13-й игрок на поле российско-японских отношений

Олег Казаков
На прошедшем Чемпионате Мира по футболу японские болельщики считали себя 12-м полевым игроком команды Японии. И он действительно оказался хорошим и дисциплинированным игроком. Однако по полю российско-японских отношений уже более полувека бегает другой демонический игрок, которого впору назвать “13-м игроком”. Это – нерешенная территориальная проблема между Россией и Японией.

Много сказано о том, насколько перспективны российско-японские отношения, какой у них высокий потенциал, как может быть выгодно поступательное развитие отношений между двумя странами. Однако есть и другая сторона вопроса: существуют силы, которым сближение не нужно, не желательно и даже противопоказано, а имеющаяся между странами болезненная территориальная проблема используется ими для решения задач иного свойства.

Рассмотрим некоторые факторы, которые, на наш взгляд, способствуют разладу российско-японских отношений вплоть до возможного блокирования их развития.

Экономический фактор

Одной из важных рабочих гипотез, объясняющих существование сопротивления сближению России и Японии, является экономическая гипотеза.

Прежде всего это незаконный рыболовный промысел в морской акватории южных Курильских островов [1]. Тема рыболовного промысла всегда возникает там, где идет разговор о российско-японском территориальном споре. Развитая на фоне нищеты основной массы населения криминогенная обстановка вокруг рыбодобычи в акватории южных Курильских островов, где хозяйничают “авторитеты”, несомненно, возникла из-за несогласованной работы пограничных и правоохранительных служб России и Японии. Заключение мирного договора между Россией и Японией нанесет серьезный удар по криминальным структурам, бесконтрольно и хищнически истребляющим морские биоресурсы в акватории южных Курильских островов при попустительстве как российских федеральных, региональных и местных властей, так и японских властей на Хоккайдо, заинтересованных в получении рыбопродукции по заниженным ценам.

Впрочем, тенденция такова, что в последние два года работа ФПС РФ и Управления безопасности на море Японии стала более скоординированной и эффективной, а объективное уменьшение биоресурсов, вследствие их хищнического истребления, ставит стороны перед новой проблемой – экологической катастрофой в районе “спорных” островов. Возможно, что понимание актуальности этой проблемы и сподвигло стороны на принятие ряда мер по пресечению незаконного промысла в территориальных водах Российской Федерации.

Вторым фактором, который никак не может способствовать улучшению отношений между Россией и Японией, является заинтересованность недобросовестных дальневосточных коммерсантов из Китая и Кореи в напряженности этих отношений, чтобы японский бизнесмен не составлял им в этом регионе конкуренцию. В Сахалинской области корейская диаспора представляет реальную общественную силу в виде областной общественной организацией сахалинских корейцев. Не удивительно, что празднование корейцами своего дня освобождения от японских милитаристов 31 августа проводится в области как международный праздник, хотя согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года для «Праздника Победы над Японией» в России установлен другой день – 3 сентября [2].

Нельзя не отметить, что возвращение японских бизнесменов в дальневосточные регионы России может подпортить жизнь и некоторым ныне здравствующим нашим чиновникам, которые не только не препятствовали, но и помогали местным бандитам “кинуть” японских бизнесменов, вложивших деньги в совместные проекты в 90-х годах. Нужно ли говорить, что одно дело выглядеть “патриотом” и разглагольствовать о “неделимости и целостности” государства, о “предателях” внутри России и “коварстве” азиатов, а другое – оказаться в суде за соучастие в криминальном дележе незаконно отторгнутой собственности?

Внутриполитический фактор

В России неурегулированность отношений с Японией стала плодородной почвой для произрастания ура-патриотических сил, коммерческой журналистики и околонаучных публикаций.

