Настена

Иван Кубышкин
Настя сегодня – это чертенок, маленькая стервочка, умница и дурочка, ласковая и грубая. Сегодня ее мало интересует рисование, игры в конструктор, чтение книг. Больше всего ей нравится носиться по квартире, дико хохотать, висеть на домашних, прыгать на постели, играть в бесконечную дурацкую карточную игру «Пьяница», играть с бабушкой Шурой в больницу и зверей, дерзить старшим. Она легко успокаивается после отказа в ее просьбе, боится маминых угроз, и вместе с тем не боится наказаний. На угрозы мамы задушить ее за какие-то провинности, она, смеясь, говорит, что у нее ничего не получится, т.к. Настя спрячется так, что мама ее не найдет. Она страшно медлительна, и растягивая процесс еды на час, превращает его в игру, непрерывно болтая. Она не торопится выполнять указания взрослых и, похоже, на вред, тянет с их исполнением. Она играет в шахматы и ходит в шахматную школу, но в ней не видно необходимого усердия. Она умеет читать, но ленится это делать. Ей нравятся мультфильмы, и она сама находит их по телевизору. Ей явно не хватает общения со сверстниками. Находясь же в их компании, она превращает все игры в дикую и громкую беготню. Когда она звонит бабушке Але, то никогда не здоровается с ней, сразу рассказывая ей свою историю, словно простилась с ней только что. Пик ее активности приходится на поздний вечер, когда многие соседи уже ложатся спать. Именно в это время она бегает по коридору, громко топая ногами, а родители кричат ей – Не топай, соседи спят. Но она мало обращает на это внимание. Дима с ней строг и неласков, покрикивает на нее, может со злостью ее тряхнуть, но Настя на это не обращает никакого внимания и редко обижается. Вообще родители очень редко обращают на нее внимание, только тогда, когда ее надо накормить, выкупать и уложить спать. Я не вижу никакого ласкового обращения родителей к дочке. Лишь иногда мама Наташа тискает ее, словно зверюшку, щекочет и тормошит. Вся нежность и ласка идет от бабы Али, которую Настя больше всего и любит....

Прошло время...

И вот Настя стала первоклассницей. Что изменилось в ней, что изменилось в нашем быту?

Каждое утро наша квартира превращается в маленький сумасшедший дом. Постоянно слышаться крики Димы или Наташи – «Настя, ты будешь есть?», «Настя, когда ты выйдешь из туалета?», «Настя, одевайся, опаздываем!», «Настя, ты собрала портфель?». А Настя смеется, носится по квартире и, похоже, нарочно злит своих родителей. Все делается крайне медленно, Дима злится, он опаздывает на работу. В школу Дима и Настя все время приходят последними.

Вечером дома немного поспокойнее. Тут включается в дело Наташа и стоит цербером за спиной Насти, следит, как она выполняет домашнее задание. Часто при этом можно слышать крики, ругань. Учиться Настя неровно, к учебе относится легкомысленно.

Родители пытаются приучить дочку к порядку в комнате, которого отродясь не было не только у нее, но и у самих в комнате. Настя все также плохо кушает, ложится поздно (а вставать теперь приходится рано), поэтому вечером она спит дополнительно 2 часа. Перед ночью у Насти самый активный период жизни – ей надо бегать, прыгать, танцевать, петь и кричать. И во всем это должна участвовать бабушка Шура. Каждый вечер перед сном Настя шумно купается в ванне, разбрызгивая воду на пол и получая очередные тычки от родителей.

Настя любит бабушку Шуру, меня, боится мамы и совсем не видит ласки от отца. Правда, именно на Диму падают все заботы о дочери – поднять, накормить, отвести в школу, забрать из школы, выкупать… Он сильно замотан как на работе, так и дома.

2007 год.