Фитнес сезон

Лена Новикова
Я никогда не была помешана на идее плоского животика и упругой попки, но летом поддалась таки на уговоры подруги и купила карту в фитнес-клуб. Назовем его клуб «Х».
Зачем я это сделала, сказать сложно. Однако задуматься о цели покупки клубной карты мне пришлось буквально на первой же вводной персональной тренировке.

***
- Какова цель ваших занятий, - спрашивает меня инструктор, - чтобы мы могли оптимально программу составить.
- Хочу быть сильной, выносливой, гибкой и ловкой, - отвечаю. Вижу, как лица инструкторов, находящихся в поле слышимости, медленно вытягиваются.
- Прямо так и записать? – как-то неуверенно спрашивает меня инструктор.
- Ну да, так и пишите.
А дальше индивидуальная тренировка превратилась в групповое обсуждение того, «а зачем люди ходят в фитнес-клубы».
- А зачем вам, если не секрет, быть сильной и выносливой? – спрашивает уже другой инструктор.
- Для жизни, - говорю.
- Да для жизни сейчас это не надо, сел в машину, доехал до работы, потом опять в машину – ресторан, кино, домой к телевизору, - говорят почти хором.
- Ну да, а потом в 40 лет или раньше инфаркт в худшем случае, неправильный обмен веществ и кривой позвоночник – в лучшем случае.
- Да, вы правы, но все равно странно. Обычно все говорят, что…
- Позвольте, угадаю, - перебиваю, - все хотят иметь красивое сексуальное тело?
- В общем, да. Возможны вариации: тут убрать, тут подтянуть….
Потом мы еще долго обсуждали человеческие мотивы «походов» в фитнес-клуб.

***
С того самого дня я регулярно вспоминаю этот разговор, смотрю на клиентов, разговариваю с инструкторами, вывожу типологии.
Чтобы данный опус был хоть сколь либо приближен к «квази-мини включенному наблюдению», оговорюсь, что мой клуб "Х" относится к так называемому премиум-классу (цена на годовую клубную карту в нем в два раза выше средней цены по Москве). Скорее всего, в клубах других категорий совершенно иные типы клиентов.
Клуб я посещаю ранним утром, утром, вечером по рабочим дням и по выходным. То есть, из моего наблюдения выпадают люди, ходящие в клуб днем по рабочим дням. Рискну предположить, что большая их часть – домохозяйки.


«Для статуса».
Разумеется фитнес – это не спорт. Фитнес – это образ жизни, это демонстрация принадлежности к определенному слою. В фитнес-клубах знакомятся с "нужными людьми", общаются по интересам.
"В этот же клуб ходит директор нашей фирмы", "я здесь встретила актера …", - подобные фразы я часто слышу в раздевалке.
Распознать людей, для которых фитнес – это демонстрация определенного образа жизни, достаточно легко. Люди, которые ходят в клуб "для статуса" всегда одеты с иголочки, у них дорогая штучная спортивная одежда (ни о каком "массовом" Найке или Адидасе и речи быть не может). Хотя, спортивная форма им, в общем-то, особо и не к чему. Они могут прийти в клуб только, чтобы выпить молочный коктейль в фитнес-баре, посидеть в кресле в бассейне, не спеша прочитать пару журналов, пообщаться с "директором своей фирмы", с "тем актером", позвонить кому-то по телефону и гордо сказать: "я сейчас в фитнес-клубе, скоро выезжаю на вечеринку к…".
В этой же группе я выделаю наименее приятный мне, но, к счастью, не многочисленный тип клиентов. Я называю их "из грязи в князи". Это те, кто еще вчера был никем, а сегодня стал всем. Вычислить их можно по надменному и недовольному выражению лица. Причем, смотрят они так на всех: на девочек с ресепции, на уборщиц, на инструкторов и на членов клуба. Они при любом удобном случае расскажут вам, что карту они покупали ни на какой не на распродаже, а по полной стоимости. Поинтересуются, сколько стоит ваша карта. Если ваша карта окажется дешевле, чем их, общаться с вами они тут же перестанут. Если же они решат, что вы им ровня, поведают вам, что у них взято сто двадцать пять персональных тренировок, и что их личные инструктора – самые профессиональные и дорогие инструктора клуба. Но при этом, они вечно всем не довольны, в том числе, и инструкторами. Хотя, инструктора таких клиентов тоже не любят. "От них можно ожидать всего, чего угодно. И с ними лучше не шутить".
Таких людей очень задевает вероятность, что рядом с ними могут потеть на кардио-тренировках или лежать в позе рака-эпилептика, качая пресс, люди, которые ниже их по статусу. Ведь, упаси господь, и про них могут подумать, что они никакие не "пупы земли", а обычные смертные люди. Они обижены на клуб, что тот не может им гарантировать, что среди клиентов будут люди только из "высшего общества" и, соответственно, что все будут смотреть на них как на людей из этого же "высшего общества".
Рискну предположить, что в эту группу попадают люди с "синдромом" статусной неконсистентности.

