Очерки жизни в Германии - Школа

Василий Чешенов
У моего младшего сына Андрея в школе было классное собрание. За пять лет жизни в Германии я ни разу не ходил на такие мероприятия, не общался с учителями, а что толку было ходить без знания языка? Глупо улыбаться им, не понимая, о чем идет речь, стараться адекватно реагировать на разговор, делая вид, что не тупой и хоть немного все-таки понимаю другую речь? Ну не хотелось себе устраивать стрессов, хотя все вокруг только и говорят, что язык при стрессовых ситуациях гораздо лучше усваивается.
Так вот, Андрей наш неожиданно вспомнил про это собрание как раз за час до его начала. Пришлось резко менять все запланированные на вечер дела и мчаться в школу. В этой суматохе я и заскочил в класс вместе с женой. Сидел там, слушая рассказы про учебную жизнь, и думал, что уже давно собирался рассказать про систему обучения в Германии, да всё никак не мог подобраться к этой теме. А система эта, на мой взгляд, сильно отличается от русской, причем, отличается далеко не в лучшую сторону. Хотя, есть, конечно же, много и общего.
Самое, пожалуй, главное, что ощущается первое время, когда ты отдал ребенка в школу, - это то, что как он там учится – личное дело твое и твоего ребенка. Мы у себя в России как-то привыкли, что школьное образование даем в тесной смычке с учителем и государством. Они следят за работой, успеваемостью школьников, заставляя ребенка и, если надо, родителей активно участвовать в учебном процессе, требуя от них, чтобы дети накапливали какие-то знания. Тут же это все возложено на ученика, он должен понимать, что знания нужны только ему и самому нужно заботиться об уроках, об оценках, о своих выпускных баллах.
Можешь просто посещать школу и тихонько сидеть на своем месте и никому не мешать – это всё твоё дело. И всё равно, сколько тебе лет – десять или двадцать, если ты не хочешь получать образование, то это только твои проблемы и, конечно же, родителей. Но родители при той свободе у молодежи, которая предоставлена им тут, не всегда могут повлиять на своего ребенка. Потому что если ребенку надоедят твои наставления и нравоучения, он всегда может уйти из дома и поселиться в детских, предназначенных специально для обиженных детей, общежитиях. И если ты учишься в приличной школе, а у тебя пропало желание напрягаться на уроках, то придется перейти в другую, где требования к ученику сильно занижены, и где уже известно, что, окончив её, ты всю жизнь будешь специалистом по черновым работам.
Надо сказать, что эта система весьма жесткая и жестокая. Ты легко можешь спуститься до низшей ступени обучения, а подняться потом, если вдруг осознание необходимости образования вдруг, наконец, настигнет тебя, невероятно трудно. Это возможно, но для этого уже потребуется в несколько раз больше времени и сил.
А начинают дети учиться, как и везде, с семи или шести лет и идут абсолютно все в одинаковую школу - Grundschule, и учатся в ней четыре года. Надо сказать, что это самое лучшее время для детей. Там с ними в игровой форме проводят обучение и не сильно напрягают домашними заданиями.
Наш младший сын тоже пару лет учился в такой школе, и для нас, наверное, это был период, как и для него, самым лучшим из всех его школьных приключений. В России Андрей учился с шести лет, и с шести лет его приходилось уговаривать вставать рано и идти на занятия, делать домашние задания, и убеждать, что учиться нужно не нам, а ему. Он ненавидел школу и, как и у большинства школьников, каникулы были самым лучшим школьным периодом в его жизни. А тут, уже в Германии, если и температура была у ребенка, то приходилось уговаривать его не ходить в школу, отлежаться. Но куда там – нужно идти и все! Там интересно и вдруг что пройдет без него!
Для меня же самым большим впечатлением того периода было, когда они в третьем классе начали работать над «Проектом». В начале его во всех классах раздаются темы, из которых ученики должны выбрать то, что их заинтересует, а потом на три недели классы рассыпаются и объединяются в проектные группы, где и работают, изучая выбранную область. Андрей тогда выбрал тему, которая называлась «Жизнь Американских индейцев». Три недели мы только и слышали дома его рассказы о том, какие индейцы умные и серьезные люди, были в курсе индейской жизни, способах их общения на охоте, знали их песни и сказания. Они строили вигвам в школе, учили шить индейскую одежду, изучали язык жестов. В этот период мы были счастливы вместе с нашим ребенком.
Ну, а после начальной школы дети могут идти уже в разные категории школ, в зависимости от своих способностей, - Haupschule, Realschule, Gymnasium или Gesamtchzle, где учатся до девятого, десятого или до тринадцатого классов. Всё это, на первый взгляд, сложновато, но, наверное, и русское образование для иностранного взора будет сложным, да к тому же, оно уже тоже стало более зависимым от материального состояния родителей.
Кстати, профессия учителя в Германии по престижности котируется довольно-таки высоко, хотя они получают не так уж и много, как в других престижных профессиях. Но учитель тут считается государственным служащим, а это значит, что его не могут без его согласия уволить с работы до пенсии и он со своей зарплаты не платит, как все госслужащие, налогов.
О школьной системе образования, конечно же, можно было бы рассказать очень много интересного, но и о недостатках тоже можно было бы рассказать немало. Все понимают и видят эти недостатки, ощущая их последствия, но изменить в этой системе что-либо очень трудно, но, конечно же, эта работа делается. Особенно этим стали заниматься больше, когда были обнародованы ЮНЕСКО показатели уровня мирового образования, где Германия оказалась на семнадцатом месте.
Ну, а собрание, с которого я начал свой очерк, было посвящено трехнедельной практике наших детей. Все восьмиклассники выбирали себе места, где они хотели бы в будущем работать, и три недели должны были ходить на эти предприятия наравне с работниками, работая там без каких-либо поблажек, а потом ещё написать обширный отчет об этом.
Мой старший сын тоже проходил подобную практику в большой книжной фирме, и написал он в своем отчете, что работа эта очень скучная и неинтересная. И мы были этому рады, потому что благодаря той практике, он и доучился сейчас до тринадцатого класса. А то уж было собрался после десятого класса идти учиться рабочей специальности.
Классный руководитель нам рассказала, в каком режиме будут работать дети, какие бумаги они должны оформлять в итоге, и про разные другие мелочи. После часа такого разговора, мы разошлись по домам. Лично у меня от этого общения осталось хорошее впечатление.
Вот только все время, пока я там был, вызывал недоумение один вопрос – в классе нашего сына учатся всего двадцать три человека. А на собрании вместе с учителем и меня с женой было только семь человек... И при этом какой-то озабоченности в глазах классной руководительницы я и не заметил. Ну да образование – это твое личное дело. Я уже писал об этом выше...

5.10.02
Bielefeld


© Copyright: Чешенов, 2002
Свидетельство о публикации №2210150039