Из дневника и переписки с друзьями, 163

Виталий Иванов
Знаете, когда я, беспокоясь о нашей рождаемости и просто желая внуков еще, намекал дочке, которая, кстати, не работает… занимается дома одним ребенком, в 3-х комнатной квартире, все есть, плюс диплом философского факультета ЛГУ. Короче, чуть ли не лежит на диване… Моя жена, ее мама, очень, естественно, ее любящая, говорила мне постоянно – «Что мы, машины рожальные, что ли?».
Слава богу, в 30 лет дочка решилась-таки на 2-ого ребенка. Но и до этого ей ничего не препятствовало…
Моя жена счастлива. Наконец-то. Ее не оторвать от малыша… Старшей внучке-то - 11 лет.. тоже не плохо, но уже не то все-таки.
Вот так.
Желаю вам не опоздать.

ЗЫ. Думаю, надо сделать некоторый перерыв.
Впрочем, вы свободный человек и можете мне писать все что угодно.
Конечно же, я просматриваю корреспонденцию…

В начале 70-х и потом, в середине 80-х годов хаживал по ленинградским журналам. Предложил больше 200 подборок, столько же получил ответов, которые хранятся у меня до сих пор где-то в папке.
А потом я стал академиком и потерял к этому интерес.
Ваши стихи мне нравятся. Но, вообще говоря, у редакторов журналов, на мой взгляд, пристрастия странные. Читать то, что публикуется там, в большинстве своем, скучно. Люди и не читают, тиражи мизерные.
Правда, и при других вариантах тиражи мизерные. Вот, разве что, в Интернете…
Рад Вашим успехам. Желаю новых побед творческих!

Настоящему таланту жена не мешает…

«Когда я читаю в электронном журнале "День" Статью "Глейзер и глейзеровка", где очень убедительно доказывают, что Им, едва ли не за шесть десятков лет писания стихов так и не сумел стать, поэтом. Что он громит всех подряд, порой только за то, что ему не нравится человек, я этой статье верю больше чем стихам Олега Горшкова. Его гонят со всех сайтов. И едва ли не единственная Рифма, где он ещё как-то задержался. Пусть я буду единственным, кто не разделяет весторгов по поводу этого стихотворения, но не люблю Глейзера и потому считаю посвящение стрельбой из пушек по воробьям!»
Михаил Беркович

Михаилу Берковичу
Видит Бог, и люди, наверное, некоторые заметили, мне не за что любить Глейзера… и я тоже не считаю его большим поэтом, однако… в посвящении прекрасного стихотворения Олега Горшкова именно Иму нахожу некую особенную, трудно объяснимую нравственную красоту выстраданного до глубины бездонной страдания… русского человека, ищущего искренности и дружбы, желающего всем блага.
Объяснить, повторюсь, затруднительно… так же, наверное, как пересказывать прозой резонирующее волнение сердца от настоящей Поэзии.

Обнаружил, что вы мне перечисляли баллы. Спасибо!
Думаю, действительно, надо сделать некоторый перерыв в публичной переписке. Я немного устал. Надо собраться с мыслями…
У меня накопилось много неотредактированного, в том числе и 2-ой том нашей переписки, его надо готовить.Полагаю, вы не будете возражать против новой публикации.
Если есть какие-нибудь идеи и предложения, жду.

Немного о себе, для знакомства, раз дело такое. Обычно, я не афишируюсь, но и скрывать, как говорится, нам нечего. Видимо, пора открываться.
С 1970-ого (мне было 16) 7 лет посещал ЛитО Виктора Сосноры, потом Александра Шевелева.
В 1976-ом – первая и единственная публикация, в альманахе «Молодой Ленинград».
А дальше – только складывал стихи в стол.
В середине 80-х – перестройка! – пытался публиковаться. Об этом уже вам писал.
Но первая книга стихов вышла в 1998-ом. Всего издано 7 книг – 4 стихов, 2 поэм, 1 прозы. Ряд публикаций в журналах и альманахах.
В 2000 г. Пригласили в Российский Межрегиональный СП. 2 года назад избрали действительным членом в Академию Русской Словесности и Изящных Искусств им. Г.Р. Державина.
Награжден «Пушкинскою медалью», «Золотой медалью «Г.Р. Державина», «Золотой медалью Сергея Есенина», орденом «Гордость державы Российской». Лауреат премии «Созидатель» за книгу «Поэмы».
Можно было бы издать целый ряд книг. Материалов, идей полно. Но за свой счет книги лет 5 уже не издаю. Жду предложений.
И подсел, конечно, на Интернет…

