Последнее интервью депутата Ивана Ждакаева

Олег Казаков
Предисловие

14 декабря 2005 года после операции на сердце ушел из жизни депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Иван Андреевич Ждакаев. И.А. Ждакаев родился 28 июля 1957 года в пос. Первомайске Смирныховского района Сахалина. Избирался депутатом Смирныховского районного Совета народных депутатов трех созывов, народным депутатом СССР (1989-1991), депутатом Сахалинской областной думы первого созыва (1994-1995 гг.), депутатом Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации второго (декабрь 1995 г.), третьего (декабрь 1999 г.) и четвертого (декабрь 2003 г.) созывов. Член КПСС с 1982 года, член Сахалинского обкома КПРФ. Женат. Имеет 17-летнюю дочь.

В области российско-японских отношений И.А. Ждакаев активно работал в Депутатской группе Государственной думы по связям с парламентом Японии. В Госдуме III созыва был заместителем координатора Депутатской группы. В Госдуме IV созыва, в связи с монополизацией власти партией «Единая Россия», несмотря на знания и опыт работы в области российско-японских отношений, И.А. Ждакаев, будучи членом партии КПРФ, фактически оказался невостребованным в работе Депутатской группы. Он неоднократно высказывал недоумение по поводу того, что в последние годы российско-японские отношения оказались в руках людей, плохо знающих и понимающих проблемы, существующие между Россией и Японией. «Каких от них можно ожидать советов по территориальной проблеме, если они не были на Курильских островах?» – говорил он о некоторых представителях российской части российско-японского Совета мудрецов.

Ниже публикуется последнее интервью депутата И.А. Ждакаева, посвященное российско-японским отношениям и Сахалину, которое он дал 23 ноября 2005 г. перед тем, как лечь в Центральную клиническую больницу на операцию, последствия которой оказались для него роковыми. Данное интервью затронуло не только непосредственно вопросы российско-японских отношений, но и оценку депутатом положения дел в Сахалинской области и в России в целом. Оно во многом актуально и сегодня.
+ + +

Иван Ждакаев о Сахалине и Японии
(для журнала «Япония сегодня»)

Наш корреспондент Олег Казаков встретился с депутатом Государственной думы от Сахалинской области, заместителем председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Иваном Андреевичем Ждакаевым, чтобы обсудить вопросы российско-японского сотрудничества между Сахалином и Японией.

Вопрос: Как Вы оцениваете развитие культурных и деловых связей между Сахалинской областью и Японией?

Ответ: В целом связи между Сахалином и Японией, на мой взгляд, несколько лучше, чем между Россией и Японией. Причиной тому - территориальная близость, природный и экономический факторы. Между городом Корсаковым и городом Вакканаи на Хоккайдо через море порядка 40 км. От острова Танфильева – это самый южный российский остров из 12 островов Малой Курильской гряды, – до города Немуро на Хоккайдо рукой подать. И, конечно, культурные связи лучше, качественней, потому что по этой линии у нас изучают японский язык, чиновники и деловые люди проходят обучение и на российском, и на японской берегу. Есть опыт, когда группы российских чиновников и предпринимателей из Центра делового сотрудничества направлялись на месячные курсы в Японию. Также в Южно-Сахалинске работает Японский центр, который ведет определенную подготовку отечественных кадров. В этом я ничего плохого не вижу, хотя иногда пытаются преподнести так, что, дескать, влияние Японии для нас чем-то чревато. Следуя такой логике можно дойти до крайности, когда во всем видеть «руку врага», а не искреннее желание жить по добрососедски, учась друг у друга, в том числе даже и на ошибках.

А деловые связи назвать хорошими нельзя. Не хотел бы затрагивать политические вопросы в российско-японских отношениях, но политическая составляющая имеет отношение не столько к российским деловым кругам, сколько к японским. Если японские политики установили определенные табу на ряде экономических проектов между Сахалином и Японией, то законопослушные граждане Японии следуют этим табу. Восточные люди вообще уважают закон. В то же время могу сказать, хотя это может и не понравится некоторым читателям журнала, – определенные японские деловые круги работают с российскими дальневосточными кругами не афишируя свою деятельность. Не знаю, писали ли об этом в прессе, но я встречался с такими «подпольщиками» и они меня просили, чтобы я не называл, какие фирмы они представляют. Поэтому я никогда не назову эти фирмы. Но это в основном связано с бизнесом на морепродуктах. Считаю этих людей «пионерами народной дипломатии», поскольку народная дипломатия, порой, больше пользы приносит в международном сотрудничестве, чем официальные дипломатия и политика. И я рад, что такая «народная дипломатия» у нас существует и приносит свою пользу.

