормальной жизни при такой идеологии?
 Мы несколько ушли от темы, но это «отклонение» позволяет сделать некоторые принципиальные выводы. Во-первых, «христианского гуманизма» никогда не было и не может быть, как не может быть «исламского гуманизма» и «коммунистического гуманизма». Попав в сети партийно-религиозных организаций, люди могут существовать лишь в состоянии бесправного стада. И тут вера в Бога или в некие «Высшие Силы» совершенно не при чем. Вера в «высшее начало» это интимное действо. Разве Творец выдал религиозным партийцам патент на то, чтобы они выписывали пропуска к Высшему Духу? Ведь Бог – повсюду! Он вас услышит и в поле, и в лесу, и в Антарктиде. Вы можете «верить», но зачем же ходить в религиозные парткомы к упитанным демагогам? Это все равно, что ходить «поклоняться» в мавзолей Ленина… Не надо забывать и о том, что призывы быть «кроткими», радоваться убожеству жизни и пр. относятся только к «рабам божьим»! Сами же идеологи всегда утопали в роскоши. Поэтому они давно уже не христиане. Это просто лжецы и дельцы с психологией рабовладельцев. И нужно четко понимать: они НИКОГДА НЕ ПОЗВОЛЯТ ЛЮДЯМ ЖИТЬ НОРМАЛЬНО! Ведь желание прировнять народ к стаду является их главной, «теоретической» основой. Без этой основы у них ничего нет!… Народ сможет жить нормально только в том случае, если он поставят на место демагогов всех расцветок, выдающих рабское положение людей в качестве «русских традиций». Поэтому хотелось бы обратиться к этническим русским: не обольщайтесь! Не верьте религиозным демагогам, будто они несут какую-то «духовность» и помогают «возродить» что-то русское. Никто не возрождает ни русские песни, ни исконные традиции. «Возрождается» только религиозная партия, которая, как некогда КПСС, работает лишь на свое процветание. А вы, уважаемые русские, будете и далее жить на уровне позорного «прожиточного минимума», что в переводе на русский язык означает: «чтобы рабы не протянули ноги»… И когда откормленные певцы «высокой духовности» забираются на все трибуны, уподобляясь Ленину и Троцкому, и поучают всех, как надо жить, то мы должны им посоветовать: уйдите в леса, в «пустынь» и покажите на деле: как должны жить учителя «духовности»…
 На этом мы прерываем перечень примеров и доводов, надеясь на участие авторов этого сайта и всех читателей. РАБОТАЯ ВМЕСТЕ, РАССУЖДАЯ СВОБОДНО, МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЙДЕМ И ПРАВДУ, И ВЫХОД ИЗ ЛАБИРИНТА ЛЖЕЦОВ.
 * * *
 
1. Вячеслав Зенин. «МИФ о «религиозном гуманизме». Сайт Российского
 гуманистического общества http://www.humanism.al.ru/ru/
2. Вячеслав Зенин. «Духовность и духовники», журнал «Здравый смысл», №39, 2006 г.