Среди людей, с которыми мне переписываться приятно, есть и достойные женщины. Не хочу называть имен, но, поверьте, таких, как минимум, несколько.
Возможно, не всем так везет, вы правы.
Что можно вам посоветовать? Будьте самой собою почаще, и люди искренне потянутся не только к вашему телу, но и к сердцу… душе.

Никогда не прибегаю к цитатам. Зачем?
Ссылаться на других – удел слабых. Любые «авторитеты» - давно уже не свободные люди. А иных уже нет…
При том, духовная свобода – не то же, что распущенность нравственная. Она позволяет приподняться над окружающим, а не блуждать в нем.
Слепой может думать, слепые - все. Но, если вырезать катаракту, человек не обязательно станет здоровым.
Даже имеющие глаза не все могут увидеть… Очки или бинокль не сделают гением.
Душевная слепота страшна тем, кто - видит.
Кому не дано - легче жить. Но каждый, самый простой… или даже талантливый человек, ощущает непонятное сожаление о том что ему недоступно… Не правда ли?

Верите ли вы в то, о чем пишите? Или просто хотите позабавить людей?
Мудрость украшает мужчину, женщину – скромность.
Дай бог каждому узнать в себе не Учителя или ученика – человека.

Терпение помогает таланту стать гением.

Неужели, так пристают сильно? И многие!
Попробуйте чеснок есть.
Если серьезно, не зная всех ваших обстоятельств, не видев даже и фотографии вашей… что ж я могу вам посоветовать? Да и зачем вам мой совет?
Вот еще разве что… попробуйте о мужиках меньше думать, и, может, пройдет!

«Слышите мысли мужчин…» Настоящая женщина! У таких не только слух, но и нюх на мужчин необычайный. Рад встрече!
Боюсь, вам придется нести бремя свое. Кому много дано, с тех и спрашивается.
А уговорить… Как же я могу уговорить всех?
Вот если только вы мне поможете осуществить уникальный Проект. Тогда они, м.б., отвлекутся от бренных ценностей к вечным и от животных желаний к возвышенным…

Первое, что бросается в глаза, - слишком много повторов. «Снова», и «снова»! Их должно быть в 3-х четверостишиях не более 3-х, максимум 4-х! Однозначно.
Текст надо насыщать разнообразием красок и смыслов, что делается (самое простое) неповторяемостью слов и отсутствием слов-паразитов, ничего не прибавляющих стихотворению.
Идеальный текст – из одних существительных, разных. Немного можно глаголов. Остальное – аранжировка, она м.б. разной.
Не буду читать лекцию, в общем.

Воскресшей любви не бывает. Однако случается, нам только кажется, что любовь умерла. Может быть, любовь не умирает… вообще!

Вы вернулись. Значит, все-таки не против быть моим Заместителем? Рад.
Стоит ли обсуждать, что есть гений? Мы с этого начинали. Помните «Гений»? Тогда вы мне возражали, сейчас говорите обратное.
Да, есть врожденное. Которое может оценить только равный.
Есть то, что навязывают нам, типа «гениальности Эйнштейна». Много кого… И здесь отличить настоящее от искусственно, целенаправленно создаваемых «гениев» на ТВ, в Интернете, печати… вы же все знаете.
Критерии гениальности потеряны. Для большинства. Между прочим, одна из наших с вами задач – дать, восстановить изначальную чистоту смыслов. В том числе и этого, не самого плохого понятия. Богатые – бедные, выше – ниже… А есть категории, были такие - гений, пророк, Бог, Святое, Смысл… Вы же тоже об этом, хотите вернуть классические РУССКИЕ понятия ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТА, СМЫСЛА. Да?