Политики разного политического окраса и уровня прибегают к территориальной теме для раскручивания своего имиджа, да и просто, чтобы напомнить о своем существовании избирателям. Кампания антияпонского толка докатилась и до стен Государственной Думы, где 18 марта 2002 года по инициативе Сахалинской областной Думы состоялись парламентские слушания, на которых были приняты решения, фактически противоречащие подписанному в марте 2001 года президентом России и премьер-министром Японии Иркутскому заявлению о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора. Прежде всего расхождение относится к действию Совместной декларации 1956 года, которую сторонники “жесткой” позиции по отношению к Японии считают ничтожной и призывают в нарушение всех международных правил в том или ином виде её денонсировать. Подталкивание президента России к односторонней денонсации международного договора, нагнетание недоверия россиян к действиям федеральной власти и, прежде всего, МИДу России, никак не укладывается в декларируемое на каждом митинговом мероприятии “патриотов” отстаивание ими “национальных интересов” России. Разумеется, что организаторы слушаний в Государственной Думе, которые и подписали рекомендации слушаний, отрицают свое несогласие с позицией президента и правительства.

Сахалинские “патриоты” активно проводят мысль о том, что федеральный центр ведет закулисные переговоры с японской стороной, что Москве нельзя верить, что уже принято решение о передаче Курил, что Государственная Дума является “карманной”, что интересы “садового кольца” никак не соответствуют интересам, в частности, жителей Сахалинской области и т.д. и т.п. Несомненно, что свалить ответственность за тяжелое положение жителей южных Курильских островов на федеральный центр и на “японские территориальные претензии” значительно легче и эффектнее, чем самим разбираться в своих проблемах. Даже в авторской передаче Е.Масюк “Акватория восходящего солнца” сахалинских деятелей задело не то, с какой злобой и предвзятостью журналистка отзывалась о соседней стране – Японии, а лишь обвинения региональных и местных властей в коррупции и соучастии в незаконных коммерческих операциях. Однако, в суд по защите чести и достоинства никто из “обиженных” руководителей Сахалинской области пока вроде и не обратился.

Территориальная проблема с Японией порождает бурную деятельность сахалинских и охотнорядских законодателей в написании проектов разнообразных законов. Не успела Государственная Дума отклонить закон о включении в список дней воинской славы России «Дня Победы над милитаристской Японией», по причине “несоответствия подходам по определению дней воинской славы России”, как на повестке дня возникли два других законопроекта: “Об обеспечении целостности территории Российской Федерации” и “О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 281-1”. В первом законопроекте авторы пытаются с помощью внутреннего законодательства решать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции международного права. А во втором – предлагается ввести уголовную ответственность за “незаконное отчуждение должностным лицом части территории Российской Федерации”. Каким образом должностное лицо может незаконно “отчуждить” часть территории России? – остается загадкой. Однако можно с печальной уверенностью констатировать, что слыть “патриотом” в России проще и выгоднее, чем быть профессионалом своего дела.

По поводу российско-японских отношений успели высказаться практически все основные каналы телевидения от М.Леонтьева на ОРТ до А.Пушкова и А.Караулова на ТВЦ.

За последнее время повыходило немало книг научного толка, в которых говорится о военной угрозе со стороны Японии и планах силового захвата Курильских островов, об изощренной японской пропаганде через гуманитарную помощь жителям южных Курильских островов, через Японские центры содействия рыночным реформам в России и пр.

В 1991 году президенту СССР М.Горбачеву хватило профессионализма и мужества признать существование территориальной проблемы в российско-японских отношениях. На этот шаг его вывела логика развития отношений между странами по окончании “холодной войны”, хотя отечественная “патриотическая общественность” тут же обвинила Горбачева в “уступках”. Раньше считалось, что СССР “решил” территориальную проблему с Японией тем, что устами А.Громыко, который в 1951 году не подписал Сан-Францисский мирный договор, заявил об её отсутствии. При этом страдающие ностальгией по соцреализму “патриоты” забывают о том, что СССР не признавал существования в стране и таких явлений, как проституция, наркомания, коррупция и организованная преступность.

