Очерки жизни в Германии - Хобби

Василий Чешенов
Очень даже естественно, что в Германии, как и у нас в России, есть много людей, которые посвящают все свое свободное время какому-то одному увлечению – это коллекционеры. Как и в России, что-то собирают, разводят, содержат и так далее. Единственная разница состоит, я думаю, в том, что тут гораздо больше людей, которые могут позволить и позволяют удовлетворять свои коллекционерские желания.
Вообще, Запад, благодаря рациональному отношению к своему и чужому времени, которое приносит тоже деньги, плотно охватывает бизнесом и эту область человеческой жизни.
Я не буду рассказывать на этих страницах о туризме – это тоже хобби многих тутошних людей, которые стараются не меньше двух-трех раз в году съездить на новые места, страну или континент, снять на пленку все увиденное и потом маниакально ждать следующей возможности съездить на новое место. Не буду рассказывать о коллекционерах, допустим, машин марки «Феррари» от старинных и до самых последних моделей.
Мне хочется рассказать в этом очерке про ещё не очень известные увлечения многих состоятельных, и не очень людей в Европе  – это содержание в аквариумах, домашних прудах и озерках японских рыб – Кои, в России которых называют ещё «Японским карпом».  Увлечение, надо сказать, весьма демократичное, потому что эта рыба, которая выведена японцами путем десятилетних селекций, может содержаться как в обыкновенных аквариумах, так и в больших водоемах, вырастая до размеров, которые позволяет водоём.
Надо сказать, эта рыба действительно красивая. Японцы смогли вывести из обыкновенного карпа, рыб, с самими разнообразными яркими цветами – белых, черных, красных и коричневых, золотых и серебряных. Высшим блеском такой селекции, естественно, и цены, является рыба, имеющая совершенно белую окраску, и у которой на лбу расположено круглое красное пятно,  как на государственном флаге Японии. При одинаковых размерах рыб такой экземпляр поднимается в цене у любителей сразу в несколько раз.
 А цены на них вообще очень разные. Во-первых, это зависит от того, откуда привезены мальки рыб – из Израиля, где тоже занимаются промышленным разведением, или из Японии. Мальки рыбы где-то сантиметров по восемь, стоят, как правило, три-четыре евро, а большие экземпляры, которые достигают больше пятидесяти сантиметров, могут стоить за сотню тысяч.
Мне довелось видеть на одной выставке любителей Кои человека, который специально ездил в Японию, и купил там рыбу за сто тысяч долларов, хотя в его небольшом водоеме, который находится рядом с домом, уже было штук тридцать огромных красавцев. У этого любителя была мечта - смонтировать для своих питомцев обогреватель, чтобы зимой в небольшом озере эти цветные гиганты могли себя чувствовать более комфортно. Я думаю, что он эти деньги соберет быстро, потому что уже через год его питомец на одной из рыбных выставок в Германии занял первое место и получил весьма солидный денежный приз, учрежденный обществом любителей и производителей этой породы декоративной рыбы.
 Но самое главное, что я узнал, и что меня поразило, как обывателя, больше всего, общаясь с народом на выставке, что в некоторых городах дошло уже до того, что эти общества создали специальные ветеринарные клиники и скорые помощи, специализирующиеся только на лечении карпов. В них есть и операционные, есть и скорая помощь, оснащенная вертолетом, который при необходимости срочной помощи заберет рыбу и доставит её за десяток минут прямо на операционный стол. И, если бы я не видел все это собственными глазами – вертолет и оперируемых рыб, я бы ни за что не поверил в существование такого, так сказать, сервиса.

По приезде в Германию я, уже имея какой-то опыт содержания аквариумных рыб, захотел и тут заниматься ими. Было интересно взять что-то необычное, вот тогда я и обратил внимание на ярких пресноводных рыб в зоомагазинах, для которых были выделены водоемы разных размеров. Купив двухсотлитровый аквариум, я приобрел в него и десяток разноцветных Кои, тогда ещё не подозревая даже о том, какое это тут серьезное занятие.
У меня появился хороший знакомый и впоследствии друг, который стал моим консультантом в этом деле. От него я получил кучу литературы, вместе с разными химикатами, специальными кормами и очень ценными советами по правильному содержанию рыб. Сложностей я так понял, было много в моем хобби, но я не все понимал из того, что видел и читал, ибо немецкий язык тогда знал на уровне кинофильмов про фашистов. Поэтому я полагался на свой опыт и на вид рыбок в моем аквариуме.
