Обед для облачка

Елена Неменко
Если бы в старших классах мне сказали, что я буду писать стихи для детей, я бы очень удивилась и спросила : « с чего вы это взяли?». Как и все в юношеском возрасте, я писала стихи о любви, о женской доле, интересовали меня и глобальные проблемы – ну, например, вопросы всеобщей ответственности за мир и дружбу во всем мире. Но мысли о детских стихах у меня даже не возникали.
 .
 В раннем детстве я любила сказки Андерсена, братьев Гримм, дядюшки Римуса, мне нравились детские стихи Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова. Обожала стихи Даниила Хармса, особенно про кошку, которая поранила лапу. Помните ?
 .
 Несчастная кошка порезала лапу,
 Сидит и ни шагу не может ступить.
 Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
 Воздушные шарики нужно купить.
 И сразу столпился народ у дороги,
 Стоит и кричит, и на кошку глядит.
 А кошка отчасти идет по дороге,
 Отчасти по воздуху плавно летит.
 .
 Я представляла кошку с шариками, привязанными к раненой лапке, и заливалась смехом. Потом я несколько раз пыталась привязать шарики к лапке нашей Муськи, но кошка не хотела отчасти идти по дороге, отчасти плавно по воздуху плыть. Она валилась на спину и начинала яростно сдирать веревочки. А бабушка шлепала меня полотенцем и причитала :
 - Оставь животинку в покое, глупая твоя головешка!
 .
 У Михалкова мне нравилось стихотворение про упрямого Фому. Такая веселая страшилка «Трусы и рубашка лежат на песке, никто не плывет по опасной реке».

 Я запоем читала книги Пришвина и Бианки, до полуночи с карманным фонариком засиживалась над «Таинственным островом» Жюля Верна. Том Сойер и Гек Финн были моими близкими знакомыми. Я рыдала над судьбой дядюшки Тома.
 А в 9 лет я по недогляду взрослых умудрилась прочитать Анну Каренину Льва Толстого и «Легенду о Тиле Уленшпигеле». Шарля де Костера. Нежная Неле и правильный верный Тиль навсегда поселились в моем сердце. Я хотела пить фламандское вино, есть слишком молодой сыр с черствым хлебом и ходить с Тилем и Ламме по пыльным дорогам таинственной Фландрии.И уже тогда я понимала, что значат слова Тиля -"Пепел Клааса стучит в моё сердце"....
  А в каждом неприятном чужом старикашке я видела Каренина и рисовала в своем воображении картины похищения у него сына и возвращения его Анне…
 .
 Писать стихи для детей я начала лишь, когда пришло время стать матерью. Я вышла замуж за Неменко Владимира на третьем курсе университета, и на четвертом мне пришлось взять академический отпуск, так как у нас родился сынок - Димок.
 .
 В те времена получить место для ребенка в яслях или в детском саду было очень и очень трудно. Многие молодые мамы устраивались в детские сады исключительно ради места для своего ребенка. Хоть кем – нянечкой, кастеляншей, посудомойкой. Мне повезло – у меня было свидетельство о присвоении квалификации – воспитатель детского сада. В школе все девочки нашего класса получили такие свидетельства, а мальчики стали токарями какого-то самого маленького разряда.
 .
 Приняли меня на работу воспитательницей и дали группу шестилеток – из старшей переходили в подготовительную группу. Эта группа находилась на первом этаже, и (вот повезло!) прямо против окон стояла наша игровая веранда. Я открыла окно настежь , села на подоконник, приказав «Де-ти! Гуляем от-сюда и до-сюда», чтобы было всех видно, а сама начала заполнять журналы – кто мама, кто папа, когда родился и всякое такое…
 Вдруг к окну подбегают две девочки и кричат ;
 .
 - Елена Викторовна! Дайте считалку!
 Как будто мячик какой, возьми и кинь им. Я растерялась и проговорила первую пришедшую на ум считалочку
 -Стакан- лимон, выйди вон!
 - Не-е-е. Такая ску-у-учная…
 - Ну, тогда вот - «Из под горки катится голубое платьице…»,- я вслушалась в слова считалки и замолчала - надо же, какая жестокая придумка – платьице катится, а если в нём кто-то есть, то каково ему так катиться-то… ннн-даа…
 Девочки безнадежно махнули на меня рукой и убежали к веранде.
 Через какое-то время уже целая стайка подбежала к окну и все дружно закричали :
 - А! Мы! Сами! Придумали считалку!
 - Ну, рассказывайте,- снисходительно разрешила я, думая, мол, что там эти кнопочки могут стоящего придумать…
 И кнопочки дружненько прокричали:

 Туки-туки-туки-так!
 Мы толкли на кухне мак.
 Ели с маком плюшки,
 А потом ватрушки.
 А тебе нет мака,
 Кушай булку с таком.
 Всех найдёшь
 Тогда возьмёшь
 Вкусный мак
 И сладкий мак
 Туки-туки –туки –так!

 Я просто потеряла дар речи. Да что же это такое! Детвора может такие складные считалки сочинять, а я им какой-то « стакан-лимон» выкрикиваю.

