Выступление в Дели 21 марта 1996 года

Шри Матаджи Нирмала Деви
Сегодня я хочу поговорить об уме. Люди не знают, что такое есть этот ум. Сахаджа-йогам легко понять, что это есть наша реакция на всё внешнее.

Причина в наличии у нас двух жутких наклонностей, одна из которых связана с эго, а другая – с нашим воспитанием, можно сказать, суперэго, или условностями. Обе эти вещи постоянно проявляются внешне. Это реагирование, которое заложено внутри нас, всё равно, что пузыри в океане, уводящие нас от реальности. Пузыри, создаваемые мыслями, то и дело лопаются у вас в голове, и вы не знаете, почему они появились. Когда вы зависите от этого своего искусственного ума, то вы лишены благоразумного понимания, что хорошо, а что плохо.
Именно в этом уме и зарождается всё дурное, все ссоры, драки, собственничество, а также война. И только в этом уме, являющемся ни чем иным, как мифом, так или иначе возникают все эти разрушительные идеи, которые начинают крутиться у человека в голове.
Затем он находит людей, на которых может произвести впечатление и вбить свои идеи в их головы. Через посредство книг, своих лекций или гипноза, в зависимости от своих возможностей он так обрамляет ваш ум, что вы принимаете эти разрушительные идеи для себя самих или, возможно, для коллектива.

Так что этот ум – просто миф, а мы работаем через него. Мы постоянно убеждаем себя, говоря: «О, это мой ум хочет этого».
Один уехавший в Америку индийский сахаджа-йог сказал мне, что американцы – манавере. Манавере означает, что они помешаны на своём уме. На мой вопрос, что он имеет ввиду, он рассказал: «Я дал жене денег, чтобы она купила мне рубашку. Она пошла и купила юбки. У неё и так много юбок, но она купила ещё. Когда я её спросил, почему она купила юбки, она ответила: «Мой ум сказал мне купить юбки, я и купила».
Вот так – ум может навести вас на всякие плохие поступки, потому что он, во-первых, не имеет связи с Реальностью, а во-вторых, представляет собой абсолютно мифическую вещь.
Люди думают, что всё, что они создают, исходит от их ума. Это абсолютно неверное представление.
Эйнштейн говорил, что сильно устал, предпринимая попытку открыть теорию относительности. У него была некая концепция. Учёные принимают какую-нибудь концепцию и потом проводят по ней научные исследования. Он подумал, что принял неверную концепцию.
Потом, как он сам рассказывал, он пошёл в сад и сказал: «Попробуем-ка поиграть с мыльными пузырями». Он, как маленький ребёнок, играл с мыльными пузырями. И вдруг, откуда ни возьмись, к нему в голову пришла теория относительности.
 Многие учёные говорят, что не знают, откуда получают идею. Сейчас проводят специальное исследование по выяснению того, как учёные получали эти вещи и при том весьма сахаджа-образом. Даже открытие пенициллина, как и всего другого, было сделано не посредством опробования или манипуляции ума, а пришло в ум к учёному через некую неведомую силу.
Некоторые из них думали, что открытия исходили от их ума. Однако, большинство поняли, что это не так. Даже Ньютон понял, что открытие происходит от некоего неведомого ему источника.

Будучи сахаджа-йогами, вы знаете, что этот Источник – Божественная Энергия, являющаяся всепроникающей, Парам-Чайтанья. Вы знаете, потому что можете чувствовать Её, знаете, что Она Есть.

Однако, даже зная, вы должны идти за пределы своего ума, к осознанию без мысли как минимум.
Я всегда говорю вам: «Медитируйте, медитируйте», - потому что вы должны быть в состоянии безмысленного осознания, в котором вы не реагируете.

Что же в этом случае происходит? Вы становитесь свидетелем, зрителем всей драмы, всей сцены, и вам хорошо с самим собой, никакой проблемы. Вы становитесь инструментом этой Парам-Чайтаньи, этой Всепроникающей Энергии. Вы просто наблюдаете.
Вы – свидетель и, наблюдая за всем, понимаете, что всё то, за чем вы наблюдаете, не может воздействовать на вас, и при этом знаете, что это такое.

