Patrio o Muerte

Алевтина Романовна
Было холодно, и его окружало облачко пара пополам с папиросным дымом. Вдалеке грохотало, на небе что-то вспыхивало. Они шли по обочине старой автомобильной дороги, то и дело отхлебывая из полупустой бутылки с оторванной этикеткой. Падал снег.
С каким-то раздражением он поглядывал на девочку, которая шла рядом с ним. На ней был надет берет со звездой, она шла в черных псевдоармейских ботинках, сажая одну за одной крепкие сигареты без фильтра и глядя куда-то за горизонт.
- Вы всегда вызывали во мне интерес, дети новой эпохи, - наконец проговорил он своим странным глухим голосом. Он жестикулировал, когда говорил. - Вы живете в мире, абсолютно оторванным от реального мира. Вы считаете, что достаточно надеть хакки и выдолбить несколько утверждений. Но вы никогда не заглядываете вперед.
- А нужно? - она по-прежнему на него не смотрела.
- Счастье революционеров заключается в том, чтобы умереть за миг до победы и не увидеть в какое говно превратится все то, за что они умирали.
- Я не думаю, что Он не был счастлив.
- Ты составила облик опираясь на несколько фотографий, пару песен и пожелтевшие книги.
- Какая разница какие они, эти книги, если в них есть все, - теперь колючее раздражение скользнуло и в ее голосе.
- Тебе еще нет двадцати. Скорее всего, ты росла в благополучной семье, дом - полная чаша, в гостинной аквариум с рыбками. Друзья, школа, утопические идеи, которые кажутся такими правильными и легко достижимыми в восемнадцать лет. Ты не знала голода, жары и дизентирии. Ты не знаешь, как болят синяки из-за отдачи АК, как саднят натертые рюкзаком плечи, как выглядит вспоротый твоим ножом живот. Тебе не понять, что это такое - выстрелить в товарища из-за того, что ему все равно не выжить в среди этой проклятой влажной зелени.
Она молчала. Небо на горизонте снова осветили вспышки.
- Ты видел это все. Ты знаешь, - она остановилась и посмотрела ему в глаза. - Почему ты не хочешь вместе с нами завершить то, что не смог тогда?
Он тоже остановился:
- Когда мы были молодыми, мы хотели в перемен и шли на баррикады, защищая то, во что верили. Мы подарили вам мир, мечтая, что наши дети будут жить по-другому. Мы верили, что уроки будут усвоены, что вы поймете цену своих поступков. А во что веришь ты? Ради чего ты это делаешь, девочка, влюбленная в Че Гевару?
- Я делаю это, потому что в этот раз все будет по-другому. Мы победим.
Он молча смотрел на нее какое-то время, потом устало улыбнулся.
- Я не буду больше тебя отговаривать или что-то объяснять. Я не знаю, знаешь ты или нет, но девизом Кубы и Че была фраза: Patrio o Muerte. Ты знаешь, что это значит?
Она кивнула:
-Родина или смерть.
Он еще раз взглянул на нее, закурил новую папиросу. Поправил заплечный рюкзак.
- Нельзя постороить новый мир, не понимая, зачем вы его строите.. Когда-нибудь вы это поймете...