«Стансы» - «Зодчий»
Музыкальная композиция Татьяны Вороновой
http://www.stihophone.ru/works.php?G=22=4120

Песни Татьяны Вороновой:
«Купола»
http://www.stihophone.ru/works.php?G=22=3266

«Выпускной бал»
http://www.stihophone.ru/works.php?G=22=3267

«Красавица-душа»
http://www.stihophone.ru/works.php?G=22=3901

«У костра»
http://www.stihophone.ru/works.php?G=22=3271

А что ты хочешь? Неужели, чтобы кто-то тебе развлекал?
Без обид. Надеюсь.
Нет возможности… или сил? - быть необыкновенным все время. Я такой, какой есть.
Жду от тебя чего-нибудь искреннего. Ты это можешь. Ура!

Нелегка жизнь поэта, соединившего себя узами! Даже с прекраснейшею из женщин.

Честно сказать, подумал, исходя из просьбы «дальнейшей рассылки друзьям», что это спам. Таких всяких писем и предложений много приходит, постоянно. Реагировать на все невозможно.
Чукча больше писатель, нежели читатель. Увы! На самом деле, я почти ничего не читаю, за редким исключением. Просто времени нет. На прозу – особенно. Так что ты сильно на меня не рассчитывай в этом смысле. Какие-то отдельные небольшие вещи я могу прочитать, но разбирать и высказываться – это вряд ли. Хотя… кто знает, конечно.
Вначале подумал, что это ты написала, а когда понял, не ты… интерес, честно сказать, пропал.
Хорошо. Но одно из бесконечного уже ряда… Ну, и что? Не зная человека, обстоятельств конкретных, не имея живого общения… текст не значит практически ничего. Так, легкое дуновение… чувств.

В ваших рассуждениях есть одна неучтенная логическая цепочка.
Вороне, действительно, быть гражданином не обязательно. Не вороние это дело «быть гражданином». А вот мы с вами и, в частности, вы на своем месте… не имеете никакого права уходить от своей доли ответственности за этот мир.
Ворона, можете не сомневаться, свою функцию исполняет. А вот вы свое человеческое предназначение – только отчасти. И поэтому ворона чувствует себя на своем месте, и ее совесть спокойна. А вы никак не можете определиться, где и кем вам быть лучше – в Америке или Израиле, получая пособие по безработице или работая вентиляторщиком в России… мужчиною или женщиной, молодым аспирантом или пенсионером… Полная неясность и неустроенность, в отличие от вороны.
Поэтому ворона, откровенно сказать, симпатичнее, личностно целостнее и здоровее духовно.
И вам того же желаю!

Настоящая дружба не требует напоминаний.

«Виталий, чтобы меня напугать, надо очень постараться. Я не собираюсь обсуждать с Вами ни поступки Г., ни Ваши собственные. я просто не хочу чтобы мои стихи становились полем военных действий. пусть он поступил некрасиво, в следущий раз, дайте мне самой возможность поставить его на место. спасибо.»

Безусловно.
Хочу только сказать, что в таких вещах как Поэзия или, например, Честь, место далеко не одно на всех. Есть свое место у каждого.
А Г., в данном случае, буквально подряд задел нескольких людей. Я на это указал, и не более.
Думаю, вопрос не стОит, на самом деле, серьезного обсуждения.
Все в порядке.
Творческих удач!

«Золотой дождь»
http://www.stihi.ru/2001/06/01-257
Ну… Я решил себе это позволить. Для разнообразия аранжировки. Подумал, а почему, в конце концов, нет? Смена ритма в длинном стихе его несколько оживляет… и дополнительно заставляет задуматься.
Стихотворение посвящено моей матери. Оно о самом дорогом для меня – Поэзии. И вот это волшебное сочетание – чуть грустной золотой осени бабьего лета и букета юношеских стихов, который я принесу домой, где ждет меня мама… эта сказка до сих пор в моем сердце – живет светом!