Вот каково состояние, в котором вы понимаете Реальность всей ситуации.
 Я много раз говорила вам, что, если вы находитесь в воде, то волны могут убить вас, но если вы забираетесь в лодку, то можете наблюдать за этими волнами, как, возможно, за чем-то прекрасным.
Если же вы умеете плавать, то можете спрыгнуть с лодки и спасти тонущих. Это в точности то, что происходит у нас. Находясь в таком состоянии, вы можете дать реализацию другим, можете соединить их с Божественной Энергией.
Но прежде всего вы должгны обрести безмысленное осознание.
Некоторые говорят: «Мать, мы обретаем только на 1 – 2 секунды». Это потому, что в вашем уме, даже если вы приходите в Сахаджа-йогу, очень много, прежде всего, условностей. Если вы родились в Индии, то вы отождествлены с Индией. Если вы родились в Англии, вы отождествляете себя с Англией. Я заметила у сахаджа-йогов одну вещь – как только они уходят от этого нелепого ума, то первое, что ими подвергается критике, это то, как они живут в обществе. Они, к примеру, говорят: «Ах, это индиец! Индийцы такие-то и такие-то». Если это англичане, то они говорят: «Ах, это англичане!» Они будут наилучшими критиками англичан. Даже из других стран так не могут покритиковать, как это делают они сами. Европейцы так критикуют европейцев: «Ах, европейцы, ну, европейцев-то я очень хорошо знаю».
Сам ум начинает видеть. В этом случае вы можете сказать, что сам ум начинает видеть, что он – миф. И тогда постоянный обман умом самого себя прекращается.
Вы начинаете видеть происходящее правильно и в целом, потому что не реагируете. Реагирование – это признак сильной отягощённости условностями, которая может быть вызвана у вас многими другими вещами, например, рождением в определённой религии.

Вы знаете, что за отношение у религии в наше время с людьми. Настоящей религии нет нигде. Она стала ориентирована либо на деньги, либо на власть. Поэтому религии и враждуют между собой. Вы точно знаете, что ни одна религия не является исключительной, тем не менее, они сражаются.
Причина в том, что этому уму задана установка, что вы должны бороться за свою религию. Сейчас у них нет религии, которая работала бы внутри. Нет и религии, работающей во внешнем окружении, в их жизнях. Они могут быть самыми развращёнными, самыми безнравственными людьми, тем не менее, они принадлежат к определённой религии, как к какому-то клубу. И тогда они начинают отождествлять себя с чем-то и считают, что имеют право делать эти вещи, потому что принадлежат к определённой религии или к культу.

Есть люди, которые могут очень хорошо использовать этот ум, хотя он и искусственный. В нынешние времена вы используете так много искусственных вещей, что эта искусственность может вкрасться во всё, подобно пластмассе.
Этот ум может проникнуть во что угодно, в том числе и в умы людей. Вот так Гитлер сумел найти подход ко всей молодёжи Германии. Все эти люди умели лишить людей логического рассуждения, не через ум. Если размышление идёт через ум, то это не логика.
Именно благодаря рассудительности мы можем отчётливо увидеть глупость. Это потому, что этот ум, который, как я вам говорила, всё равно, что пузырь, до такой степени ограничен, что не может понять красоту, величие, экспансию Реальности.
Этот ум – это куча мусора, которую мы так или иначе должны отвергнуть и сказать себе: «Я должен превзойти свой ум. Мой так называемый ум не приносит мне пользы. Этот мой постоянно контролирующий меня ум всё равно, что созданные нами часы и компьютер, которые нас контролируют». Так что мы должны быть осторожными, помня, что мы сами создали этот ум и он не имеет права контролировать нас.
Многие пытаются контролировать ум, считая, что для этого надо принять решение: «Я буду контролировать свой ум». Постарайтесь понять, как вы будете контролировать свой ум. Только через ум – либо с помощью своего эго, либо своей условности.
У вас нет средства контроля своего ума, потому что это – ум, который вы сами создали, и он просто у вас есть, и вы не можете его контролировать, хотя, возможно, и считаете, что можете это делать.

