Эффект Кассандры

Виктор Свиридов
 Исследователи, изучающие «человеческий фактор», выявили немало курьёзных видов его проявления. Один из них американские психологи назвали «эффектом Кассандры». Этот эффект описан достаточно, например в специальной литературе я нашёл такое описание классического действия «эффекта Кассандры»: самолет летит прямо в гору, вот-вот врежется. Второй пилот говорит первому: “Уходи, сейчас врежемся!” Командир не слушает, не хочет слушать настойчивых предупреждений и просьб подчиненного. Все его человеческое и командирское «Я» протестует против указов младшего по званию. Кончилось тем, что второй пилот силой перехватил управление, фактически спас самолет и экипаж. А командир потом подал на второго рапорт, жалуясь на неподчинение и требуя сурово наказать своего второго пилота.
 Когда я прочёл эту историю в специальной, (для служебного пользования) литературе, то сразу вспомнил лётное происшествие, случившееся ранее с туполевским летчиком-испытателем Борисом Веремеем. На мой взгляд тогда сработал именно этот психологический эффект.
Должен сразу заметить, что абсолютную достоверность событий в подобных случаях установить очень трудно, порой невозможно. Даже непосредственные участники часто дают противоречивые показания, а записи «чёрных ящиков» чаще всего неполны, что и понятно – удар, взрыв, огонь и т.д. Но для иллюстрации «эффекта Кассандры», важны не столько технические подробности полёта, сколько вопросы взаимодействий первого и второго лётчиков. В данном случае кое-что мы поняли сами из записей КЗА, кое-что узнали из разговоров с лётчиками.
 Итак, в представлении автора, события развивались следующим образом. Идут сдаточные испытания новейшего по тем временам самолета ТУ 22М2. Сдаётся сложнейший режим: взлет с одним отказавшим двигателем. По программе испытаний на этот режим отводилось два полёта, причём в первом полёте командиром экипажа должен быть лётчик ОКБ Веремей, а правым пилотом – представитель заказчика военный летчик-испытатель полковник Львов. На другой день командиром экипажа уже является Львов, а Веремей у него «вторым». По результатам этих двух полётов и должен «приниматься режим».
В первый день Веремей благополучно выполнил этот сложнейший испытательный полёт. На другой день взлетает Львов. В соответствии с программой на разбеге выключается один двигатель, т.е. имитируется его отказ. Далее, как и полагается при взлёте, лётчик убирает закрылки, но может быть чуть-чуть раньше необходимого. Видимо, ему хотелось скорее уменьшить лобовое сопротивление, ведь двигатель один, тяга маловата. Однако, убрав закрылки лётчик уменьшил подъемную силу на крыле. Сейчас увеличить ее можно только увеличив скорость. Одинокий двигатель тянет на пределе возможного. Идут секунды хрупкого равновесия, скорость не растёт, подъёмной силы не хватает, и самолет начинает тихонько терять и без того невеликую высоту. Веремей лучше знает и чувствует эту машину, ведь он испытывает ее с самого первого вылета, (они с В.Борисовым поднимали в воздух самый первый экземпляр ТУ-22М). Он предлагает Львову временно «подвыпустить» закрылки, увеличив чуток подъемную силу, чтобы не дать самолету потерять высоту и выиграть время на разгон. Львов молчит. Веремей несколько раз повторяет свою просьбу. “Ничего, сейчас раскачегарится”,– отвечает командир. Самолет очень медленно теряет высоту, штурман методично диктует цифры высоты: 30, 25, 20 ... Не теряющий спокойствия и юмора Веремей предлагает «взятку»: “Сто рублей дам, если выпустишь закрылки”, – говорит он. Не помогает! (Гусары денег не берут!) 15, 10, 0! Самолет практически плашмя падает на поле.
Нам практически тут же позвонили с базы: «Четыреста третья только что упала при взлете, дым с КДП видно!»
 Боже мой! При взлете! Катапультирование очень проблематично... А машина полна керосина…
 Мы любили летчиков, а Бориса Веремея особенно. Огромный, добродушный, всегда спокойный. Неужели конец? Однако в жизни всякое бывает, в том числе и счастливые стечения обстоятельств. Самолет упал на трактор, который без людей одиноко стоял в поле. (Как всегда нашлись люди, которые утверждали, что пьяный тракторист спал неподалёку в копне сена, что его и спасло.)
 От удара кабина оторвалась и пропахала вперед, а все остальное осталось сзади и сгорело. Экипаж остался жив! Правда, Львов был сильно травмирован. Веремею повезло больше. Через час он сидел в кабинете у главного конструктора и рассказывал обстоятельства полета.
 Позже, изучая «эффект Кассандры», я вспомнил этот эпизод. Что и говорить, «эффект Кассандры» – весьма яркое и своеобразное проявление одной из черт человеческой психики.
Лично я с «эффектом Кассандры» сталкивался неоднократно (но, слава Богу, не в воздухе) и каждый раз с курьёзными последствиями. Ниже приведу два подобных случая, происшедших в разное время на охоте и рыбалке. Действующими лицами оба раза были я и мой отец.

