К 45-летию Совместной советско-японской декларации 1956 года

Олег Казаков
1. Декларация 1956 года вместо мирного договора

Вторая мировая война завершилось 2 сентября 1945 года подписанием акта о капитуляции Японии. 8 сентября 1951 года в Сан-Франциско был заключен многосторонний мирный договор между 48 странами с одной стороны и Японией с другой. СССР по ряду политических причин Сан-Францисский мирный договор не подписал.

Для урегулирования двусторонних отношений между СССР и Японией состоялись переговоры, заключительный этап которых прошел с 13 по 19 октября 1956 года в Москве. В результате 19 октября 1956 года была подписана «Совместная декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии» (далее – Декларация 1956 года). Документ был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР и правительством Японии, а обмен ратификационными грамотами произведен в Токио 12 декабря 1956 года.

Декларация 1956 года зафиксировала прекращение состояния войны между двумя странами, восстановила дипломатические и консульские отношения, решила проблемы военнопленных и репараций. Но согласия по вопросу территориального размежевания в ходе переговоров достигнуто не было: японская сторона требовала возвращения южных Курильских островов (о-вов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп), занятых Советской армией в конце августа – начале сентября 1945 года, а советская сторона после подписания мирного договора была согласна как на крайнюю меру лишь на передачу Японии Малой Курильской гряды (о-вов Хабомаи и Шикотан). В итоге, в п.9 Декларации 1956 года было зафиксировано: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан [Шикотан – прим. О.К.] с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией» [1]. Но у сторон сохранились разные подходы к решению территориальной проблемы. Поэтому данный документ был назван “декларация”, а не “мирный договор”. При этом в п.9 также заявлялось: «Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении Мирного Договора».

Декларация 1956 года открыла путь мирному и добрососедскому сотрудничеству СССР и Японии во всех сферах межгосударственной деятельности. Конечно, она не решила всех проблем. Так, в ней не урегулированы финансовые и имущественные требования, возникшие до начала Второй мировой войны [2]. Тем не менее, хотя прошло уже 45 лет со дня ее ратификации, значение Декларации 1956 года остается определяющим в российско-японских отношениях и в наступившем XXI веке как основополагающего документа, ратифицированного парламентами обеих стран, с которого началась современная история взаимоотношений двух государств.

2. О спорах вокруг второй части п.9 Декларации 1956 года

Однако неурегулированность в территориальном вопросе в условиях долгого периода “холодной войны”, сменившегося периодом “нового мышления” в России последнего десятилетия, привела к обострению споров вокруг необходимости заключения мирного договора с Японией, включающего разрешение территориальной проблемы. При этом противники заключения мирного договора с Японией в России предпринимают попытки обоснования тезиса о допустимости невыполнения Россией зафиксированных в Декларации 1956 года обязательств по передаче Японии Малой Курильской гряды после заключения мирного договора.

Так, 12-13 сентября 2001 г. Сахалинская областная Дума провела слушания, на которых были приняты рекомендации для законодательных и исполнительных органов федеральной власти, где, в частности, предлагается «подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект закона о денонсации части второй статьи 9 Совместной Декларации Союза Советских Социалистических Республик и Японии от 19 октября 1956 года (в части согласия СССР на передачу Японии островов Хабомаи (Малая Курильская гряда [3]) и Сикотан (Шикотан) после заключения мирного договора между СССР (Российской Федерацией) и Японией)» [4].

В связи с чем важно отметить следующее.

1. В 1986 году СССР присоединился к Венской конвенции о праве международных договоров, в которой зафиксирован основополагающий принцип международного права: «каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться» [5]. Венская конвенция допускает денонсацию международного договора в целом, но не допускает денонсацию в одностороннем порядке отдельных положений договора. Аналогично, закон “О международных договорах Российской Федерации” [6] также не допускает выборочного отказа от неустраивающих по тем или иным причинам одну из сторон международного договора каких-либо положений, зафиксированных в уже ратифицированном договоре.

2. Ссылки на то, что передача части территории России (в нашем случае Малой Курильской гряды) противоречит ряду положений Конституции Российской Федерации [7], не являются основанием для отказа от выполнения международных обязательств, поскольку ст.15, п.4 Конституции гласит: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Несомненно, суверенитет является краеугольным камнем государственности. Однако суверенитет нельзя рассматривать в отрыве от международного права.

