Лёша

Татьяна Кожухова
 А Лёшу Зайцева я не знаю совсем. У меня есть только его образ, отраженный и сформированный написанной им сказкой, посвященной родителям, учившим их с братом думать. Именно с точки зрения «Умения думать и как ему учить» я увлеклась чтением сказки на страничке сайта «Проза.ру», попав в неё случайным нажатием какой-то ссылки. Поняла, что родители их действительно учили думать. По крайней мере, у Лёши чувствуется нестандартное мышление, хорошее математическое образование. То, что он увлекается литературой, говорит о его разносторонней одаренности. Личность его романтична. Хранит дружбу, легок в общении. (Так же легко было и интересно было общаться с молодыми учеными из ЛГУ, пополнившими кафедру МО ЦВМ и АСУ филиала «Восход» МАИ.) Вот он – виртуальный портрет! Но разве это главное?
 Мы обменялись несколькими замечаниями по поводу сказки. Эти замечания или сама сказка по-новому осветили мою работу в области педагогической эвристики. Я открыла отпечатанный экземпляр работы и задумалась. Солнечные зайчики бродили по моей работе некоторое время, и я просияла:
 -Моя структура обучения технологии эвристической деятельности - не годится! Извне – не привьется ни один эвристический прием, как бы тут у меня все ни было красиво разложено по полочкам.
 Усилие должно быть внутри нас. Внутри тех, кто должен приемами овладевать…. Мысли должны ЗАРОЖДАТЬСЯ в головах учеников, а не переноситься туда всеми возможными способами, и не растворяться как леденцы во рту, и даже не распределяться как электроэнергия в сети. Думать бездумно невозможно! Вот она – суть майевтики! Роль учителя сравнима с ролью повивальной бабки, принимающей рождение мысли. Но каково! Я ли этого не знала? Знала. Я повторяла это много раз. Мне казалось, что эта мысль пронизывает мою работу, красной нитью проходит через все рассуждения. «Овладение эвристическими методами и приемами необходимое, но еще не достаточное условие развития творческого мышления» повторяют исследователи. И как я увлеклась рассмотрением приемов эвристических, их классификацией, продумала структуру спецкурса, забыв, что:
 «Говорят, что если умыть кошку, то она потом никогда не будет умываться сама. Не знаю, правда это или нет, но несомненно одно: если человека чему-нибудь учить, он этому никогда не выучится».
 Бернард Шоу
 «Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном и творческом состоянии, и я не мог обнаружить способностей, когда нужно было пассивное усвоение и запоминание, когда процесс шел извне ко мне»
 Николай Бердяев

 Лёшино замечание: «Главное в майевтике не скрыть смысл вопроса от самого себя» вернуло меня в нужную точку исследования, обрадовав мыслью о сути того, над чем еще следует думать.