Зоя Tуманова - поцелованная солнцем

Марк Азов
ЗОЯ ТУМАНОВА - ПОЦЕЛОВАННАЯ СОЛНЦЕМ


 13 февраля 2007 года – круглая дата: Зое Тумановой, поэту, прозаику и переводчику, ей, поцелованной солнцем Срединной Азии, благословленной самой Ахматовой, сегодня 80 лет. Когда я уходил на фронт, ей было 16. Мы переписывались с ней, пока меня не убили на войне…Потом я воскрес ( просто поспешили хоронить) переписка продолжилась с перерывами . Теперь мы уже ровесники. Она присылает мне стихи. Ее стихи и воспоминания из Ташкента перетекают в «Галилею» - местность, где я живу, и журнал.
 В последний год 20 века в Назарет из Ташкента прилетели строки:
 
 Бурям века нет конца.
 Сохнут на ветру сердца,
 Лодочка моя плывет.
 Память о тебе живет…
 Где он этот мир чудес?
 В нем глагол времен воскрес.
 Прошлого волшебный свет
 Нам сиял сквозь толщу лет.
 Где он этот взлет стиха?
 Трепет сбывшихся примет?
 Тайна тех ночей тиха –
 На бумаге легкий след.
 Тихо наплывает тень,
 Дню вослед уходит день.
 За листом спадает лист.
 Тихо угасает жизнь.
 Лета твоего расцвет.
 Осени моей намек.
 Все, чего сегодня нет –
 Скоропись летящих строк.

И память сразу всколыхнула строчка:

 
 " ГДЕ ОН, ЭТОТ ВЗЛЕТ СТИХА ?"
 

 Ташкентская весна 42 - го. Тифозный вокзал и восточный базар .Фаина Раневская меняет чай на хлеб. Анна Ахматова в старорежимном, до пят, концертном платье среди гимнастерок советских писателей под ропот скандализированной публики читает " Сероглазого короля "- и кажется вечность летит строка...
 А в палисадниках серебрится сирень, и мы ,мальчики, девочки - " поэты круглого стола " ловим дальние отзвуки Серебряного века, долетевшие непонятным образом через фронты, революции, репрессии и соблазны социалистического реализма.
 Уходят маршевые роты, пьют чай невозмутимые узбеки и "отоваривают" свои карточки уцелевшие основатели акмеизма: Ахматова ,неправдоподобный Сергей Городецкий. И рядом с Анной Андревной всегда "Мандельштама "- Надежда Яковлевна Мандельштам. Отсветы их рассвета на наших лицах.

 " Где он ,этот взлет стиха?"
 
 Где вы, поэты круглого стола? Валентин Берестов , Эдуард Бабаев, Илья Крупник...Отсюда мы уходили на фронт."Немногие вернулись с поля",а среди многих Мур Эфрон,сын Марины Цветаевой...
 Автор этих строк, слава Богу, дожил : бумажные голуби с пожелтевшими крыльями перепорхнули Чимган и долетели до гор Галилеи.
 Зоя Туманова. Зоюшка .Это ты в свои 16 лет назвала нас поэтами круглого стола. Кукольный бант в волосах, гутаперчевый носик и глаза, опрокинутые к вечносинему небу Ташкента. Ты одна осталась стеречь ахматовский "мангалочий дворик".

 80 лет - срок непостижимый для нашей бренной плоти.
 " Где он,этот мир чудес? "...
 "Где он,этот взлет стиха ?"

А вот уже из стихов 2002 -го :
 
 «….Какой жестокий век!
 Мы ждали не такого..

 Ты на святой земле,
 Где взорваны святыни.
 Оборваны во мгле
 Пути мои в пустыне.
 Над пропастью лежит
 Истерзанное слово.
 
 А мы в конце пути
 Или в начале снова?»

Ну что тебе сказать, Зоюшка? Мы как стояли в 41-м и 43-м над краем пропасти так и стоим в наши 80 лет. А слово летит, и дай Бог, чтобы долетело, если у пропасти есть другой край.