Вы должны пойти за пределы этого ума, и самое эффективное для этого средство – пробуждение Кундалини, потому что она, пройдя через лимбическую область, пробивается сквозь родничковую кость и просто выводит вас наружу – в сферу Реальности, и тогда происходит Йога между вашим мозгом, я должна бы сказать вашим сердцем, и этой Всепроникающей Энергией.
Это Она соединяет, Она делает Это. Сахаджа-йогой занимаются многие, я знаю это, однако, им порой трудно войти в медитацию, создать у себя это чрезвычайно важное состояние безмысленного осознания, которого вы все должны достичь.
Есть очень много сахаджа-йогов, и я рада узнать, что они становятся глубже и глубже.

Однако доколе они пребывают в смятении своего ума, они не могут прогрессировать. Всё, что создаётся их умом, не имеет в себе Реальности, очень ограничено, а порой и отвратительно. Это потому что этим умом люди начинают думать: «Я такой-то и такой-то». Вы становитесь, допустим, губернатором, и тогда считаете, что можете делать всё, что вам вздумается, потому что стали губернатором. Этот ум не знает, что вы стали губернатором, вы не губернатор. Это губернаторство правит вами, а не вы губернаторством. Как только эти идеи входят в вашу голову, вы начинаете вести себя неподобающим образом.
Даже у сахаджа-йогов есть лидеры. Лидеры тоже иногда думают: «О, я лидер!» Это миф, абсолютный миф. Лидерство в сахаджа-йоге - абсолютный миф, и вы должны знать об этом. Однако, сделавшись лидерами, люди сразу становятся, как бы, умственными, и у них одни мысли: как властвовать, как контролировать. Когда они начинают контролировать, то вы должны знать, что это их ум велит им делать это.
Почему вам нужно кого-то контролировать? Если вы настоящий сахаджа-йог, то никакой надобности в контролировании, маневрировании и манипулировании нет.
Как только ваше внимание преодолевает ум (это хорошо поймут только сахаджа-йоги), когда этот ум преодолевает мысли, то нужна манипуляция вниманием, тогда, чем бы вы ни манипулировали, это будет означать, что вы направляете своё внимание на это или на то. Вы будете удивляться тому, какими динамичными, действенными и знающими вы становитесь. Это потому, что если вы смогли однажды направить внимание на то, на что вам хотелось, то на этом (на деле, на человеке, на проблеме) появляется свет, и вы видите, как это работает, как помогает.
В Сахаджа-йоге вы говорите: «Вашим вниманием свершается множество чудес» - или что-то в этом роде. Я согласна с этим, однако и ваше внимание вполне способно делать вещи, которые обычные люди не могут делать, потому что теперь ваше внимание, во-первых, очищено, а во-вторых, манипулировано Божественной Энергией и проявляет свои способности.
Тогда как до этого люди, приходящие в Сахаджа-йогу, писали мне плачевные письма: «Мать, вот это и это случилось, отец заболел, у меня нога болит, руки болят» - и всякие беды не только на физическом, но и на ментальном уровнях. Мне порой пишут такие длинные письма. Я не умею писать письма, да и не о чем особо писать. Они же пишут, потому что на той стадии ещё реагируют и не знают, что делать.
Они доходят до того, что считают, что Сахаджа-йога вроде контракта: «Теперь, когда я пришёл в Сахаджа-йогу, я должен получить вот это, должно произойти это». Не успев прийти в Сахаджа-йогу, они уже думают, что это контракт и должны получить это, должны получить то. Это поведение не сахаджа-йога.

