Горный рельеф или Российский спорт

Дмитрий Ковригин
ГОРНЫЙ РЕЛЬЕФ
или РОССИЙСКИЙ СПОРТ

 Выражение «горный рельеф» придумал не я. Точнее,- использование этого выражения в таком контексте.
 Это один из тех, кто «отвечает за дороги», так заявил: «У нас в городе сложный, горный рельеф. И от этого дорожные службы работают напряжённо, работают в сложной, я бы сказал, - боевой обстановке…».
 - Наверное, пиарщики писали. Хромой текст. Эх, сократить бы все эти отделы «по связям с общественностью»!
- Во-первых, – с нашей «общественностью» лучше не связываться.
- Во-вторых, - часть усилий предприятия уходит не на чистку дорог, а на объяснения общественности, почему они (дороги) ТАКИЕ.
 Если учесть, что пиарщики оплачиваются хорошо, то усилия оные, в деньгах измеренные, весьма немалые.
- В-третьих,… Да что там «в-третьих»! – Выгнать бы этих ребят из-за уютных компьютеров, лопаты – в зубы, - и на дороги!
 Но… это не простые ребята. Кто создал для них эти модные «свинекуры»? Не папаши ли? Понимая, наверное, ещё, где-то в глубине души, что не мозги общественности нужно связывать, а работать. Мозги у общественности и так связанны бесконечной лапшой, что выходит уже из ушей, как фарш из мясорубки...

 Картина такая: - Всё чаще начальники «социально значимых» предприятий, учреждений и служб бормочут подобные безграмотные и смешные тексты. Бормочут с чувством некоего внутреннего удивления. Но, всё же, заставляют себя верить в их силу. Бабки-то плОчены! И – немалые!
 Но, как и в данном случае, дороги от этих заклинаний лучше не становятся, а общественность – всё равно недовольна.
 Впрочем, «мастерство» заклинателей общественности растёт, и страна погружается в мир вредных иллюзий. Хотя, - куда уж погружаться?
 Сколько уже лет альбому Михаила Борзыкина (группа «Телевизор») «Отечество иллюзий»?
 Такое ощущение, что задача многих учреждений не собственно работа, а обман изумлённой до конца жизни публики…
 Сколько средств в масштабах государства тратится на это?

 Впрочем, сейчас я совсем не об этом.
Если быть объективным, то подъёмы и спуски на трассах нашего города имеются. И некоторые, действительно,- несколько крутоваты. Как и отдельные наши сограждане.
 Но если с них, с дорог, вовремя соскрести снег и присыпать песочком – то не такие уж они и крутые.
 Однако, виноваты не только дорожные службы.
У нас почему-то считается, что ездить должны ВСЕ. Не взирая на умение, подготовку, психические особенности и … состояние дорог. Должны ездить – и всё тут! Право неотъемлемое и священное. Ездить должны невзирая, в любую погоду…
 Техсостояние «тачек» в расчёт тоже не принимается.

 Рядом с моим домом находится весьма любопытная внутриквартальная дорога. Внутриквартальная-то она – внутриквартальная. Однако, - «удобная». И, в нормальных условиях, машин на ней бывает больше, чем на основной трассе. (Вот радость-то жителям прилегающих домов!).
 Причём, на этой самой «основной» образуется целая очередь на выезд. Движение сильно замедляется.
 «Цена вопроса» - «лишние» пара километров езды по «нормальной схеме». Но наш человек очень уж «экономный». В итоге, как всегда – больше теряет сам и заставляет терять других.
 И это – в «штатном» режиме.
Когда же выпадает снег – начинается цирк. Пока снег мягкий и сильно не примятый, дорога ещё проезжая. Почти. До самого верха. И на подъём способна забраться самая простая машина с самой лысой резиной. Правда, с разбегу. И с воющей пробуксовочкой.
 Но… - несколько таких «ловкачей» и снег уже местами примят, местами – скользковат.
 
 Затем начинается настоящий «кёрлинг».
В верхней трети, а затем и ниже, машины начинают застревать. Бешено вращающие колёса полируют снег до блеска. Постепенно снег превращается в лёд. Весьма гладкий.
Перейти такую дорогу прохожему, не упав, – весьма сложно.

 К «кёрлингистам» присоединяются любители фигурного катания. Они, часто на заднеприводных драндулетах, пытаются «взять» трудную трассу с разбегу. Прямо с основной трассы, разгоняясь ещё поперёк встречной полосы.
 Редкий экипаж способен долететь и до верхней трети подъёма. Тем более – одолеть её всю. Доказано многолетним опытом.
 Обычно, машинки начинают «юзить» ещё на середине. И, исчерпав запас дурной энергии, беспорядочно скатываются вниз по абсолютно неуправляемой траектории.
И задом наперёд, и передом назад, вращаясь вокруг чужой оси.
 Самые ловкие и борзые заскакивают на дорогу перед домом, что находится чуть ниже середины подъёма. Разогнавшись «как следует» прямо перед подъездами, пытаются одолеть вторую, более крутую, часть.
 Как правило, при этом манёвре заносит зад, иногда «тачку» выбрасывает на тротуар.
Бьет об столб. (Хорошо, если об столб. Может ведь попасть и сознательный пешеход!)
 И «хорошо», если гонщик один. Обычно – «спортсмены» появляются небольшими командочками. Чувствуют, наверное, друг дружку из далека…
 Всё это напоминает манёвры тараканов, пытающихся, во что бы то ни стало выбраться из банки. Только шуму, вони и опасности намного больше.

