В лабиринтах Шакпак-Ата

Отюкенская Чернь
Вертолет медленно приближался к святилищу Шакпак-ата. Гул моторов и движение лопастей создавали такой шум, что он поглощал все другие звуки, а тем временем за стеклом иллюминатора можно было увидеть земли междуморья Каспия и Арала с высоты птичьего полета. Удивительный край! Хотя благодатным его не назовешь. Летом солнце угнетает все живое. Зимой лютуют морозы. Вечные ветра свободно разгуливают здесь между землей и небом.
Местный климат на редкость суров, выдержит не каждый. Поэтому народ тут живет крепкий, как камень. Самые стойкие доживают до глубокой старости, при этом они пользуются большим уважением. Всех их называют аксакалами, что означает «белобородые». Однако и среди аксакалов встречаются неординарные люди, которых природа наделила определенным даром. Таких почитают, именуя «ата», то есть «старец».
Ученым удалось подсчитать, что память народа сохранила имена 363 почитаемых на Мангышлаке святых. Согласно легенде, они были учениками Ходжи Ахмеда Ясауи, а после смерти учителя пришли в эти края, чтобы проповедовать его учение. Так появился здесь некто Шакпак-ата, буквально – «старец-кремень». Шел он мимо аула и увидел, как муж избивает жену за то, что та была бездетной. Вступился Шакпак-ата за несчастную. И не посмел мужчина поднять руку на старца, повернулся и ушел прочь. Женщина, обливаясь слезами, благодарила своего спасителя и, не зная куда деваться, увязалась за ним. Долгим был их путь. В конце концов они поселились в самом гиблом месте, которое даже хищные звери обходили стороной. С той поры чудеса стали происходить в округе. В доселе безжизненном краю пробился родник; дожди выпадали часто и обильно; вскоре здесь зажурчали ручьи, зацвели поля и сады; скот тучнел и множился без числа; и в чреве женщины взыграл младенец. Обо всем этом быстро узнали люди и стали они посещать то место, чтобы увидеть чудеса своими глазами. И, странное дело, больные исцелялись тут от различных недугов – немые обретали дар речи, глухота проходила бесследно, а раны затягивались мигом.
По сей день окрестности святилища Шакпак-ата считаются местом таинственным, где, если верить рассказам, продолжают происходить явления удивительные. Убедиться в этом можно лишь побывав здесь самому.
…Сделав крен, вертолет пошел на посадку. Некоторое время спустя многотонная махина уже стояла посреди степи. В иллюминаторы был виден высокий чинок, у подножия которого покоилось древнее кладбище, которое встретило нас загадочным безмолвием. Тишина обострила ощущение живого ритма. И даже создалось впечатление, будто время замедлило свой бег. Воздух чист и прозрачен. Легкий степной ветерок приносил незнакомые запахи, попутно пеленая в свои прохладные простыни. Непривычно было ступать по земле, которая издавна считается священной.
Кладбище оказалось древним. Некоторые надгробья простояли около тысячи лет, и хоронить тут продолжали до XX века. Многие из тех, чей прах покоится здесь, были связаны между собой кровными узами. На это указывают специальные племенные знаки – тамги. Они легко читаются на камнях: адай, тама, шеркеш, табын…
Наверняка при жизни все эти люди испытали на себе силу чудесного исцеления и были погребены во исполнение их предсмертного желания – возлежать вечно «у ног» святого. Правда, доподлинно неизвестно, где именно покоятся его мощи. Одни полагают, будто они замурованы в скале. Другие считают, что Шакпак-ата захоронен в чреве кургана, который расположен у входа в святилище. Ступать по этой возвышенности нельзя, и вдоль левого края существует тропинка, вымощенная плиткой. Поднявшись по ней, в конце можно заметить небольшой проем, дальше стоит стена из природного камня, за ней находится деревянная дверь.
Сложно сказать, какие чувства испытывали страждущие, посещавшие святилище Шакпак-ата. Ведь это были глубоко личные переживания. Люди приходили сюда в надежде исцелиться от недугов, а, значит, приводила их вера в чудо. С содроганием, должно быть, каждый их них подступал к этой двери.