В то же время деловые связи на уровне крупных организаций несут свое позитивное значение. На Сахалине идет разработка шельфовых проектов. В «Сахалин-1» участвует консорциум Содеко, по проекту «Сахалин-2» работают известные японские компании Мицубиси и Мицуи. И эти фирмы никогда не увязывают работы по сахалинским проектам с какими-либо политическими требованиями.


Вопрос: Насколько в целом ощутимо присутствие на Сахалине японского бизнеса, японских товаров и японских туристов?

Ответ: Японский бизнес присутствует на Сахалине и на бытовом уровне. Мы часто видим японские лица на улицах сахалинских городов и районных центров. Они едут к нам и ищут возможности работать с Сахалином, очень хотят работать. Особенно много японских туристов на Курильских островах, которые туда приезжают по системе безвизовых обменов. Организованные группы туристов в основном посещают не север, не центральную часть, а юг Сахалина – Корсаков, Холмск, Невельск, Южно-Сахалинск, Долинск. В этих местах японцы раньше жили. Я сам родился в Смирныховском районе Сахалина, где в августе-сентябре 1945 года шли жестокие бои. Это укрепрайон Харамитоги, о котором много писали мемуаристы. Там поставлен памятник советско-японской дружбе. Японские делегации также посещают Харамитоги.

Конечно, на Сахалине есть японские товары. Дальневосточный рынок сам за себя говорит. Но в основном превалируют китайские товары, есть товары корейского производства. Из японских товаров, кроме автомобилей, имеется бытовая техника – магнитофоны, пылесосы, холодильники, видеоаппаратура, телевизоры. Ряд районов Сахалинской области смотрит передачи японского телевидения.

На Сахалине большая корейская диаспора. Из 530 тыс. населения Сахалина корейцев около 28-30 тыс. Это те, кто в годы японского правления работал на лесоповале, строительстве дорог, разных тяжелых работах. Основная масса корейцев ныне – граждане России, а те, кто не являлся гражданами России, попали в первую очередь на переселение в Республику Корея. Перед ней Япония официально принесла извинения и построила там жилье для переселенцев. В этой связи есть другая проблема, на которую я хотел бы обратить внимание. Почему евреи, проживающие в России, могут иметь двойное гражданство, а корейцы, также проживающие в России на Сахалине, не могут. Это вопрос к МИДу России, но, на мой взгляд, здесь отсутствует логика. Корейцы, уехавшие в Республику Корея и получившие там жилье, не являются собственниками этого жилья. Не ясно, как дальше этот вопрос будет урегулирован. Но полагаю, что корейцы должны иметь право на двойное гражданство. Возможно, МИД России и МИД Японии могли бы оказать определенное давления на МИД Кореи с целью решения этой проблемы. Сахалинская область заинтересована в привлечении этих людей. Тем более, что на Сахалине живут их дети и родственники.


Вопрос: Удалось ли преодолеть последствия негативного опыта японских компаний, которые в 90-х годах вложили деньги в различные бизнес-проекты на Дальнем Востоке, а потом были силовым образом изгнаны из созданных ими структур?

Ответ: Эти последствия преодолеть не удалось. Крупный бизнес защищен серьезными юридическими компаниями, адвокатскими конторами. А мелкий бизнес беззащитен как с российской стороны, так и с японской. Некоторые фирмы держатся крепко. Взять, например, финансовую структуру «Мичиноку Банк». В Японии этот банк не является крупным по объему, по значимости, по влиятельности. Но в рамках России, на уровне Дальнего Востока и Сахалина особенно, он имеет силу. У нас на Сахалине сегодня есть ряд мелких иностранных банков (например, голландский), которые работают в рамках сахалинского шельфа, но они обслуживают только сахалинские шельфовые проекты. А банк «Мичиноку» работает в том числе в вопросах ипотечного кредитования и строительства жилья. У банка невысокие годовые проценты по депозитам. Но люди ему доверяют. И чем больше было бы таких банков, тем лучше. А вот доверия к российским банкам у людей на Сахалине нет. Я это ответственно говорю. У нас были банк «Менатеп», «Инкомбанк», «Хоперинвест», которые действительно «уперли» у народа и ничего не вернули. И даже гарантии Сбербанка по вкладам сегодня ограничены 100 тыс. рублями.

