Самобытный Талант

Галина Заславская
"Хлестаков. Ах да,  это правда, это точно  Загоскина;
а вот есть другой "Юрий Милославский", так тот уж мой."
/Н.В.Гоголь "Ревизор"/


__________________________________________________________



В субботу поспать бы подольше, но, бывает, проснёшься  рано, а сна ни в одном глазу. Вот и встаёшь, включаешь чайник, и пока он шумит смотришь в окно на ярко освещённый боковым утренним светом город. Рано-то как!

Заварила чай.

А, кстати, что показывают в шесть утра в субботу по ТиВи на каком-нибудь местном канале? Никогда об этом не задумывалась.   
 
Нашла теле-пульт, ткнула наобум в первую попавшуюся кнопку. И мне повезло! Экран панели откликнулся звуком и изображением - одно другого лучше.

Моё чаепитие обещало быть интересным.

Посреди студии, среди нарядной этнографии в декоративном русском стиле, сидел цивилизованно-упакованный в костюмчик, повязанный галстучком дедок с гармошкой и в сапогах.

Сухонький дедок, обаятельный, в уютных морщиночках ото лба до подбородка. Остатки седых волосиков  на проборчик гладко причёсаны, глаза цвета поблёкшей незабудки смотрят бездумно-ясно.

Справа от дедушки восседает на резном стуле стриженая до невозможности дама в густо-синем вечернем платье. Руки дамы по плечи голые. На ногах, из-под под бархата длинной юбки -  башмаки армейского типа.

Слева - на расписной скамье -одутловатый господин в очках, видимо - ведущий, как и дама в бархате. Ведущий, как и дед, весь из себя - в костюме и при галстуке. Из-под изящного лезвия брючной складки - массивные бульдожьи морды зимних сапог. Наверное дресс-код этой студии допускал только брутальную обувь. 

А гармошка в руках деда, пока я изображением на экране любуюсь, да чаёк прихлёбываю, - страдальчески-залихватское что-то выводит.

Дедок сутуло над инструментом принагнулся, локти лихо  растопырил, плечами азартно поводит, сапожком косолапо в такт мелодии притопывает.

Хорошо дед играет, я заслушалась, даже про чай забыла, хотя... Но гоню я свой скепсис, гоню! Народное, оно народное и есть, хочешь-не-хочешь, что-то знакомое прислышится!

И ведущие слушают, головами качают, переглядываются многозначительно, видно, что и им нравится, не только мне. 

Особенно бархатная дама восторгается, – то голыми руками всплеснёт, то ахнет, то за левую грудь схватится: так ей дедушкина  музыка нравится.

Отыграл дед мелодию. Камера скользнула по лоскутно-одеяльным драпировкам фона, по расписным прялкам, скалкам, ложкам, по разделочным доскам в розанах и лилиях, и крупно вывела на передний план розовое лицо бархатной дамы.

Дама всколыхнулась, зашевелила дутыми губами и стала мне с телеэкрана представлять дедушку-гармониста. Оказалось, что героя телепередачи зовут - Пихтор Еворович Суганков, и он -  самобытный талант из деревни Охаповка, Архангельской области.

- Простой российский крестьянин, мальчиком-самоучкой, - восторгалась на экране бархатная ведущая, - безо всякой нотной грамоты освоил игру на гармони. В свободное от работы время Пихтор Еворович играет старинные песни, напевы и мелодии, которые с ранних лет перенимает у старшего поколения. Так, - из века в век и передаются в деревне Охаповка  народные музыкальные традиции!

- Пихтор Еворович , - включился в беседу господин в очках, - мне, как музыкальному критику, хотелось бы узнать, - что за мелодию Вы нам сейчас сыграли?

- Это ста-а-арая музыка, - дребезжащим тенорком вывел старичок.

Он опёрся на гармошку, приоткинул назад голову на тонкой, не по вороту рубахи шейке, и распевно, голосом бабки-сказительницы из детского кинофильма поведал нам:

- Бурлаки на Волге, значит, когда, баржУ тащили... Вот, под это самое, значит, и тащили... А мне, значит, дед песню эту играл... А деду моему, его, значит, дед... Наши, Охаповские, корней свох не забыва-а-ают!

Ведущие лицами умилились, руками восхитились, о преемственности поколений в народной среде заговорили. Они говорят, ведущие-то, а я откашляться пытаюсь - чаем поперхнулась, - поэтому часть их речи пропустила.

Да и дедок опять что-то красивое заиграл, непростое. Старичок на гармошке играет, критик с ведущей глаза от удовольствия закатывают, а я кашляю и за цинизм себя мысленно ругаю!

- Мало ли, как оно в старину-то было?, думаю, - одни бурлаки тянули, а другие им на гармошке мелодию играли. Почему бы и нет? Да и Волга-матушка, - это теперь она в Архангельской области не протекает. А в старину-то оно, может, иначе было!

А пока я откашливалась, дедушка очередную мелодию играть кончил, я только последние аккорды и расслышала.

- А откуда Вы, Пихтор Еворович, знаете эту старинную народную мелодию? – матерински-заботливо спросила дама-ведущая, красиво поводя руками и нежно взирая на деда из-под нагуталиненных ресниц.

- По радио услышал и сам запомнил, - похвастался дедок-самородок:

- А то, хотите, у меня и своего сочинения музыка есть, - и Пихтор Еворович молодецки развернул меха гармоники.

Через несколько аккордов стало ясно, - Самобытный Талант играл «Ламбаду»...