Едва шагнув в темное отверстие пещеры, чувствуешь, как тебя всего пробирает суеверный страх, а, поднимаясь вверх по белым ступеням, испытываешь несколько странное ощущение. Луч фонарика блуждает по прокопченным шероховатым стенам. Проходы изгибаются и петляют, словно выточены каким-то гигантским червяком. Мысль о том, что можно упереться в тупик, из которого уже не выйти, возникает сама собой, особенно в тех помещениях, куда не проникает дневной свет. Правда, в своде центрального зала проделано круглое отверстие, но и там мало что удается разглядеть без дополнительного освещения.
В древности тут, очевидно, разводили костры. И хотя следы костров на полу не видны, но на стенах и потолках сохранилась копоть. Можно заметить, что здесь использовались факелы и масленые светильники, крепившиеся в верхней части колонн. Они оставили следы не только в виде копоти, но и характерные подпалины.
В целом святилище Шакпак-ата представляет собой храм крестово-купольного типа, который вырублен в массиве известняковой скалы. Памятник явно до мусульманский, но в более позднее время его перестроили, превратив в мечеть. Считается, что основателями были первые миссионеры суфийских орденов накшбенди, ясавийя и кубрави.
О жизни первых служителей храма известно мало. Они оставили надписи, выполненные арабской вязью на чагатайском языке, в которых звучат призывы к аскетическому образу жизни или идет речь о бренности бытия. Возможно, эти люди приходили сюда, чтобы очистить себя покаянием в пустыне и однажды прозреть в пещере откровений.
Безусловно, тут жили необычные люди минувшей эпохи. Их поведение и образ жизни до сих пор выглядят загадочно. Может статься, что именно в темных залах святилища Шакпак-ата они проводили самые светлые дни, ибо сознание их озаряли идеи – и вещие, и жуткие. Однажды кто-то из них постиг тайну рождения людей на земле, и позже они стали лечить женщин от бесплодия. Еще русские путешественники XIX века слышали рассказы прихожанок и добросовестно их записывали.
«Женщины, пришедшие сюда для молитвы от бесплодия, обязаны оставаться в пещере на целую ночь, - сообщают письменные свидетельства, - к достойной, по словам ночевавших здесь, выползает из скалы пещеры огромный змей – или белый с черной головой, или черный с белой головой… Змей обвивается вокруг шеи, не причиняя богомолке никакого вреда или боли».
Мало кто сегодня относится серьезно к подобным рассказам. Между тем не все так просто, как может показаться. Змея в пещере появлялась, конечно же, не случайно, а благодаря лунному календарю. Дело в том, что в некоторых древних и традиционных обществах ночное светило отождествлялось с драконом или змеей, но, кроме того, имело непосредственное выражение в женщине на земле и считалось покровительницей слабого пола. Фазы угасания или прибывания луны происходили в дни, которые именовались днями черноголовой и белоголовой змеи. Лунный свет, проникая через отверстие в потолке, освещал женщину, то есть «окутывал» или «обнимал» ее. Именно в этом ритуале заключалось великое таинство.
Единственное, пожалуй, что способно изумить наших современников, так это возможности древних лекарей избавлять женщин от бесплодия. Науке сегодня ничего определенного не известно о силе лунного света в борьбе с этим недугом. Хотя в медицине существует специальный раздел – физиотерапия. Врачи этой специальности лечат людей силами природы. Правда, при этом они используют специальные аппараты. В древности таких аппаратов не было…
Остается только гадать о степени могущества тайн, обладателями которых были служители святилища Шакпак-ата. Вполне вероятно, что они составляли некий монашеский орден, пользовавшийся практическим опытом, трудами и знаниями, накопленными в течение многих поколений. Дни и ночи они проводили в темных залах, вслепую открывая Вселенную, ее силы и гармонию.
Блуждая в лабиринтах храма, замечаешь, как причудливо играют тени, заставляя видеть в них древних знахарей, колдующих где-то в углу над чудодейственными напитками, или мирно расхаживающих служителей, окуривающих помещения специальными травами и маслами. А вот вдалеке, кажется, сидит сам Шакпак-ата – неправдоподобно древний, согбенный и бессловесный, белый как лунь старик с ниспадающей седой бородой… Но нет – это всего лишь просвет выхода.
Иначе выглядим мир, когда выходишь из святилища Шакпак-ата. Он словно оживает вновь на твоих глазах: солнечный свет такой яркий, просто слепящий; звуки несутся на тебя со всей степи; запахи кружат голову… Это продолжается всего мгновение, но пережитого достаточно, чтобы понять и почувствовать насколько удивителен этот мир! И тот – далекий и позабытый, загадочный и молчаливый…