В то же время на моих глазах протекал скандал с японской фирмой «Тайрику Трейдинг». Эта фирма построила в Южно-Сахалинске гостиницу «Санта» и их обманули. Кто обманул? Я ответственно заявляю: это бывший губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов, руководство областной думы, прокуратура области, областная милиция. С «Тайрику Трейдинг» только выкачивали деньги, требовали в том числе и взятки. Мне руководство фирмы рассказывало об этом. В итоге, они потеряли гостиницу «Санта». Мне, как депутату Государственной думы, многие обещали поддержку и содействие в разрешении этого конфликта, но никто, кроме заинтересованной стороны – фирмы «Тайрику Трейдинг», не помогал. Я довел это дело да Высшего арбитражного суда Российской Федерации. И часть потерянных средств фирме была возвращена благодаря личному вмешательству при рассмотрении спорного дела бывшего председателя Высшего арбитражного суда Вениамина Яковлева.

Японским бизнесменам не следует вести дела с фирмами, которые сколотили свой капитал на воровстве и взятках. Основная задача таких фирм – «обуть» ближнего. Я говорил японцам и, надеюсь, меня поймут и услышат читатели журнала: нужно работать с органами власти. Работать с местными депутатами, работать с избранными населением мэрами. Если бизнесмен приехал в какой-то район, то нужно идти к депутатам, к мэру. Это будет определенной гарантией, защитой прав от возможных будущих потрясений. Незнание законов, постоянные изменения в законодательстве не дают возможности мелким фирмам оперативно реагировать на ситуацию. А наши жулики из отечественных фирм держат руку на пульсе и могут быстро «кинуть» иностранные компании. Поэтому я призываю работать только через органы власти. Даже на коммерческие структуры на территории того или иного района выходить только через органы власти. Потому что эти коммерсанты от власти зависят. Но если пытаться работать без органов власти, то я боюсь, что проблема не решится, а обманутых только станет больше.


Вопрос: Что, на Ваш взгляд, прежде всего является тормозом для развития российско-японских отношений на Дальнем Востоке?

Ответ: Полагаю, что тормоза два. Во-первых, это недоверие. Это самый главный тормоз. Японцы, когда была советская власть, доверяли коммунистам и Советам. А «демократам» они не верят. Потому что при коммунистах не было такой коррупции, которая как ржавчина сегодня всю «вертикаль власти» проела. Вот живой пример: японцы в прошлом году больше 190 млрд. долл. вложили в экономику коммунистического Китая, народного Китая. В то же время в прошлом году Япония вложила в экономику России около 5 млрд. долл. Почему? Японцам с их восточным менталитетом, вероятно, стыдно признаться, что, дескать, мы России не верим, потому что наши деньги воруют. А воруют различного рода чиновники, ожидающие, когда им принесут конверты и дипломаты, набитые деньгами. И вот это недоверие не позволяет сняться с этого «тормоза». Японцы строили БАМ, и проблем не возникало. А тогда во время СССР за 10 лет было вложено порядка 500 млрд. долл. А сегодня в десятки-сотни раз вкладывают меньше.

Во-вторых, это элемент чисто политический – территориальный вопрос. О нем я говорил выше.


Вопрос: По информации РИА «Новости» от 22 ноября 2005 г. губернатор Сахалинской области Иван Малахов считает, что проблема спорных территорий «не должна мешать развитию отношений России и Японии».

Ответ: Я бы хотел, чтобы кроме разговоров были дела. Пусть губернатор возьмет какой-нибудь один из российско-японских бизнес-проектов и проведет его от «А» до «Я». И тогда И.Малахов с полным моральным правом сможет сказать, что территориальная проблема не мешает развитию отношений России и Японии.

Когда возник конфликт с гостиницей «Санта», то все обещали, включая бывшего и нынешнего губернаторов, но никто ничего не делал. И представитель президента обещал. Он дискредитировал президента России своими словами. Уже потом, когда Высший арбитражных суд вынес свое решение, все стали говорить, как они помогали. Мне японцы рассказывали об этом. Мне просто стыдно за нашу власть, за ее поведение.