  А то, что эту считалку они сами сочинили, у меня сомнений не возникло. Наш садик просто пропах булочками, рулетиками и прочей выпечкой с маком. На кухне  постоянно толкли в ступках мак с сахаром. В городе Уссурийске в те годы мак в огородах был не редкость. На рынке свободно можно было купить пучок созревших маковых коробочек, отломить у них верхушечки и высыпать содержимое в рот. Когда зубы перетрут маковые зернышки в жевательную массу , мы кидали в рот конфетку-подушечку с повидлом. Вкуснятина получалась неописуемая. Так что считалка была своя, доморощенная… Но какая чудная. А я тут сижу, такая большая и важная, а придумать ничего не могу.
 .
 Сейчас, сейчас. И я напишу. Но про что? Вот лист, вот карандаш, но про что же написать? Я металась от окна к столу, перетряхивала какие-то листы и вдруг взгляд мой упал на букет. А букет у меня на столе всегда стоял самый роскошный. Дети в наш садик приходили в основном из частного сектора, и каждый день несли в ручонках цветы - у кого, что в палисаднике расцвело. Ромашки, астры, розы, георгины, гвоздики… Разглядела я каким-то новым взглядом этот букет и у меня сразу же получилась считалка, потом она вошла в мою первую книжку «Вьюнок»  http://www.stihi.ru/2009/02/04/2693


 Я - цветочек полевой.
 Ты - большая роза.
 Ты - вьюночек озорной,
 Ну, а ты - мимоза.
 Ты - ромашка. Ты - гвоздика.
 Ты - калины красной цвет.
 Ты - пойди-ка, поищи-ка,
 Собери цветы в букет

 Ура! Получилась! Я выбежала на участок к детям и скомандовала : «Дети! Дети! Ко мне! Я для вас считалочку придумала». Девочки обрадованно запрыгали и закричали : Хорошая считалка. Хорошая.
 А мальчишки восторга не проявили, и я спросила, что не так.
 - Что… что… Какая-то она девчачья.
 - Почему?
 - Да цветочки, вьюночки эти…
 - Так, - решила я , - сейчас я и для вас , мальчики считалку придумаю.

 С мальчиками на участке у меня всегда были особые проблемы. Если девочки играли в свои извечно постоянные игры –«Дочки-матери», «Продавцы-покупатели», «Врачи – больные», и мне никогда не приходилось распределять роли - ты - дочка, а ты мать, или ты-продавец, а ты покупатель. Они сами прекрасно справлялись с этими назначениями. Но мальчиков отправить играть всегда было непросто. Соберу их и спрашиваю : «Итак, юноши во что сегодня играем?» Ответ был один
 - – «В войну-у-ушку!»
 - Ну в войнушку, так в войнушку. Делимся. Русский-немец, русский-немец, - или казак – разбойник, или белый- красный. В зависимости от их настроения. - Играйте!
 Минут через пять у меня по участку бегал один немец, а пятнадцать русских его догоняли…
 Окрыленная тем, что считалки у меня получаются, я быстренько придумала делилку –
 .
 Я сегодня делал дело.
 Ты – ревел напрасно.
 Будешь ты за это белым.
 А я буду красным.
 .
 Мальчишки делилку приняли, а я задумалась.
 Да , я буду писать для детей. Но о чем для них писать? Несколько дней подряд я хватала листы бумаги и пыталась зарифмовать что-то, по-моему тогдашнему разумению, детское. Однако написанное оказывалось таким надуманным и слащавым, что я в негодовании рвала листы и выбрасывала их.
 И вдруг ко мне знакомые привели мальчика Пашу из младшей группы, чтобы я с ним посидела, пока родители по своим делам сходят. Как мы таких малышей развлекаем? Правильно – даём лист бумаги и карандаш.
 Паша сосредоточенно начал рисовать две окружности и тщательно штриховать их . Я понаблюдала, как он рисовал , подумала, что бы его рисунок изображал - маленькая окружность , думаю головка, большая – туловище , между ними какие-то жиденькие косые линии, видимо, ножки, и решила с ним поговорить :
 .
 -Ой, Пашенька, ты, наверное, собачку нарисовал?
 Паша пожал плечами, мол, какая ты недогадливая, и сказал:
 -Не-а.
 Я продолжала угадывать дальше:
 - А-а, знаю. Воздушные шарики!
 Паша опять тянет свое «Не-а».
 Я называла «Муравей!», «Очки!» – все невпопад.
 - Всё, Паша! Тогда я сдаюсь. Что ты нарисовал?!.
 Ребенок снова пожал плечами и под нос себе пробубнил: « Что-что…Это… облачко. На обед приплыло.»
 .
 Я кинулась к окну, увидела эти уютные пышные кучевые облака и облачки  и сразу же услышала свое первое стихотворение -
 «Облачко веселое
  на обед приплыло,
  Мама Туча облачко
  ласково спросила:
 Чем бы повкуснее
 накормить тебя?
 Вот тебе тарелка
 полная дождя.
 Налила побольше,
 а ты кушай лучше,
 чтобы стало толще,
 чтобы стало Тучей!»

http://www.stihi.ru/2007/08/04-1212
 .
 Четырехлетний малыш подсказал мне ,где надо брать темы для детских стихов, как можно увидеть необычное в обычном.
 .
 После этого я завела большую толстую тетрадь и начала записывать в неё все , что наговорят мне маленькие мудрецы. Тетрадь давно уже превратилась в книжку «Поговори со мною» http://www.proza.ru/2004/11/26-52    , когда-нибудь разбогатею – обязательно издам её.