Но не только в России, но и в Японии есть свои пламенные “патриоты”. В Японии существуют старые обязательства правящей коалиции перед своими избирателями, и все годы существования территориальной проблемы японская пропаганда целенаправленно и методично создавала и поддерживала стереотип под названием “северные территории”. К сожалению, окончание “холодной войны” не повлияло на объем претензий, предъявляемых Японией России. Надо думать, что инерция старого мышления в японской политической элите также не способствует решению проблемы заключения мирного договора между странами в новой исторической ситуации.

Внешнеполитический фактор

Серьезным историческим игроком на поле российско-японских отношений как были, так и остаются США. Сан-Францисский мирный договор 1951 года не был подписан СССР, поскольку договор был составлен американскими специалистами “нужным” образом. США приложили немало усилий к тому, чтобы к 1956 году Япония не согласилась на решение территориального спора путем передачи ей Малой Курильской гряды, как предлагал СССР, поскольку США шантажировали Японию тем, что не вернут ей Окинаву. На протяжении всего периода существования территориальной проблемы между Россией и Японией США играли роль стратегического партнера Японии сначала против СССР, а до недавнего времени, по заведенной в годы “холодной войны” традиции, и против России. Именно США под разными предлогами выступали в поддержку японских территориальных претензий, чего не делала ни одна другая держава мира. Похоже, что США совершенно не заинтересованы в стратегическом союзе России и Японии, поскольку тогда её роль “старшего брата” в Азиатско-Тихоокеанском регионе ослабнет, а Япония обретет больше политической независимости от своего “звездно-полосатого друга”. И тут нельзя не отметить профессионализм американских дипломатов, спецслужб и военных, которые во время Второй мировой войны забрасывали японские города бомбами, в 1945 году обрушили на головы мирных жителей Хиросимы и Нагасаки две ядерные бомбы, а вскоре США стали экономическим наставником и военным союзником Японии, способствуя поддержанию в ней образа СССР-России как страны, незаконно отторгнувшей “исконные японские земли” и не идущей на подписание мирного договора, восстанавливающего “историческую справедливость” путем решения территориальной проблемы по японскому сценарию. Лишь после 11 сентября 2001 года наметились признаки отхода США от перманентного политического противостояния России.

Япония по поводу территориальной проблемы любит применять образное выражение “кость в горле”, которую нужно удалить, чтобы не мешала. Но впечатление складывается такое, что США как засунули эту кость в горло, так и тщательно следят, чтобы её ненароком не выплюнули.

Во время Чемпионата Мира по футболу в отечественных СМИ не раз мелькала реклама: «Забей гол Японии!». Эту “высокую” цель нам подарила Pepsi – фирма не российского происхождения. Не «Забей гол, Россия!», не забей гол кому-то вообще, а именно Японии. Похоже, что на некоторых футбольных фанатов эта реклама оказала свое наркотическое воздействие, когда те учинили погром на Манежной площади и прилегающих улицах Москвы после проигрыша российской сборной японской команде.
Несомненно одно: заключение мирного договора с Японией будет первоклассным голом в ворота американской дипломатии, что, с другой стороны, говорит о необходимости приложения со стороны России титанических усилий для решения этой задачи.

+ + +
Фантом 13-го игрока на поле российско-японских отношений, который хамит, ставит подножки, бьет по ногам, толкает в спину и забивает голы в свои ворота, может еще бесконечно долго терзать народы России и Японии. Однако уже есть признаки того, что приоритет развития российско-японских отношений возобладает над политическими страстями и стереотипами дикой эпохи “воюющих государств”.


[1] См., например, Н.Варсегов, “Золотую рыбку в мутных водах ловят у Курильских островов”. – “Комсомольская правда”, 02-04.10.2001.

[2] См. “Ведомости Верховного Совета СССР”, 1945 г., №61.


Опубликовано: Информационно-аналитический бюллетень Депутатской группы Государственной Думы III созыва по связям с парламентом Японии, №22, июнь 2002 г.