А они смотрелись хорошо. Все гости, которых всегда было немало в нашем доме, обязательно каждый раз, заходя к нам, первым делом справлялись о здоровье моих питомцев. Поначалу я старался соблюдать все рекомендации, данные моим добрым добровольным консультантом – следил за температурой, щелочностью воды, качеством корма, но рыбы, надо сказать, что-то не очень хорошо росли, хотя и чувствовали себя, судя по их виду, неплохо.
Я изучал новое для себя занятие, а мой новый немецкий друг изучал меня, потому что впервые тоже познакомился с настоящим русским человеком. И для него, с его природной приверженностью соблюдать все инструкции точно по пунктам было немного, мягко говоря, странно смотреть, как я отношусь к режиму кормления рыб, к освещению и температуре воды. Я, конечно же, старался, но у меня, в силу занятости и критического отношения ко всему этому не всегда получалось следовать всем инструкциям. Для меня было всегда непонятным, как же они тогда могут жить в открытых водоемах, где невозможно (за редким исключением) поддерживать постоянную температуру, освещение и химический состав воды.
А тут из Новороссийска, откуда я перебрался в Германию, приехал ко мне Вадик Ермаков, мой старый друг. Он, рыбак с детства, увидев моих подопечных, обрадовался своему открытию: « Да это же обыкновенные карпы!» А когда увидел мои священнодействия по выполнению инструкций, вообще удивился: «Что ты фигней занимаешься? Хочешь, чтобы они выросли, повысь немного температуру, у них будет зверский аппетит и корми их кашами, они у тебя вырастут моментально».
Я рискнул, – действительно жрут с удовольствием. И с этого времени стал проводить разные эксперименты – то мясного фарша им кину, то остатки плова брошу, то больших улиток в лесу насобираю и дам им – все сжиралось подчистую. Правда, три рыбки подохли, уж не знаю почему, я по понятным, думаю, причинам, не стал вертолет для выяснения этого вызывать. Ну а оставшиеся семь так поперли в росте, что через четыре месяца самая большая рыба вымахала в длину сорок один сантиметр, это притом, что мой аквариум был шириной в сорок сантиметров! Дальше держать их было практически невозможно, потому что они уже постоянно выплескивали воду на пол, резвясь в двухстах литрах. Пришлось продать их по очень даже не плохой цене и заселить аквариум цветными гупешками.
Я уже писал, – немцы к своим увлечениям относятся серьезно, и денег на это тратят, как правило, всегда немало. Очень много продается литературы на любую интересующую тебя тематику, много всяческих прибамбасов для удовлетворения твоего желания или увлечения. И, надо отдать этому должное, их любительские занятия, по уровню знаний и понимания того, что они делают, не уступают чем-либо знаниям профессионалов. Во всяком случае, для примера я мог бы рассказать совершенно реальную историю о том, как приехавший из Германии в Россию немец, увлекающийся дома у себя изготовлением маленьких комнатных фонтанов и водопадов, организовал большую фирму по их производству.  И эти замечательные эксклюзивные изделия пользовались весьма хорошим спросом у людей, принося неплохой доход всем, кто в этом бизнесе участвовал.
Увлечение чем-то, трата своего свободного времени, конечно же, имеет самые разнообразные формы. Живя в России, я много тратил своего свободного времени на коллекционирование живописи, монет. Ну а, приехав сюда, тоже стал интересоваться и приглядываться к занимающимся этой темой людям – как тут живут коллекционеры, как они общаются между собой, как пополняют свои коллекции, как обмениваются информацией. Я в России пополнял свои коллекции на еженедельных встречах в клубе, на рынках выискивал то, что мне было необходимо. Тут, в общем-то, все происходит почти так же. Только клубов коллекционеров я не встречал ещё. Есть, правда, в самом центре нашего города одно старинное двухэтажное здание, где собираются любители моделей железных дорог, поездов и прочих вещей, связанных с этим видом транспорта. Я в этом здании ни разу не был, но, по словам знакомых, там у них построена огромная модель железной дороги, вокруг которой и собираются взрослые дяди, не имеющие возможность построить такое у себя в квартирах.