«Для себя/ для удовольствия».
Довольно многочисленная группа клиентов, хотя не такая интересная для наблюдений, как предыдущая. В основном, это приятные люди старше среднего возраста, которым карты купили состоятельные дети. От предыдущей группы они отличаются еще и тем, что цель свою заявляют открыто. Выделить их можно и по тому, какие занятия они посещают. Как правило, это бассейн, танцы и флэкс (растягивание). Тяжелые тренировки исключены. Ведь трудно убедить себя и окружающих, что пыхтеть под штангой или париться на вело-тренажере можно "просто так для души".
Хотя под этот тип часто маскируются неуверенные в себе люди, которые вроде и ставят перед собой цели, но боятся их не достигнуть.

«Спортсмены».
Это те, кто планомерно добивается поставленной цели. Причем, цель может быть любая: от "хочу иметь красивое тело" до "хочу быть чемпионом мира по боди-билдингу". Благо, это достаточно многочисленная часть клиентов нашего клуба. Как правило, у них поношенная (в хорошем смысле слова) спортивная одежда, потому что в клуб они ходят регулярно, а не от случая к случаю. Если "спортсмены" посещают тренажерный зал, то не сидят по десять минут на одном тренажере, рассказывая инструктору, как замечательно было отдыхать в Каннах, а стремительно перемещаются от тренажера к тренажеру, упражнения выполняют технично и спокойно. На групповых занятиях присутствуют не для галочки, а четко следуют указаниям инструктора, без халтур. В общем, тренировка похожа на тренировку. Инструктора знают таких клиентов в лицо и страшно радуются, когда в "подопечные" (в персональные клиенты на персональные тренировки) им достаются именно "спортсмены".
В эту группу попадают совершенно разные люди: это может быть и "директор той самой фирмы", и "простой смертный, купивший карту на распродаже".

Разумеется, здесь выведены своего рода «чистые» типы. В реальной жизни мотивы любых действий не так очевидны и к тому же сильно переплетаются. Себя, например, я однозначно отношу к «типу-мутанту». Примерно пятьдесят процентов во мне от «спортсмена», у меня есть более или менее ясная цель, которую я добиваюсь ежедневными занятиями. Еще процентов тридцать во мне – это «для себя/ для удовольствия». Мне просто нравится атмосфера в клубе, мне нравится общаться с инструкторами и с некоторыми клиентами. То есть, мне не приходится прикладывать каких-то звериных усилий силы воли, чтобы ходить на занятия к восьми утра. Мне это просто нравится. «Для статуса» - такой мотив тоже у меня присутствует, процентов на десять. Не буду скрывать, я тоже произносила в раздевалке фразу «в этот же клуб ходит мой начальник», мне приятно идентифицировать себя с клиентами клуба «Х». Конечно, к этим социальным мотивам приплетаются еще и глубинные, психологические, которые раскрывать здесь я не буду.

Эпилог.
Я хожу в клуб уже (или еще) полгода и, как не печально мне в этом признаваться, я становлюсь помешанной на идее плоского животика и упругой попки. По мере того, как у моей души появляется спортивное, подтянутое тело, на которое обращают внимание знакомые и незнакомые люди, я тоже начинаю уделять слишком большое внимание тому, как выглядят другие люди и тому, как выгляжу я. Что это? Фанатичный культ собственного тела? Или фигура – это критерий, по которому вполне можно стратифицировать общество? Признаюсь, что раньше я делила людей по образованию, всегда считала его самым главным критерием стратификации. Сейчас понимаю, что обладателям спортивной фигуры (именно спортивной, то есть, приобретенной при занятиях спортом, а не просто хорошей фигуры, данной природой) я автоматически приписываю более высокий социальный статус и лучшие человеческие качества, чем такому же человеку с плохой фигурой.