Думаю, что японцы должны с большим доверием относится к органам местного самоуправления на Сахалине. Именно местному самоуправлению, которое стоит с народом на одном уровне, обманывать и лгать не с руки.


Вопрос: Какие интересные инвестиционные проекты можно было бы предложить японской стороне для совместной их реализации?

Ответ: Во-первых, это строительство и реконструкция морских портов. Скоро в Государственной думе будет рассмотрен новый федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации». В нем предусматриваются не только порты федерального уровня и ведомственные порты, но и порты субъектов Российской Федерации. Я внес поправку в законопроект о муниципальных портах. Почему сегодня на Сахалине грузы для развития шельфовых проектов можно возить только с Корсакова и Холмска? Ведь территориально много ближе порт Поронайск, порт Александровск. Их надо реконструировать и перевозки будут быстрее и дешевле. После того, как шельфовые проекты закончатся, можно будет рассматривать другие проекты. В любом случае грузы будут. Возможно, с другой номенклатурой и объемами, но перевозить их надо. Окупаемость будет. Нельзя забывать о лесном комплексе. Будучи генеральным директором «Сахалинлеспрома» Борис Маслий вытеснил Аляску и Канаду с японского рынка и поставлял в Японию 500 тыс. кубов леса. Вчера некто Лиходиенко при поддержке бывшего губернатора уничтожили Маслия, выгнали с Сахалина. Кто эти 500 тыс. кубов леса теперь поставляет на японский рынок? Уже нет «Сахалинлеспрома», Аляска и Канада снова заняли свою нишу на японском рынке. Сколько бюджет Сахалинской области потерял на этом?

Во-вторых, у нас практически от города Долинска до районного центра Ноглик по восточному побережью нет ни одного рыборазводного завода. На это надо японцам обратить внимание. Это окупаемые проекты. Плюс марикультуры: развитие гребешковых ферм и морской капусты.

В-третьих, наши нефтянники из ОАО «Роснефть – Сахалинморнефтегаз» много говорят, но ничего не делают для того, чтобы обеспечить потребности Сахалина в нефтепродуктах. Нам нужно около 3 млн. тонн топлива в год, а на Сахалине в Смирныховском районе работает лишь один нефтеперерабатывающий завод «Петросах», который выпускает 200 тыс. тонн топлива. И мы везем на Сахалин топливо из Хабаровского края, Ангарска. Почему бы не построить еще два-три нефтеперерабатывающих завода для обеспечения внутриобластных потребностей? Нашу сахалинскую нефть «Роснефть» продает в Австралию, Корею, Китай, Америку. При этом много говорят про заботу о народе. Арабы в свое время построили «Петросах», а что мешает ОАО «Роснефть – Сахалинморнефтегазу» привлечь инвестиции и построить еще завод? Меня убеждают в том, что это не рентабельно. Но почему для иностранцев рентабельно, а для русских нерентабельно? Объяснение простое: «Роснефть» через свое дочернее предприятие «Сахалинморнефтегаз» покупает, по словам администрации области, нефть за 70 долл. за тонну, а из Москвы продает за границу по 200 долл. за тонну. Разницу Сахалинская область в виде налогов или других поступлений не видит. Вероятно, с этих 130 долл. «Роснефть» налоги платит, но в Москве. Думаю, что строительство заводов, например, в Ногликах и Тымовске было бы обоснованным. Нужно думать и о том, что через 2 года, по завершении в рамках шельфовых проектов строительства трубы длиной 807 км с Ногликского района до пос. Пригородное Корсаковского района, строительные фирмы уйдут. И что дальше? Где люди будут работать? К сожалению, местные органы власти не требуют у администрации области инвестиций для развития и будущего своих районов. В том числе привлекая японские, корейские, австралийские капиталы. К сожалению, сахалинские деньги уходят на строительство коттеджей в Австралии, которые принадлежат некоторым руководителям администрации областей. И об этом всем хорошо известно.

В-четвертых, это грибной промысел и сбор ягод. Перерабатывающая промышленность на Сахалине практически отсутствует. В Советские годы грибы и ягоды в большом количестве вывозились в Японию. Все семь целлюлозно-бумажных заводов, которые в свое время построили японцы, бывший губернатор И.Фархутдинов с правительством России уничтожили. Ни одного завода больше нет, экология прекрасная. Пусть японцы вывозят грибы и ягоды, перерабатывают, по крайней мере эти дары природы будут собираться на Сахалине российскими руками.