Сахаджа-йог на санскрите – это очень хороший ТАТТСТХ. Это хорошее слово, которое я попытаюсь объяснить. Перевести его невозможно. Таттстх – это тот, кто стоит на берегу и наблюдает. Это то состояние, в которое вы должны войти. Тем не менее вы в результате не становитесь бездеятельным человеком, напротив, становитесь чрезвычайно деятельным.
Вы не поверите, сколько всего может произойти при наличии таких людей: прекращение войны, установление мира, изобличение злых людей. Сейчас вне Сахаджа-йоги в целом столько всего происходит, и сахаджа-йоги не должны ни коим образом из-за этого конфликтовать друг с другом. Однако, я порой замечаю, поражаясь, как люди критикуют других сахаджа-йогов и других лидеров, тогда как у них самих есть проблемы. Причина в том, что, начав превосходить пределы ума, вы автоматически становитесь интроспективными и видите, «что происходит со мной, с этим умом». Поэтому встаньте перед зеркалом или лучше закройте глаза и скажите: «Ну-ка, господин ум, что это ты делаешь? Чего добиваешься?» вы выходите из себя, смотрите на себя, видите сами и спрашиваете ум: «Чего это ты добиваешься?» вот так, как только вы оказываетесь за пределами ума, вы можете контролировать.
Счастлива, что вы празднуете мой день рождения. Теперь я считаюсь довольно старой. Я не считаю так, потому что не думаю. Надо быть выше ума. Думать постоянно о себе или о вещах, которые порой не касаются тебя, это значит вгонять свой ум в состояние смятения, что очень опасно. Прежде всего, мне думается, надо остановить свои мысли.
В Сахаджа-йоге вы должны перестать что-либо читать. Если вы начинаете читать, то опять собираете из книг мысли. Я встречала много людей, у которых ум – не что иное, как чужие книги, чужие слова, чужие фразы. Они нигде, вы не можете найти их, они все потерялись. «Этот говорит так, а тот говорит так». Когда я писала книгу, мне говорили: «Мать, Платон говорил так-то, Руссо говорил так-то». Я отвечала: «Пусть говорят, что им хочется. Я скажу то, что знаю. Почему я должна ссылаться на них? Я не должна идти в библиотеки и читать, что сказал Руссо, что сказал Платон. Что я знаю, что видела в своей жизни – это я должна чётко написать, не думая о том, что другие скажут или что другие написали».
Этот ум представляет и ещё одну очень большую проблему – всё напечатанное становится Библией. В таком случае всё то, что сделано прежде, есть нечто великое. Сейчас, к примеру, нет Христа, нет Мохаммада Сахиба, нет Авраама, нет Кришны, нет Рамы, но люди думают, что сказал Рама, что сказал Кришна. В Гите говорится то-то. В Гите он ни слова не сказал о Кундалини, почему же Мать говорит о Кундалини? Он, возможно, и говорил, нельзя сказать. Кто написал Гиту? Никак не Шри Кришна. Христос не писал Библии, Коран не был написан Мохаммадом Сахибом. Почему же вас должно беспокоить, что они говорили? Вы следуете тому, что говорили буквально все. То, что вы должны родиться заново говорили все. То, что надо превзойти пределы ума, тоже говорили все. Почему же не последовать этому и не убедиться самим? Но людям нравится, если они отождествляются. Христиане, пришедшие в Сахаджа-йогу, по-прежнему радуются, если речь идёт о Христе. Для индусов должны быть Кришна или Рама, для мусульман – Мохаммад Сахиб, Фатима. Иначе они не могут освободиться от этого. Это трудно. Таков их ум, им с детства твердят: «Ты мусульманин, ты мусульманин» , «Ты христианин, ты христианин». Поэтому они верят этому. Что бы было, если бы вы родились в какой-то другой религии? Вы были бы несколько другими. Однако в этот ум были инъекцированы идеи, которые вошли в вашу голову, и вот так вы оказались напрочь лишёнными какой-либо свободы. Вы устали от этих условностей. И среди сахаджа-йогов я отмечаю очень большую условность – они определяют, такая-то вещь хорошая или плохая. Вы видите сами. Если я, к примеру, заговорю о Гуру Нанаке, сикхи будут счастливы, но если я заговорю о Христе, они не будут довольны. Я говорила в Пуне о Христе, и они сказали: «Она пытается обратить всех в христианство». А когда я говорила в Лондоне о Шри Кришне, то сказали: «Она делает всех индусами». Так что эта наша отождествлённость столь значительна, что мы вынуждены говорить, что она от рождения. Все эти представления по-прежнему бытуют, и мы не свободны. Эти инкарнации были все великими, у нас к ним большое уважение и понимание. Но сначала будьте свободны. Для их познания ваш ум должен быть свободен. Это не должно быть вливаниями в ваши головы, из-за которых вы не можете увидеть суть. Поэтому они и не наслаждаются. Я замечала – они наслаждаются только частично. Следовательно, надо стать свободным человеком.

