Открытие в электротехнике

Станислав Яковлев
Приближалась очередная проверка заставы.
Как всегда, должна была приехать группа офицеров и провести комплексную проверку, включая
проверку знаний личного состава по их военным специальностям, предстояло повышение классности специалистов. Повышение классности почти ничего не давало полезного, но знак специалиста 2 или первого класса можно было добавить на китель к дембелю. Кроме этого, повышалось количество классных специалистов, а это значит, что дела на заставе в области освоения и применения техники идут нормально.

Участок заставы проходил по морскому берегу, на заставе имелись РЛС Дон, две РЛС Кредо,
стационарный прожектор и АПМ-90, не считая всего остального. Занятия с этими специалистами проводились в основном набегами офицеров округа или отряда из соответствующих служб, а повседневные занятия проводились чаще всего командирами расчётов. На этот раз заняться предварительной проверкой по знанию техники я решил сам, тем более, что на всей технике заставы я умел работать и имел знания, полученные не только официальным путём, но и чисто из интереса к технике.

На участке заставы была позиция ПТН со стационарной РЛС Дон и прожектором, кроме того, были оборудованы одна стационарная позиция для переносной РЛС Кредо и АПМ-90, две позиции запасных. На стационарные позиции были проведены линии электропередачи, имелось и автономное питание, на ПТН - дизельные установки, а для Кредо брались аккумуляторы.
Прошу запомнить, что для Кредо было питание от ЛЭП и аккумуляторы!

С частью специалистов я провел проверку во время несения службы в наряде на позициях,
а вот со старшим оператором РЛС Кредо ефрейтором Васюковым, как-то не получилось во время службы, и я его вызвал в канцелярию, чтоб побеседовать с ним на темы их техники.
Ефрейтор отличался от многих солдат своей статью, уверенностью, крепким сознанием того, что он классный специалист. Дисциплину он не нарушал, а молодёжь была крепко приучена к тому, что у него имеется звание Ефрейтор.

После чёткого доклада о прибытии, Васюков примостился на стуле, и наша беседа на тему РЛС Кредо началась. Началась, это крепко сказано, потому, что ничего, кроме того, сколько ящиков нужно брать на позицию, их визуального описания и примерного веса, ефрейтор мне рассказать не мог. Если быть объективным, то он мне ещё смог доложить, что поиск цели производится при помощи импульсов, но не смог описать эти импульсы даже приблизительно.

Идя навстречу трудящимся, я стал задавать ему наводящие вопросы, от которых Васюков стал путаться ещё больше. Поняв, что дело запущено так давно, что нужно начинать со школьного курса физики, я спросил, знает ли он закон Ома? В ответ я услышал, что такого закона в пограничной службе он не встречал. О том, что этот закон начинают изучать ещё в школе, было для него открытием.

Тогда я, решив узнать, с какого уровня начинать с ним дополнительные занятия, спросил у него, в чём отличие постоянного тока от переменного. Не сомневаясь в своей правоте, он чётко доложил, что постоянный ток имеется постоянно, а переменный имеется переменно. Лёд тронулся! Задаю ему вопрос, которого ну просто не мог он не знать, ежедневно заряжая аккумуляторы к РЛС:
- Проще простого, ответь мне, пожалуйста, где у вас на позиции переменный ток, а где постоянный?
Вопрос не понят, поэтому я спрашиваю более приближённо к их позиции, то есть вопрос для особо одарённых специалистов: - В аккумуляторах какой ток?
Ответ: - Переменный!
- А в розетке на стене? Ответ: - Постоянный!
И всё это на полном серьёзе, я уже начал сомневаться в своих знаниях, но задаю ещё вопрос:
- А почему ты считаешь, что в розетке постоянный ток, а в аккумуляторах переменный?
Ответ меня поразил: - Потому, что в розетке есть ток постоянно, когда мы включаемся, а аккумуляторы надо каждый день заряжать!!!

Как итог: ефрейтор Васюков на гражданку поехал с новым знаком классного специалиста.
Как мы этого добились, это уже другая история.