Вопрос: В Государственной думы Вы являетесь членом Депутатской группы по связям с парламентом Японии. Чем занимается эта группа и насколько ее деятельность эффективна?

Ответ: Большой работы по глубокому анализу ситуации с депутатами парламента Японии в последние полтора года не ведется. Работа «зависла». Зависла не только из-за того, что японцы с нами не хотят работать, но и потому, что руководитель нашей депутатской группы Георгий Боос на сегодняшний день назначен губернатором Калининградской области, он уехал и отдалился от японской тематики.

И почему-то вся работа у нас вертится вокруг одного – вокруг территориального вопроса. Какие бы делегации к нам ни приезжали, все зацикливается на «территории». Я считаю, что мы должны подняться выше этого.

По линии межпарламентских обменов я не был в Японии. Я был там по приглашению МИДа и ряда депутатов парламента Японии. Во время этих визитов я лично поднимал вопросы, касающиеся защиты нашего «общего стола» под названием Японское и Охотское моря. Мы в России сможем прожить на капусте, картошке и хлебе, а японец не сможет прожить без морепродуктов. Поэтому наш «общий стол» надо беречь, следить за экологией. Для этого я встречался с министром экологии Японии, с депутатами японского парламента. Я предлагал подготовить депутатам Сахалинской области и префектуры Хоккайдо совместный законопроект по защите экологии от загрязнения моря при перевозке нефтепродуктов. В России есть энергетическая стратегия до 2015 года, есть транспортная стратегия до 2020 года. В этих стратегиях, утвержденных президентом В.Путиным, говорится об увеличении перевозок различных грузов морским транспортом, включая нефтегазовые перевозки. Что может произойти при аварии – трудно себе представить. Авария танкера Эксон-Валдиз в 1989 году нанесла ущерб порядка 4,5 млрд. долл. Однако уже в марте 1990 года парламент США выпустил свой закон о недопустимости загрязнения моря. После этого ни одной аварии не было. До этого закона не было ясно, кто должен платить за очистку моря и нести другие расходы. А наша ситуация хуже. В уставной фонд компании «Сахалинская энергия», созданной где-то на Багамских островах тремя учредителями, внесено порядка 33 долл. И если произойдет трагедия на сахалинском шельфе, то не только Сахалин пострадает, но пострадает и Япония. Мы вместе должны думать об экологической безопасности своего региона и ближайших соседей.

Также я неоднократно поднимал вопрос о расширении системы безвизовых обменов. Японцы внимательно выслушивали и записывали эти предложения, но пока мне неясно, как они относятся к этой идее. В международной практике нет такого, чтобы муниципальное образование сотрудничало с государством. А у нас в России один Южно-Курильский район осуществляет безвизовые обмены с целым государством – Японией. Я поднимал вопрос о том, чтобы Япония осуществляла безвизовые обмены с субъектом Российской Федерации – с Сахалинской областью. Это, несомненно, способствовало бы развитию экономики, бизнеса, более тесным культурным контактам и связям.

Есть и другие вопросы, которые будут подняты, в том числе и мной, в ближайшее время. Неплохо было бы иметь поддержку нашей депутатской группы, например, в вопросе о совместимости мобильной связи в Японии и на Сахалине. Японские бизнесмены приезжают на Сахалин и Курилы, российские – на Хоккайдо, а их мобильные телефоны не работают. Это вызывает большое раздражение. Телевидение японское на Сахалине работает, а телефоны не работают. Такое обращение с моей стороны в адрес министра информационных технологий и связи России Леониду Рейману уже последовало. Надеюсь, какие-то рекомендации с его стороны будут даны.

Когда мои собеседники узнают, что я депутат от Сахалинской области, мне часто задают вопрос, даже здесь, в стенах Государственной думы: «А Курилы еще наши? Курилы еще не продали?» Многие не знают, что Курильские острова входят в состав Сахалинской области, считая, что это Камчатская область. Я стараюсь переводить разговор в другую плоскость. Нам нужна определенная система в работе с Японией и доверие между странами. Доверие – это главное.

23.11.2005


Частично опубликовано в журнале «Япония сегодня», №2, 2006.