ЦЕЛЬ САХАДЖА-ЙОГИ - ДАТЬ ВАМ ПОЛНУЮ СВОБОДУ, А ТАК ЖЕ ПОЛНОЕ ЧУВСТВО СВОБОДЫ ТАК, ЧТОБЫ ВЫ УВАЖАЛИ СВОБОДУ ДРУГИХ.
В целом вы понимаете, что такое свобода. Если вы не достигаете свободы, то мне следует сказать, что Сахаджа-йога бессмысленна, потому что она должна так работать, чтобы вы избавились ото всех этих своих условностей.
Возьмём второе наше зло – господина Эго, представляющего ещё одну головную боль и работающего довольно быстро. Во многих странах эго уже лопнуло. Посмотрите на эти шары. Если они сдулись, ничего, их очень просто опять сделать большими. Если же они не были уменьшены, то это трудно. Вы должны растянуть эго, должны подключить его к насосам, иначе оно не лопнет. Это эго приходит к нам по самым разным причинам, в том числе, вы удивитесь, в результате нарушений наших чакр. Для некоторых очень много значат деньги. Мы должны получать деньги так или иначе. Если я не получаю денег, какой смысл пребывания в Сахаджа-йоге? Деньги очень важны. Мы живём в обществе, ориентированном, несомненно, на деньги. Но я говорила вам, что за польза от обладания деньгами, которые делают вас дураком. Посмотрите на страны, ориентированные на деньги в значительной мере, считающиеся очень богатыми, - на все эти скандинавские страны и нашу Швейцарию. Всё, что у нас есть, они, вероятно, использовали для приобретения денег. Неважно. Но они люди с деньгами. Люди совершают самоубийства. Молодые люди совершают самоубийства. Между ними идёт соперничество. Они очень несчастны. Почему? Это значит, что деньги не могут дать счастье. Деньги, деньги, деньги – если и это входит в вашу голову, вы не можете быть сахаджа-йогом. Однако деньги существуют просто для того, чтобы вы использовали их для выражения своей Любви. Вы, придя в магазин, увидели что-то: «О, вот это хорошо бы дать тому-то и тому-то». У вас вот такие мысли. Это очень хорошее чувство – вы можете дать эту вещь такому-то человеку, она ему очень нужна. Когда ваш ум становится другим, то есть пребывает в состоянии осознания без мысли, то вы купите то, что доставляет радость, нечто художественное, нечто красивое и полезное человеку. Это будет ум, до краёв наполненный щедростью, наслаждающийся своей щедростью, и он будет постоянно направлять ваше внимание на вещи, которыми вы можете доставить радость другим. Совсем небольшие вещички, необязательно дорогие. Если у вас есть деньги, лучше потратьте их на покупку вещей, которые вы можете дать другим, которыми можете выразить свою любовь, свою благодарность, свою ШРАДДХУ. Весьма удивительно то, что люди дают этим саду и бабу миллионы рупий. Это, мне думается, потому что они считают, что для удовлетворения своей шраддхи должны давать деньги. Они скапливают уйму денег, не зная их смысла, не понимая значения. Для них это только деньги. В нынешние времена, я думаю, наихудшая причина эго – деньги. Я встречаю очень богатых людей, великих деловых магнатов и что-то в этом роде. Они должны приходить ко мне отдельно ото всех: «Мы должны прийти, Мать, и посмотреть». Однако они бесполезные люди, абсолютно бесполезные. В результате они приходят ко мне и говорят: «У меня растрата в том-то и том-то. Можешь Ты мне помочь или нет?» Я просто ничего не отвечаю, но потом они говорят: «Мать, у нас возместился убыток благодаря Твоим благословениям». Возможно, но это глупо. Лао-Цзы, например, писал: «Вы плывёте по реке Янцзы. По берегам красивые пейзажи, но лучше оставаться в лодке и добраться до океана». Или, допустим, по дороге в аэропорт мы видим что-то красивое и выходим. Как мы попадём на самолёт? Так что побочные эффекты этого ума таковы, что мы отвлекаем своё внимание на ненужное и растрачиваем энергию. В результате мы несчастливы. Как вы знаете, потребности вообще невозможно удовлетворить. Любовь, которую вы даёте и Любовь, которую вы получаете, не с какой-то корыстной целью, не с каким-то намерением, а для того, чтобы почувствовать Её внутри себя и внутри других, - это величайший дар Божественности. Вы увидите, что все другие вещи бесполезны. Вы видите это ежедневно. Вам хочется машину, заимев её, вы хотите иметь дом. Заимев дом, вы всё равно не удовлетворены и хотите чего-то ещё и ещё. Какая же потребность даёт удовлетворение? Это – чистая, искренняя Любовь, которую вы чувствуете к другим, и другие чувствуют к вам.
Есть у нас и много других отягощённостей эго. В нашей стране, так называемой Индии, властвовать над женой – одно из наибольших эго. Я вижу, как мужчины мучают женщин, своих жён и детей просто потому, что думают: «Я – мужчина». Что же вы получаете? Вы не получаете радости. Вы не можете быть радостным. Если вы пытаетесь властвовать над другим человеком, вы никогда не будете радостным.