3. Не только отказ от выполнения своих международных обязательств, но и сами попытки нарушения общепризнанных принципов мирового правопорядка со стороны России чреваты угрозой национальной безопасности самой России. Подобный подход к российско-японским отношениям ведет не только к тому, что окажутся перечеркнутыми все достигнутые ранее межгосударственные договоренности, начиная с Декларации 1956 года и заканчивая Иркутским заявлением Президента России и Премьер-министра Японии 2000 года [8], но и в глазах мировой общественности Россия предстанет государством, не признающим само международное право. Полагаем, что подобный имидж России никак не может соответствовать нашим национальным интересам – ни геополитическим, ни стратегическим.

Вызывает глубокое сожаление, что к нарушению принципов международного права призывает законодательный орган субъекта Российской Федерации, который, по сути своей деятельности, в первую очередь должен был бы занимать позицию незыблемого соблюдения как законов в России, так и Россией законов международной жизни.

3. Декларация 1956 года как основа для заключения мирного договора

Япония фактически сразу после окончания Второй мировой войны стала настаивать на возвращении “северных территорий” (южных Курильских островов), мотивируя это их незаконной оккупацией Советской армией в 1945 году. В российском обществе распространено мнение о необоснованности этих территориальных претензий, в частности, потому, что по Сан-Францисскому мирному договору Япония отказалась «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года» [9]. Массовый опрос, проведенный Фондом “Общественное мнение” в марте 2001 г., показал, что территориальные претензии Японии поддерживают лишь около 3% опрошенных россиян.

Переговоры о прохождении государственной границы между Россией и Японией ведутся в рамках подкомиссии по пограничному размежеванию Совместной комиссии по вопросам заключения мирного договора, созданной в 1998 году с целью активизации переговоров по мирному договору, но согласия между сторонами еще не достигнуто.

Однако, похоже, что в России и в Японии постепенно созревает понимание необходимости компромисса по территориальному вопросу, который возможен только в случае отказа сторон от крайних позиций, сложившихся за трудные десятилетия российско-японских послевоенных отношений. Не исключено, что такой компромисс может быть достигнут на основе Декларации 1956 года. Несомненно, это будет одинаково трудным решением и для России, и для Японии, но такой вариант разрешения территориального вопроса в то же время является наиболее естественным с точки зрения международно-правовых обязательств и, в конечном итоге, самым разумным и приемлемым для обеих сторон. В случае, если мирный договор между странами в части территориального размежевания будет базироваться на Декларации 1956 года, то ей еще раз предстоит сыграть свою исключительную роль в деле укрепления добрососедских дружественных отношений между Россией и Японией.


[1] См. “Ведомости Верховного Совета СССР”, 1956 г., №24, ст.525.

[2] В 1997 году было подписано Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 года, в котором, в частности, были сняты вопросы, связанные с интервенцией 1918-1922 годов. Аналогичного соглашения между Россией и Японией не заключено, что не позволяет поставить точку в вопросе присвоения “царского золота” японскими милитаристскими кругами в годы интервенции на Дальнем Востоке.

[3] Термин “Малая Курильская гряда” включает в себя группу островов, называемых Хабомаи, и остров Шикотан, но в этом месте рекомендаций используется другое определение.

[4] См. «Рекомендации парламентских слушаний, проведенных Сахалинской областной Думой по теме “Советско-японская Декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности Российской Федерации”», г. Южно-Сахалинск, 12-13 сентября 2001 г., п. 2.1.

[5] См. «Венская конвенция о праве международных договоров 23 мая 1969 года» в кн. Действующее международное право. Т. I. – М.: Изд. Московского независимого института международного права, 1996, с.352.

[6] №101-ФЗ от 15 июля 1995 года.

[7] В основе конституционного строя России, согласно ст.4 п.3 Конституции РФ, лежит «целостность и неприкосновенность ее территории, и президент России принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности» (ст.80 п.2).

[8] В Иркутским заявлении сказано о том, что «Совместная декларация СССР и Японии 1956 года представляет собой базовый юридический документ, положивший начало процессу переговоров о заключении мирного договора после восстановления дипломатических отношений между двумя странами».

[9] См. Совместный сборник документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией. – МИД Российской Федерации и МИД Японии, 1992, с.39.


Опубликовано: Информационно-аналитический бюллетень Депутатской группы Государственной Думы III созыва по связям с парламентом Японии, №13, сентябрь 2001 г.