Встречный акт

Анвар Шукуров
 Если помнят старожилы Советского Союза, в 60-80 годы прошлого века был такой надзорный орган - народный контроль при ЦК КПСС. По ступенькам он был в Союзных Рспубликах, в областях и, наконец, в районах.
 
 В этом контроле были такие проверяющие, что их боялись все: и чиновники, и прокуроры, и судьи (те обязательно были тогда членами партии), и даже милиция. Они обладали беспредельной властью.

 Один из республиканских контролеров был как-то командирован в область. Погромил другие районы, а в конце ему захотелось проверить один из колхозов Гузарского района. Люди там, как вы правильно догадались, очень дружные, особенно, в колхозе, где находится село Баташ.

 Проверяющий имел финансовое образование, раньше работал ревизором, но был из соседней области, и какие люди живут за ее пределами, он, конечно, не знал.

 А на востоке как принимают дорогого гостя? А если он еще и проверяющий из Ташкента?!
 
 Зарезали два барашка. Из одного приготовили "тандыр гушт", второго зажарили. Сварили суп. И вдруг проверяющий оказался таким честным и порядочным человеком, что от всего отказался, скромно сказав: "будем есть потом, после работы".
Поработал проверяющий так, что после него председатель колхоза и председатель парткома подлежали исключению из партии и была им прямая дорога в тюрьму, потому что контрелер выявил непростительные ошибки:
-доярки-члены партии хорошо не знали Устава партии;
-не читали произведений классиков марксизма-ленинизма;
-и вывились другие недостатки.

 Вечером проверяющий составил акт и, ехидно улыбнувшись, предложил председателю и партруководителю сознаться во всех грехах и расписаться.

 Председатель начал читать акт. Проверяющий тем временем достал из своего кармана валидол, поставил его на стол и попросил председателя парткома принести ложку для употребления лекарства (он таким образом спасал многих проверяемых).
Председатель молча терпел издевательства проверяющего. Прочитал, краснея, улыбнулся. Выдержав паузу, сказал контролеру:
-Уважаемый Данияр-ака, да будет вам, давайте повременим с этим. Вы с утра ничего не ели, отведайте чего-нибудь. Да, правильно указали, культурный уровень наших доярок и пастухов не на уровне. И другие недостатки правильно указали, спасибо вам за это огромное.

 -Коль все так правильно написано, пожалуйста, подпишите акт, - сказал контрелер, хитро улыбаясь.
 -Подпишу, подпишу, вы не волнуйтесь. Давайте пройдем в столовую, все будет в порядке, - сказал председатель, приложив руку к сердцу.
 -Ладно, - согласился контролер и попросил проводить его до туалета.

 Председатель отправил своего парткома с контролером во двор, а секретарше сказал, чтоб та пригласила Бердивай-аку, который руководил обедом.

 Когда председатель вошел вместе с контролером в просторный зал столовой, там за большим обеденным столом сидели аж двенадцать человеке и ждали гостей, освободив им два почетных места во главе стола. Возле того места стоял пузатый повар Тухтавай, на голове - поварской колпак, на плече - белое полотенце.

 Сидевшие встали из уважения к гостю. Контролер оказался очень "скромным" человеком, долго не соглашался сесть за стол. На предложения выпить водки отказался, сказав при этом:
-Уважаемый, в рабочее время я не пью, да еще и акт не подписан. Если сказать правду, не подпишете акт, я и есть ничего не стану.
Председатель глянул на Бердивай-аку и незаметно качнул головой: "действуйте".

 Повар Тухтавай подошел к гостью и вдруг испустил такой страшный звук с неприятной вонью, что едва стол не задрожал. Первым начал смеяться Бердивай-ака, другие подхватили. Ничего не понимающий контролер презрительно оглянулся, удивляясь выходке повара.

 А Бердивай-ака говорит смеющимся:
 - Вы что, не видели человека, пускающего звук? Перестаньте, уважайте гостя.

 Сидящие еще громче засмеялись. А Бердивай-ака говорит гостю:
 -Не обижайтесь на них, уважаемый. Эти молодые не уважают старших, и гостей тоже.
 -Зачем мне обижаться на них? - спрашивает, недоумевая гость.
-Все слышали и ньюхают аромат вашего газа. Понимаем, наверное, с утра ничего не ели, поэтому живот ваш так просит еды.

 Смех продолжался, а Бердивай-ака обратился к контролеру:
-Вы сказали, не станете есть, пока председатель не подпишет ваш акт. Сейчас мы тоже напишем акт о том, что такой-то проверяющий узбек, не уважая простых дехкан, выпускает газы за их дастарханом. Кстати, как ваша фамилия? Кутбиддин, принеси бумагу. Этот акт мы направим в контору проверяющего.

 Напрасно гость старался доказать, что не он выпустил газы, все, показывая на него, смеялись. Короче, гость не смог оправдаться перед такой сумасшедшей аудиторией и в конце концов убежал, забыв, зачем и пожаловал сюда.