Патриотизм как форма экстремизма

Олег Казаков
Патриотизм бывает разным. В примитивном своем проявлении он сводится к лозунгам “показать кузькину мать (дулю)”, “забросать шапками” или, выражаясь партийно-номенклатурным языком, “занять жёсткую позицию”. Именно такой “патриотизм” замечательно интеллигентно охарактеризовал Б.Окуджава:

Когда же он стал «патриотом»
и вдруг загордился собой,
он думал, что слился с народом,
а вышло: смешался с толпой.

Прошедшие 18 марта 2002 г. в Государственной Думе слушания по теме «Южные Курилы: проблемы экономики, политики и безопасности» продемонстрировали, что еще есть порох в пороховницах отечественных “патриотов”, что еще достаточно желающих “спасать отечество” от “предателей”, поднимать массы на баррикады, решать сложные межгосударственные проблемы через митинг, ура-патриотическую риторику, низведение драматической истории отношений между Россией и Японией до нелепого рекламного клипа.

Во многих выступлениях на слушаниях была одержана победа “патриотизма” над разумом, эмоций над логикой. В зале доминировал однобокий подход к рассмотрению территориальной проблемы между Россией и Японией: одни понятия подменялись другими; отдельные исторические факты тиражировались, а другие замалчивались; международные обязательства Японии поднимались на щит, а обязательства России признавались утратившими силу; разоблачались “некоторые политические силы, обслуживаемые морально дефективными лицами из научных кругов”, “лица, работающие за иностранные деньги и в интересах чужих стран”, а в заключение слушаний представитель православной церкви пожелал, чтобы дети знали, что их отцы предатели. Откровенное политическое хамство ораторов не смущало – на звание ”Заслуженного спасителя Отечества” претендовали многие.

“Предателями”, разумеется, оказались те, кто не считает, в частности, что Совместная советско-японская декларация 1956 года потеряла силу только потому, что она не нравится отечественным “патриотам”, те, кто полагает, что международное право обязательно для исполнения всеми сторонами, а не какой-то одной, что Япония не представляет для России реальную угрозу национальной безопасности, а должна рассматриваться нами как важный стратегический и торгово-экономический партнер в Азиатско-Тихоокеанском регионе в частности и на международной арене в целом.

В “агенты влияния” попали высокопоставленные сотрудники МИД России, лидеры и члены думских фракций “Яблоко” и СПС, “гнездом активных поборников” названа Депутатская группа Государственной Думы по связям с парламентом Японии, а выпускаемый в рамках деятельности группы Информационно-аналитический бюллетень, как оказалось, проводит линию Посольства Японии в России. От жарких митинговых речей, раздававшихся в течении почти трех с половиной часов, веяло дыханием времен “холодной войны” и холодом застенков “социалистического лагеря”. Разумные и взвешенные выступления некоторых депутатов и специалистов тонули в потоке квазипатриотической риторики и в недовольном гуле “группы поддержки”.

В подготовленном проекте рекомендаций Государственной Думы, принятым по окончании слушаний за основу, нашли отражение странные тезисы и утверждения, подчас алогичные и юридически бездоказательные. Большинство из них перекочевало сюда из рекомендаций Сахалинской областной Думы, принятых в сентябре прошлого года и инициировавших слушания в Государственной Думе. В дальнейшем этот документ был “причесан”, получил бльшую социальную направленность, но не потерял своей “жесткости” в отношении к японским притязаниям на южные Курильские острова. По мнению подписавших документ лиц, вероятно, эта “жесткость” требуется России для ее “безопасности”. Хотя какая безопасность может создаваться в условиях углубления противоречий и обострения взаимных претензий между Москвой и Токио?

Использование слова “патриот” в кавычках не означает, что идеи патриотизма чужды автору этих строк. Скорее, наоборот. Демонстративное пренебрежение нормами международного права; принижение роли заявлений и деклараций, подписанных главами государств; подыгрывание деструктивным силам в российском обществе; попытки очередной ревизии истории с позиции политической конъюнктуры; использование как площадки для митинга высшего органа законодательной власти Российской Федерации – не самая лучшая основа для решения вопросов безопасности России. Кому выгодно углубление раскола внутри российского общества, взращивание неприязни между народами России и Японии, создание Российскому государству на международной арене имиджа ненадежного эгоцентричного партнера с амбициями супердержавы, а на деле даже не способного обеспечить достойный уровень жизни своему народу? Что может быть более диким, чем призывы “патриотов” решать в XXI веке международные проблемы не за столом переговоров, а путем поиска “предателей” в московских кабинетах?

Исторически сложившаяся система международных договоров и соглашений, фиксирующая договоренности между Россией и Японией, позволяет эффективно отстаивать национальные интересы Российского государства. Нет никакой необходимости ломать эту систему с риском оказаться погребенным под ее обломками. Но политические демарши, предпринимаемые отечественными “патриотами”, подрывают авторитет России на международной арене, разрушают выгодную для народов обеих стран модель “многорядного движения” в отношениях, хотя именно “патриоты” активнее всех требуют от Японии развивать торгово-экономические и прочие связи, а Сахалинская область получает от Японии гуманитарную и техническую помощь, при этом громче всех обвиняя страну-соседа во всех смертных грехах.

Раскрученная отечественными “патриотами” за период после подписания 25 марта 2001 года президентом России и премьер-министром Японии Иркутского заявления кампания по ужесточению позиции России в территориальном вопросе уже принесла свои горькие плоды. Япония предпринимает энергичные попытки ужесточить свою позицию в проведении полувековой политики возвращения “северных территорий” (южных Курильских островов). В марте 2002 г. по инициативе Коммунистической партии Японии (которая полагает, что Россия должна вернуть Японии не только южные Курильские острова, но и северные Курильские острова) было начато расследование в отношении распределения гуманитарной помощи Японии южным Курильским островам. В результате, помощь южным Курильским островам в 2002 финансовом году заморожена, хотя они должны были получить от правительства Японии помощь в размере 2,5 млн. долл. США. Это в интересах жителей южных Курильских островов? В МИД Японии начались гонения на известных специалистов в области России. На смену тем, кто много лет занимался российско-японскими отношениями, досконально изучил проблему, вероятно, придут молодые амбициозные политики, уверенные в том, что “северные территории” это “исконно японские земли”, а Россия – агрессивное государство, представляющее реальную угрозу безопасности Японии. Это выгодно российской стороне?

Россия и Япония – как страны по разные стороны зеркала. Взрывы “патриотизма” здесь неминуемо приводят к ответной реакции там, и наоборот. Отечественные “патриоты” за последний год сделали немало, чтобы во имя странным образом понимаемой ими “безопасности” России заметно ухудшились отношения с Японией. Японские “патриоты” подыграли. Надежда лишь на то, что перспектива в очередной раз оказаться у “разбитого корыта” не удовлетворит ни Москву, ни Токио.


Опубликовано: Информационно-аналитический бюллетень Депутатской группы Государственной Думы III созыва по связям с парламентом Японии, №21, май 2002 г.