 ВОЗЬМИ ПОДСАДЧИК !

 Мы на рыбалке. Отец на резиновой лодочке вот-вот отплывёт от берега проверять донки (посаженные на «перемёт»). Я стою на берегу рядом и уговариваю его взять с собой в лодочку подсадчик. Папа очень опытный рыбак и прекрасно знает, что без подсадчика хорошую рыбу в лодку вытаскивать рискованно, оборвёшь поводок и всё. Но разве можно «учить» папу? На него, как говорится, «нашло»: «Зачем мне этот сачок? В лодке и так тесно, рыбы наверняка нет, проверю крючки для очистки совести и поменяю живцов!» С тем и отчалил. Первый крючок был почти у самого берега (ну не более двух метров!) и на нём сидел здоровенный судак. Наблюдая, как отец бережно подводит рыбу к лодке, я говорю: Оставь рыбу в воде, подплыви ко мне и возьми подсадчик! Нет, конечно он не послушался! И при попытке вытянуть рыбу в лодку судак оборвал поводок и ушёл. И чем дальше от берега отплывала лодка, тем уверенней отец заявлял, что больше рыбы быть не может, а он проверяет крючки лишь для порядка, чтобы сменить живца. Не буду затягивать рассказ, читатель, наверное, и так догадался о последующих событиях. Под мерные уговоры с берега («Возьми подсадчик!»), папа упустил двенадцать судаков, т.е. всех до одного!
«Рыбацкие байки!», – подумает читатель… Вот и не байки, а чистейшая рыбацкая правда.
 И судаки были... по три кило каждый!
 

 СТРЕЛЯЙ ЖЕ, СТРЕЛЯЙ !

 В другом случае мы с отцом спускались по прекрасной северной реке Лемве. (В начале этого похода он поймал меня на тройник). У папы кончался отпуск, поэтому мы с ним, оставив своих друзей наслаждаться рыбалкой, «лопатили» от зари до вечера, перекусывая на ходу сухарями. Консервы давно кончились, а времени на рыбалку и охоту не было вовсе. И тут подарок судьбы: на берегу огромный глухарь, и расстояние подходящее… Отец выстрелил, явно попал, и мы налегли на вёсла. Но глухарь очухался и поковылял к кустам. Я говорю отцу: «Стреляй, а то уйдёт!»… О дальнейшем можно было бы и не рассказывать. Мы же беседуем о «эффекте Кассандры», и читатель опять всё понял. Конечно же отец долго не стрелял, убеждая меня (и себя), что первый выстрел был так хорош, что глухарь не уйдёт, что вот-вот упадёт… «Стреляй же, стреляй!»,– кричу я, но нет, не стреляет папа… Проковыляв метров двадцать глухарь достиг кустов, и второй выстрел вдогонку был пустым. Ужинали мы сухарями…
 А ведь поверьте мне, что в жизни отец совершенно не был упрямым, его вполне можно было и убедить и уговорить. Значит психологически эти моменты объясняются вовсе не природным упрямством. Размышляя об «эффекте Кассандры» я пришёл к выводу, что здесь явно доминирует элемент самолюбия. Очевидно, старшему (по любой человеческой иерархии) психологически трудно последовать даже заведомо правильным советам и, тем более, указаниям младшего. (Пусть будет хуже, но по моему!) Может быть, не уговаривай я отца стрелять второй раз, он бы и выстрелил – ведь ситуация была очевидная и контролируемая.
 Так может запретить второму пилоту давать советы командиру? Или психологи должны разработать специальную методику подготовки лётчиков (да и не только лётчиков)? Такая подготовка, кроме всего прочего должна быть нацелена на то, чтобы воспитать у будущего командира готовность и умение непредвзято оценить совет подчинённого, а главное – последовать этому совету без эмоционального усилия на собой. Думается, что в первую очередь такую психологическую подготовку должны бы были получать курсанты лётных училищ.
 Только ведь у нас лётчикам психологию не преподают…