Премия тэфи за акваторию восходящего солнца?

Олег Казаков
Казалось бы, какое отношения к российско-японским отношениям имеет проведение Академией Российского телевидения Национальных конкурсов «ТЭФИ», призванных, в том числе, выявить лучших отечественных тележурналистов. Однако на прошедшем VIII Национальном конкурсе «ТЭФИ» неприятное удивление вызвало присуждение премии в номинации “Журналистское расследование” журналистке Елене Масюк за авторскую передачу “Акватория восходящего солнца”, впервые показанную на РТР 27 ноября 2001 года.

В данной передаче была предпринята попытка рассказать об истории российско-японских отношений в контексте территориальной проблемы, а также проанализировать ситуацию, сложившуюся в рыбодобывающей и рыбообрабатывающей отраслях в Сахалинской области и, в частности, на Курильских островах.

Несомненно, что прозвучавшие в передаче обвинения в адрес руководства Сахалинской области и губернатора И.П.Фархутдинова в нецелевом использовании бюджетных средств, коррупции и способствовании процветанию криминального рыбного бизнеса, в рамках действующих законов Российской Федерации могут быть опротестованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Но изложение устами Е.Масюк российско-японских отношений, которые выходят за рамки внутреннего дела одной России, вызывает крайнее недоумение у тех, кто работает в области российско-японских отношений.

Так, было сказано о русско-японской войне 1904-1905 годов, но не сказано о нарушении СССР в 1945 году двустороннего Пакта о нейтралитете, заключенного между Советским Союзом и Японией в апреле 1941 года. Было сказано о японских военнопленных, но не сказано, например, о том, сколько и почему погибло японцев в советских лагерях. Говорилось, как “хорошо” японцы и советские люди жили на занятых Советской армией в 1945 году Курильских островах, но не сказано, как японцы оттуда были выдворены. Упоминалась Совместная советско-японская декларация 1956 года, но не сказано, что в этой декларации зафиксировано обязательство СССР после заключения мирного договора с Японией передать ей Малую Курильскую гряду. Именно в этом вопросе Е.Масюк заняла позицию времен "холодной войны". Проблема в том, что Япония хочет “вернуть” все южные Курильские острова (“северные территории”), которые она полагает приобретенными СССР незаконно, а потому – своими, тогда как в России доминирует мнение о необоснованности данных претензий. Однако и Россия не может в одностороннем порядке отказаться от своих прежних международных обязательств в отношении Малой Курильской гряды. Поэтому президент и правительство России, воспринимая Декларацию 1956 года как базовый юридический документ, ратифицированный парламентами двух стран, пытаются убедить японскую сторону в необходимости поиска компромисса.

Из телепередачи не стало ясно, какое отношение к “акватории” имеет японская интервенция на Дальнем Востоке, Хабаровский процесс над японскими военными преступниками, бактериологические опыты японской военщины и др. Вероятно, это все было нужно для нагнетания антияпонской истерии в духе времен “холодной войны”. При этом ни слова не было сказано о важности заключения мирного договора с Японией и тех позитивных шагах, которые предпринимались сторонами в последнее десятилетие по сближению позиций по многим вопросам межгосударственных отношений, включая и военную область. В то же время, негативным образом представлены японцы, которые не пускают российских “братков” в некоторые бани и магазины на Хоккайдо, где те не следуют японским традициям, а пьянствуют, хулиганят, воруют.

Что же получается, во всех бедах россиян, живущих на российских островах, прилегающих к “акватории восходящего солнца”, виновны японцы?

Несомненно, что обстановка в Сахалинской области оставляет желать лучшего и давно должна стать объектом пристального внимания соответствующих ведомств. Но это типично российская проблема, к которой Япония не имеет никакого отношения. Также типично российским является недостойное поведение некоторых наших “нуворишей” за границей и, в частности, на Хоккайдо.

Между Россией и Японией существуют проблемы, требующие безотлагательного решения, включая и совместную борьбу с дальневосточным криминалом. Однако, способствует ли телепередача Е.Масюк решению этих проблем? Скорее, нет. Потому что вместо всестороннего анализа российско-японских отношений – нагнетание страстей. Вместо грамотного формулирования задач и обсуждения путей их решения – обвинения всех и вся, нежелание вникнуть в существо вопроса, а в итоге – массовая дезинформация россиян о положении дел в наших отношениях с Японией.

Будучи далеким от подозрений в каких-либо политических “пристрастиях” членов жюри конкурса «ТЭФИ», однако, полагаю, что в основе всякой качественной телевизионной передачи должен лежать профессионализм в представлении автором своего материала, особенно, если этот материал затрагивает интересы народов других стран.

Трудно не признать, что “Акватория восходящего солнца” является тенденциозной, политически некорректной, исторически однобокой передачей, способной вызвать у телезрителей антияпонские настроения, и потому не достойной присвоению ее автору Е.Масюк престижной премии «ТЭФИ».

Хочется надеяться на то, что на следующем Национальном конкурсе «ТЭФИ» члены жюри будут отдавать предпочтение телепередачам созидательного характера, а не тем, которые способны вызывать раздражение своим непрофессионализмом и вести к нагнетанию напряженности в обществе своей агрессивностью.


Опубликовано: Информационно-аналитический бюллетень Депутатской группы Государственной Думы III созыва по связям с парламентом Японии, №30, февраля 2003 г.