Курс для неудачников. Лекция пятая

Андрей Яхонтов
Из прошлой лекции Вы помните, что жизненный сценарий формируется в первые пять-шесть лет жизни семьей, либо средой ее замещающей, например детским домом.
С моей точки зрения вполне обосновано, несколько раскрыть тему воспитания в семье, чтобы если не свою жизнь, то хотя бы основу жизни своих детей мы смогли построить осознанно.
Становясь родителями, никто не задумывается о том, как воспитывать своего ребенка. Все касающееся воспитания впитывается нами, чуть ли не с молоком матери, а женской половиной человечества отрабатывается еще и на куклах.
Помните игру «Дочки-Матери»?
Но для того, чтобы воспитать цельную, направленную на неудачу личность простого копирования своих родителей бывает недостаточно.
Что же такое воспитание? На этот вопрос мне сложно ответить, но одно знаю точно, у Вашего ребенка своя голова на плечах и он сам делает выводы из того, что Вы ему преподносите в качестве родителя. А воспитывает Вашего ребенка зачастую то, что Вы и за воспитание не почитаете!

Рассмотрим пару ситуаций, которые при своей незначительности, во многом могут определить жизненный путь наших детей:

- Пап, ты когда придешь?
- Часиков в пять.
- А мы с тобой поиграем?!
- Обязательно!
…Проходит время, и вот Вы переступаете порог дома, на часах уже далеко не пять, а все восемь! Вы так вымотались на работе, что уже не до игр!
Вы не сдержали слово, данное своему сыну, аж два раза!!!
- Это все ради тебя, и только ради тебя, Сынок, – убежденно говорите Вы, - я работаю как проклятый, чтобы ты ни в чем не нуждался!
Вполне убедительная и распространенная точка зрения. Но будьте уверены, Ваш ребенок не разделит с Вами эту позицию, если этот случай не исключение, а Вы не предупредили его, что задерживаетесь:
- Если бы ты ценил меня, то сдержал бы слово, как это делаешь по отношению к своему директору! Я не важен для тебя, самого близкого мне человека! Кто я для остального мира? Пустое место.
«Пустое место» - это вполне может стать девизом всей жизни.

Обед в кругу семьи. Мальчуган отломил от куска хлеба половину. Отец, дочитав газету, откладывает ее в сторону и, взглядом показав на надломленный кусок:
- Откусил, доешь.
- Пап, я отломил.
- Откусил, доешь.
Итог, мальчуган давится от обиды куском хлеба:
«Мой отец не доверяет мне в такой мелочи! О каком доверии можно говорить в вещах более серьезных?!» Проходят десятилетия, этот эпизод, который давным-давно стерся из памяти отца, словно гвоздь сидит в сознании ребенка. К чему это приведет?

Надеюсь, теперь Вы понимаете, воспитание не терпит пренебрежения к деталям!?
Но, оценив важность частного, не забывайте взглянуть на процесс в целом.
Все Вы знаете, о трудных периодах детства? В курсе? Замечательно! Вижу, что Вы все прекрасно помните, когда и почему родители были возмущены Вами, а Вы обижались на них.
Но вот, что самое интересное, никому не приходит в голову, что эти, так называемые «трудные периоды детства», возникают исключительно на почве косности и неспособности к переменам родителей!
Проблема заключается в нас, а не в наших детях!
Человек рожден, чтобы со временем стать самостоятельным и независимым от родителей. Это закон для всех, способных к рождению себе подобных.

Ребенок на пути от младенца до взрослого претерпевает ряд качественных трансформаций, которые как раз и проходят в эти критические периоды взаимоотношений родитель-ребенок. В период каждого качественного скачка происходит изменения соотношения потребности ребенка в Зависимости от родителей, и в Самостоятельности (зависимость-самостоятельность) в сторону уменьшения первого и увеличения второго компонента.
И что получается? Ребенок перестроился, что естественно, а мы, как это часто бывает, продолжаем двигаться по старому, привычному пути! Мы отказываемся снижать объем Помощи ребенку и Контроля над ним, а признание его Суверенитета, эта вещь попросту немыслимая!

Мы противимся его развитию, пытаясь сохранить свое влияние над ним, которое было необходимо когда-то, превращая его либо в раба, либо в бунтаря. И в том, и в другом случае восстания не избежать. В революции нет ничего плохого, но, просидев взаперти всю жизнь и выбравшись неожиданно на свободу, как Вы думаете, Ваш ребенок, извините, подросток, будет знать, что ему делать со своей свободой?!
В подавляющем большинстве, нет. И от ошибок, иногда роковых, увы не уйти. Свобода сведется лишь к нарушению запретов.
Бунтарь примется за постижение атрибутов взрослой жизни, на которых было наложено табу. Ему будет казаться, что тем самым он убивает сразу двух зайцев.
А раб, для раба всегда найдется бунтарь, который протянет ему бутылку пива:
- Тебе что, мама не разрешает?! – с ухмылкой скажет он, и станет его новым господином.
В итоге раб так и останется рабом, но будет считать себя свободным, ведь он тоже нарушил запрет.

Помните, научив ребенка ходить, не мешайте ему учиться быть свободным!
- Профессор, но это скорее позволяет вырастить в ребенке личность успешную, чем направленную на неудачу?
- Вы правы. Из всех, кто знает ответы на вопросы «Куда? Как? Почему и ради чего?», большинство взойдут на вершину успеха, и лишь единицы достигнут бездны поражения. К цели должно идти осознанно и по своей воле!
На сегодня все, до встречи.