Я уже рассказывал в своих очерках о Проделах - это по-нашему базары, но в отличие от них, эти базары не имеют собственного постоянного места и проводятся по субботам или воскресеньям в разных местах, о чем всегда сообщают заранее яркие плакаты, развешанные по всему городу. Люблю бродить по таким рынкам. Всегда, когда хожу по ним, думаю о том, что моим друзьям - коллекционерам было бы тут очень даже не бесполезно покопаться, потому что столько всегда встречается вещей, которые можно было бы купить совсем за небольшие деньги! А если быть внимательным, что, правда, очень трудно бывает, потому что вещей, как правило, столько, что через час уже внимание от этого изобилия антиквариата расплывается, то может и крупно повезти.
Как-то встретил статью в немецкой газете о человеке, который на таком вот рынке приобрел картину за двадцать марок для своей коллекции. А потом решил её оценить у специалистов, видимо чувствовал, что картина стоит того. Так её оценили в десять тысяч марок предварительно и сказали, что, когда определят автора картины, то она будет стоить на несколько порядков дороже. И такие случаи встречаются тут довольно-таки часто, надо сказать.
Серьезные коллекционеры приходят на троделы рано, когда продавцы только-только разложат свой товар и пьют утренний кофе перед тем, как начнут идти люди. Тех, кто знает, что ищет среди всего этого старья, видно сразу - они ходят с маленькими лупами и часто подолгу разговаривают с продавцами, выясняя, откуда попала к ним та или иная вещь.
Вообще, как попадает товар на такой блошиный рынок? Как правило, путь этот не сложен – кому- то достался, допустим, по наследству дом после старых людей, и человек хочет его продать или капитально отремонтировать, а в подвалах накоплено за десятки лет куча вещей от старых бережливых хозяев. Тогда дается объявление о том, что продаются старые вещи. На эти объявления и приезжают те, кто постоянно торгует на рынках. Они могут за копейки все сразу же скупить, а потом все эти вещи штучно за копейки же и продать. Бывают случаи, что вещи очень старые и новый хозяин не хочет со всем этим барахлом возиться, тогда он вызывает мусоровоз и к его приезду все выносит на улицу, встречая такие кучи, некоторые продавцы рынков тоже что-нибудь всегда найдут. Хотя, я думаю, что в последние годы с этим стало проблематичнее, – потому что появилось много русских людей, которые такие горы так все разгребут, что после этого туда стыдно подходить нормальному старьевщику – все раскидано в радиусе пятидесяти метрах, и хозяину мусора потом достается от тех, кто потом это место убирает.
Много чего встречается на этих рынках для коллекционеров. Я, например, видел много старинного рабочего инструмента, прямо-таки кто-то продавал чью-то коллекцию, потому что инструмент весь был очень ухоженный, несмотря на то, что по виду ему было не меньше ста лет. Много старой посуды, на которой стоят клейма известнейших заводов. Встречал отличные каменные и литые старые скульптуры. Одним словом – это настоящий рай для имеющих какое-либо хобби.
Не каждый, конечно же, может себе позволить потратиться на рыбку для своего бассейна стоимостью «Порше». Но есть и более дешевые увлечения у немцев. К примеру, я видел, часто рядом с особняками строят вольеры, где содержаться разнообразные попугаи, декоративные курочки, на худой конец - морские свинки или декоративные кролики. Есть семьи, которые покупают лошадь, но содержат её в конюшне у какого-нибудь бауэра и  свободное время проводят со своим питомцами, катаясь по окрестным полям. А если такую лошадь иметь самому накладно, то тогда покупают животное в складчину с правом посещать её в определенные дни и часы. Надо сказать, что немцы умеют работать и отдыхать, и действительно, как говорит Михаил Задорнов, если русский на работе думает только об отдыхе, а на отдыхе только о работе, то у немца на работе мысли только о работе. И на отдыхе соответственно он отдается ему всей душой и телом, не жалея на это денег.
 Ну а мои гупёшки до сих пор плавает в аквариуме. Но младший сын собирается их отдать кому-нибудь из своих друзей, а из аквариума сделать террариум и разводить в нем черных скорпионов, которых мы видели в продаже в соседнем зоомагазине... Тоже вот такое хобби...

Bielefeld 2001





© Copyright: Чешенов, 2002
Свидетельство о публикации №2208190019