Радость можно почувствовать только через Любовь, нежное расположение и заботу, потому что у радости эти признаки, радость – не властвование, не требование, не прошение. Это не признаки радостного человека. Радостный человек – это тот, кто наслаждается проявлением заботы, Любви, нежных отношений.
Властность – это ещё одно качество, которое я отмечаю у индийских мужчин, особенно на севере в результате того же мусульманского влияния. Что бы ни было, именно мужчины сильно повелевают и оскорбляют своих жён. Теперь здесь и женщины стали крайне повелевающими.
Действие естественно влечёт за собой реакцию. Сама эта реакция – неверное представление. Она должна растворяться в чувстве чистой Любви, океане сострадания. Например, на улицах Дели я вижу очень много попрошаек, в том числе маленьких детей. При этом у меня не возникает желания побранить их, и я не сержусь на них. Может быть, они обманывают, может быть что угодно. Если обманывают все, даже те, у которых много денег, то что взять с этих бедных? Но сострадание заложено внутри меня таким образом: «Дай-ка я приобрету как-то участок земли где-нибудь, дай-ка, создам некое место, где можно разместить всех этих сирот и оказать нужную помощь». Возможно, что из этого пруда страдания и бедности у вас выйдет на поверхность множество лотосов.
Однако, такое чувство должно быть коллективным. Я считаю, что таким образом мы разрешим проблему Дели. Но это не означает, что должны бездействовать другие социальные работники. Я, например, была связана с одними социальными работниками и поражалась, что их работа представляла собой не что иное, как вздувание своего эго. Их никак не назовёшь социальными работниками. Чистая случайность и ничего глубокого в их внимании, чтобы позаботиться об этих людях. При большом чувстве Любви и сострадании мы можем сделать это, мы все вместе можем разрешить эту проблему. Это одно из моих желаний. Если это желание всех вас, то результат будет. Это очень важно, они тоже люди, и мы должны позаботиться о них.
Но для этого не следует думать: «Я буду казначеем», «Я буду президентом», «Я буду тем-то». Вся эта страсть к положениям должна уйти из самого ума. Иначе вы не свободны.
Об этом есть хорошая шутка. Один человек пошёл на приём к министру. Личный секретарь министра, занимавшийся людьми, сильно гневался на всех. Тогда одни деревенские жители сказали: «Кто ты такой?» Он ответил: «Разве вы не знаете? Я – Пи Эй.» - «О, Пайе Хо, (то есть, ты пьян), ну что же, нам нечего сказать».
Так что человек с эго ведёт себя как человек, имеющий эго, можно сказать, как пьяница, или как сумасшедший. Иной раз с ними приходится встречаться с отпорным шестом в руках, как я вам уже говорила. С некоторыми этими людьми, имеющими награды мира, нам приходится разговаривать, держа отпорный шест, потому что они могут наскочить на вас, как кошка или как леопард. Не знаешь, как они скроены. Я не знаю, как они получили эти награды мира, но они их имеют.
Так что мир внутри нас. И этот мир необходимо сохранять, интроспектировать и наблюдать за ним: мирные ли мы люди, или мы реагируем? Если мы реагируем, значит, мы не мирные. Однако люди скажут: «Да, да, я мирный человек, но я реагирую». В этом случае вы не мирные. Посмотрите на себя со всей прямотой, и сами увидьте - если вы мирные, то этот мир распространяется вокруг, помогает другим, даёт им физический, ментальный, эмоциональный и духовный покой. Так что приход вас, людей, в Сахаджа-йогу сопряжён с большой ответственностью. Подтверждением того, что вы сахаджа-йог служит не какая-то справка или мой значок.
Мне бы хотелось, чтобы и женщины стремились к этому, потому что я вижу, что они, в основном, пекутся о своих детях, своих мужьях, работе и всём таком. Они не беспокоятся об окружающих их людях. Им тоже необходимо вести сахаджевский образ жизни, при котором они направят свою Любовь, своё внимание на других людей и увидят, как они могут доставить приятное другим.
Такого положения вещей не существовало в западных странах. Мне думается, люди Запада никогда не знали, что надо делать приятное бескорыстно. Если вы даёте человеку подарок, он сразу спросит: «О, что вы хотите? Вы хотите кофе?» Они не могут понять, что вы хотите выразить свою Любовь. Сейчас их ум изменился, потому что там сахаджа-йоги, а они – другие люди. Но то, что я видела раньше, было вопиюще. Они считали, что давать подарки – это слабость, потому что чувствовали, что они слабые. Все эти представления меняются на Западе, и мы тоже не должны принимать их глупые идеи, что можно контролировать людей, давая им вещи и давая им обещания.