Да вы - поэт!
Только чужую поэзию почему-то не понимаете. Это бывает в период юношеского максимализма… или старческого маразма.
Между прочим, мой поэтический взгляд вашего выше намного. Я как бы смотрю поверх всех ваших ворон. И сквозь них, все хорошо различая.
Не слушаете по утрам «пионерскую зорьку»? Вот там, типа рекламы… ребенок, «какой-то мальчик или девочка».. в классе считает ворон за окном. А потом опять – двойка. И это – «только начало»!

«Золотой дождь»
http://www.stihi.ru/2001/06/01-257
Все мы, простые поэты, имеем право ошибиться когда-нибудь.
Однако я, действительно, не нахожу криминала в данной довольно-таки заметной смене ритмического рисунка.
На мой взгляд, главный критерий в таких вот неожиданных поворотах – можно ли прочитать, делая в словах правильные ударения? Можно? – Да, можно. Один ритм, потом другой ритм… Ну, и что? Слова не коверкаются, на строчках не спотыкаешься…
Просто надо прочесть стихотворение хотя бы два раза и попробовать понять замысел автора. На это требуется чуть больше усилий и времени, чем обычно.
Если вы любите этого автора… или, хотя бы, он вам интересен, вы хотите понять его творческий опыт… все это не сложно.
Ну, вот так я вижу это стихотворение. Можете меня расстрелять!

Нет, я не оправдываю и не защищаю подряд все, что натворил за многие годы.

В этом стихотворении, записанном, как и многие другие, в первоначальном виде довольно давно, над которым я много работал, особенно, последние годы, есть-таки еще… действительно серьезные недостатки, не отмеченные здесь критиками, которые мне не удалось преодолеть, не разрушая волшебство сочетания звуков и смыслов.

Первое четверостишие меня не удовлетворяет.
«уж» - «ужей» вообще не люблю.
«Дома мама ждет меня давно, Загрустив за долгою работой…» - Присутствует едва уловимая, однако же, мне неприятная несогласованность глагольных форм: «ждет… загрустив».

Эту шероховатость и слишком спокойное для стиха в целом начало и пытается сгладить, оживить второе четверостишие – сменою ритма!
Но!
«зови – листвы» - рифма не очень.
«ясно – прекрасно» - отстой.
«Тихо – притихла» - не надо никому объяснять, что так делать нельзя…

Можно разбирать стихотворенье и далее.
Например, слишком много «золота», которое, несмотря на полное пониманье вопроса, я не решился, не захотел до конца вытравить из стихотворения.

Но все это совершенно бессмысленно, если не понять и не иметь в виду главное – о чем, собственно, текст. А он – о юном шестнадцатилетнем поэте, бродящем поздно вечером по осеннему городу, собирающем букет листьев, звезд, строчек… чтобы принести их домой и подарить… нет, даже не маме – ученическим тетрадкам своим, которые еще много лет не увидит никто.
И здесь единственный вопрос, очень простой: записывать ли это состояние профессионально с вершины выхолощенного мастерства или сохранить юношеский строй и неровности первого вдохновения?.. Приведя его в тот порядок - на грани, по сути, возможного – где сочетается первое и второе: неопытность с опытностью, рассудочность с волшебством.

На мой взгляд, написанное в 16 – 17 лет стихотворение не имеет права быть классически правильным. Ему это не нужно.
Часть читателей, вроде, смогла уловить замысел автора. Это дает мне надежду на понимание, может быть, и не сразу – других.

Все ошибаются… Но, не экспериментируя, не поддаваясь велениям сердца, можно навсегда заскорузнуть в классических формах, размерах, ритмах и рифмах. Никто этого не хочет, наверное.

Живое невозможно смастерить по нескольким правилам. Оно не укладывается в стандарты, принося иногда свидетелям его - неожиданности.