Хуш келибсиз!

Анвар Шукуров
 (ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!).


 Ближе к обеду, в один из жарких апрельских дней, к воротам дома Нартаджи-палвана подкатил новенький «Москвич-407» (имеется ввиду 60-годы). Вслед за пронзительным, хрипловатым сигналом из машины выбрались трое - водитель и два его пассажира.

 Судя по довольно помятому внешнему виду, гости прибыли издалека.

 Из-под ворот раздалась ленивая собачья брехня, после чего в щели под ними показалась пара детских калош. Гости ждали на улице, не решаясь войти. С обратной стороны послышался женский голос, успокаивающий собаку: "Уймись Олапар! Кто так гостей встречает». После чего узкая, высокая створка ворот распахнулась и на пороге возникла хозяйка. Из-за её юбки выглядывала черноглазая девчушка лет пяти, а у ног вертелся пёс. В самом деле: пёстрой, чёрно – белой масти. Настоящий Олапар.

 Гости так и разглядывали встречающую их компанию: снизу – вверх. Собака, девочка, после чего их взгляды стали подниматься выше-выше, ещё выше… О-го! Хозяйка оказалась росту немалого. Чуть больше даже двух метров. Прибывшие, сперва даже немного оробели. Но, присмотревшись, без труда разглядели в лице улыбающейся женщины знакомые черты – ну конечно это мать друга.

 А какая же должна быть мать у знаменитого местного борца? Такая и должна.
 Почти хором приветствовали: Ассалом аллейкум уважаемая!
- Ва аллейкум ассалом! Проходите! - и она отступила чуть в сторону, приглашая гостей во двор.
- Мы к Нартаджи, он дома?
 
 Хозяйка как будто не расслышала их вопроса: Вы проходите. Отдохнёте, перекусите с дороги.
Зашли, сполоснув руки под рукомойничком, и вытерев немедленно поданным полотенцем, прошли в дом.

 Быстро и ловко хозяйка усадила гостей на расстеленные вокруг достархана курпачи. Немедля возникли здесь же лепёшки, сладости и источающий аромат свежезаваренного напитка, чайник с пиалами.
Угощайтесь! – сказала хозяйка и сразу вышла во двор.

 Гости пили чай и тихонько переговаривались, поглядывая через окно во двор.

 А там события развивались стремительно. Хозяйка вынесла из хлева молоденького барашка и, особым образом связав ему ноги, зарезала. Потом подвесила на удобный, давно видимо используемый для этих целей сук, растущего здесь же дерева. Сноровисто и с силой совсем не женской сняла с туши шкуру. Проворными, точными движениями разделала на части. Отдельно внутренности, отдельно - мясо для супа, отдельно - для жарки. Вышедшая во двор невестка забрала тёплое мясо в дом, а хозяйка споро убрала место, где только что занималась барашком.

 Всё это случилось настолько быстро, что гости забыв про чай, наблюдали за происходящим. А по окончании переглянулись, восхищённо покачав головами.

 Не прошло и получаса, хозяйка принесла жареное мясо. Пока накрывала на стол, гости пытались выяснить когда же будет Нартаджи. Но хозяйка, захлопотавшись видимо, опять оставила вопрос без ответа: «Вот покушайте горячего, отдохните хорошенько. Вы друзья моего сына, а значит в нашем доме гости желанные. Отдохните ребята».

 На сытый желудок, после почти пяти часов пути и вправду клонило в сон. Через два часа, когда гости проснулись, хозяйка опять была рядом: Умывайтесь, сейчас шурпу принесу.
- А друг наш не появлялся?
- Будет, Нартаджи, будет. – хитро улыбнулась хозяйка – и протянула гостям полотенца.

 Когда, умывшись со сна, они вернулись к достархану, тот тонул в аппетитных парах поднимавшихся от свежего бараньего бульона разлитого в касы и отварного мяса уложенного на ляган и присыпанного тонко нарезанным луком.

 К концу трапезы хозяйка, наконец, присела к гостям. Разговорились. По законам вежливости поинтересовались здоровьем домашних, делами. И при первой же удобной возможности опять спросили: Что-то Нартаджи долго нет?

 Мать заулыбалась: Завтра в Бухаре большой праздник, будет и кураш. Сын туда уехал. Утром, незадолго до вашего приезда.
- Да ведь и мы туда же направляемся! Из Термеза едем, хотели товарища с собой захватить. Что ж Вы, уважаемая, раньше нам не сказали, что он уехал?
- Да ведь если бы сразу сказала, вы, пожалуй, и не зашли бы. А теперь вот покушали, отдохнули – можно и дальше в путь. «Гостей предупреждающих о своем визите направляет пророк, а гостей пожалующих без предупреждения, направляет сам Аллах» поэтому, дети мои вы очень высокие гости для нас.

 Ну а что ты тут поделаешь - восточное гостеприимство!