 В ходе этих потуг, водилы забывают буквально обо всём. Их цель – подняться любой ценой. Трудиться ради этого никто не хочет. Все хотят проскочить на халяву. Визжат колёса, летят ошмётки резины, воздух наполнен едким перегаром.
 Зрелище нереальное, и какое-то… неумное. Но не обвинять же такую массу народа в глупости.
 Наверное – это спортсмены. Непризнанные, и от того особо напористые.
Ну, такой особенный зимний вод спорта. Дурлинг. И его самая рискованная разновидность – дурлинг горный.

 Хотелось бы, чтобы деятели «большого спорта» обратили внимание на этот стихийный, народный вид. А что! Автодурлинг. Горный автодурлинг. Поднимись на горку.
 Крутизну склонов и участников – поднимать, как планку при прыжках в высоту…

 Всё это было бы мило и интересно, если бы не один «мешающий фактор». Люди. Живые люди. Пока ещё…
 Старики выходят из подъездов, сначала робко высунув голову. Как черепаха из панциря.
Дети ловко выскакивают прямо под колёса. Впрочем, на их счастье, также ловко и отскакивают. Случается, правда, - не все. Но спорт ведь требует жертв? Не так ли?
 Хотя, - стариков, детей и прочих мирных граждан в секцию дурлинга вроде бы не записывали…

 Через дорогу – школа. И детский садик. Детишки, кучками, быстренько перекатываются через опасное место. Дорога так отполирована, что пострадать можно и безо всякой машины. Кроме того, дети уверенны в том, что жить будут долго и счастливо. А в школу опаздывать нельзя. И сигают через опасное место, не дожидаясь, пока прервутся «спортивные истязания».
 Так и ловкость нарабатывается необходимая.
 Смешная картинка – с горы летит очередной откатчик. Прямо в кучку балансирующих на льду деток. Ну, прямо, как лихо подкрученный кирпич в стайку воробушков.

 Эх, лишить бы прав таких «спортсменов». Навеки. За появление за рулём – расстрел.
Расстрел – расстрелом, но на «допинг» проверить надо. Обязательно. Что–то тут, всё же, нечисто. Или это бесы так развлекаются?

 Ну да ладно…
 Рядом, на трассе, теперь уже на магистральной, есть ещё один подъёмчик. К переезду.
Автобусы, с их широкими колёсами, преодолевают его с ходу. Некоторым автомобильчикам же, требуется небольшой разгон. И, если бы водилы думали о других, то задержек в тамошнем движении не было бы. Но в том месте обязательно кто-то буксует. «Держит трассу». Чтобы выскочить – надо, «всего лишь», немного сдать назад. Иногда находятся сознательные, - не спешат, давая такому бедолаге место для разгона. Но! – На одного «сознательного» тут же находится несознательный. Увидев «дырку» - тут же в неё и лезет. Движение стопорится. «Дыролазы – дуролазы» намертво, будто специально закупоривают трассу. Что, они не способны увидеть целиком несложную, в общем-то, ситуацию? А может – им не надо никуда ехать. Это – всё те же спортсмены.
 «Зимний стопинг».
 Тут и до столкновения недалеко.
 Мечты многих добраться вовремя на работу тают в облаке ядовитой автомобильной гари…
 «Автостукинг».

 А ещё есть, особенно среди тех, кто мнит себя крутым, такая привычка – бросают автомобили прямо на проезжей части и спокойно идут по своим делам. Типа – попробуй, задень.
 «Автожлобинг».

 Так к нашим, согласен, не самым лучшим в мире дорогам, примешивается фактор не самой высокой культуры. Если не сказать хуже. «Спортивный» фактор. Бескультурье, глупость, неумение считать…
 Часто в процессе заторообразования он – решающий.

 По повадкам водителей виден настрой всего нашего общества.
Оттолкнуть ближнего. Оттолкнуть без особой нужды даже. Оттолкнуть, подставляя себя, любимого. Влезть, не думая о последствиях. Почувствовать себя ловким и крутым. Хотя бы и ненадолго… Тот, кто не представляет угрозы – в расчёт вообще не принимается…

 Да, конечно, много водителей порядочных. Но не они задают тон. И все подозревают друг друга в непорядочности. Поэтому – «никто не хотел… уступать».

 Что интересно – после очередного снегопада дороги превратились в катки. Валики снега вдоль дорог сделали невозможными некоторые «любимые манёвры». Скорость движения несколько ограничили. Да и явный риск сдерживал самых рьяных.
 «Подлазить» стало просто опасно. Понимают ведь, что добросовестный водитель не даст по тормозам, пропуская нахала. Просто не сможет остановиться…
 Потому и не лезли.
 Установилась некоторая видимость порядка. На отдельных участках.
 Так вот – в этот день я добрался до дома минут за сорок. Так же, как в «лучший» бесснежный день. Хотя – дорога была полна, кавалькада еле тащилась…

 Обильна наша земля, а порядку в ней нет…
Да, вот – так и «едет» вся наша страна. Вместо того чтобы дружно созидать, улучшать жизнь, многие пытаются пролезть, урвать, опередить… Не понимая, что в итоге, получат совсем не столько, получат совсем не то. Выезжают на самых ответственных. И держат оных за «лохов»…
 В итоге – полный затор и частые аварии.
 Так и «несётся» наша «сообразительная» тройка-Русь по «горному рельефу»…
 
 Люди стали суетливее, мешают друг другу. Многие – мешают с удовольствием…
Очень много «спортсменов».

 Смешны те, кто ссылается на глупый афоризм «Общественное бытие определяет сознание». Ничего подобного. Совсем наоборот.
 Часто в отчаянии думаешь – «Стадо!». Просто стадо. А у стада, рано или поздно, появляется пастух. Иначе,- стадо просто вымирает…

 Ковригин Д.Э., 2-5 февраля 2007 г.