Нам на самом деле надо контролировать самих себя, а этот контроль может прийти, если вы не будете позволять своему уму контролировать. Этот контроль – полная свобода.

Возьмите, например, самолёт, который построен совершенным образом, который в абсолютном порядке. Только такой самолёт может летать. Так же и вы, если вы совершенный сахаджа-йог, то у вас не будет проблем в обращении с людьми, с любым человеком, при любых обстоятельствах.
На Западе много сахаджа-йогов, которые говорят: «Мать, мы не хотим делать никакой активной работы, потому что у нас появится эго». Они полагают, что их шар эго уже лопнул и, если они будут работать, он опять вздуется. Поэтому они говорят: «Мы не хотим ничего делать». Это не так.
Это Любовь, вы работаете для Любви. Внутри вас такой Океан Любви! Как вы можете обойтись без делания? И эта работа должна возыметь действие на каждом уровне, будь это ваша семья, ваш город, ваша страна или весь мир.

Мы должны создать новое поколение людей, верящих в Любовь, которая есть Истина. Без Любви не может быть Истины, потому что, когда вы кого-то любите, вы знаете об этом человеке, точно так же, когда вы любите свою страну, вы знаете всё о ней. Но сначала надо полюбить.

ПОЧЕМУ У ЛЮДЕЙ СЕЙЧАС ПРОБЛЕМЫ? ПОТОМУ ЧТО ОНИ НЕ ЛЮБЯТ СВОЕЙ СТРАНЫ.
Если вы будете любить свою страну, вы будете знать её значение, её проблемы, что в ней происходит. И тогда это сильное чувство единения возымеет действие, потому что вы, в конце концов, связаны с Божественным.
Но большое чувство озабоченности должно быть у вас обо всех этих вещах, которые поистине очень разрушительны и вызывают тревогу в эти нынешние времена.
Я ещё раз хочу поблагодарить вас за празднование этого дня рождения и за всю вашу проявленную ко мне Любовь. Вы для меня, как вот эти красивые цветы, которые всё время усиленно стараются сделать вас счастливыми, доставить приятное. Вот такими я вижу вас перед собой – красивыми цветами, благоухающими Божественностью. Надеюсь, вы все поймёте свою ценность и разрешите проблемы.
Благослови вас Бог!