Круговая спираль
Михаил Киселёв
_!_______________________________ Все в нашем мире возвращается
_?_______________________________ Вопрос куда? и зачем?
_.!?____________________________ А ответ: может быть мы просто любим разное и по разному?
Сценарий - Киселева Михаила Николаевича
на стихи и музыку Амокова Владимира Борисовича.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Бог-Отец - Создающий все на сцене с него начинается все.
Личность огромного духа силы и мудрости. После сотворения и активной деятельности не во что не вмешивается без особой необходимости. Невозмутим, всегда сохраняет спокойствие и величие - пусть сын проявит себя и пройдет сам свой путь, что бы он не замышлял.
Сын - Рожденный после того как Отцу стало надоедать совершенство.
Маленький, постоянно удивляющийся и радующийся, пытается залезть куда угодно и все изучить. Имеет частый контакт с Отцом в детстве. Взрослея, все более отдаляется от него. Когда происходит окончательное отделение сын начинает искать свой путь. Настроение его великолепно, он полон сил и ему кажется, что в его силах перевернуть весь мир. К концу пути он все более умудряется опытом и в чем-то становится похожим на отца.
Помощники (он и она) - фактически руки отца всегда внимательны к нему.
Голос - (его могут исполнять помощники) некое озарение,
ободрение направленное к идущему, (может появляться в виде
образов или просто звучать)
Сцена делится на место нахождения творчества отца (круг) и
происхождения обыденной жизни (перед занавесом авансцена)
Действие 1. Сотворение.
муз. сцена 1.
Темнота с первыми звуками появляется свет, он сосредоточен на Отце.
Отец взмахивает руками, свет расходится и начинает распространяться по сцене. Появляются помощники, они создают райский сад. В конце музыки наступает сцена идиллии Отец сидит в центре у его ног помощники.
Отец: Люблю сидеть в задумчивом саду,
Когда листвой осеней пахнет, мятой,
И сам туман под горочкой, как вата,
приделал ели грустной бороду.
Люблю сидеть в задумчивом саду,
Когда шуршит мышонок где-то тихо
И шепчет клену нежно облепиха,
Про то, как ночью встретила звезду.
Она: Люблю сидеть в задумчивом саду,
Когда мелькают призрачные тени
(делает нижесказанное)
И я, прильнув к податливым коленям,
На миг забуду липкую беду.
Он: Люблю сидеть в задумчивом саду,
(смотрит на отца, затем на помощницу)
Когда строка рождается с тобою,
И ты с мечтой кружишься голубою,
Как в високосном встретилась году.
Отец: В других местах пишу я на ходу,
Преграды жизни весело ломая,
Порой с коня упрямо не слезая.
Я не представлю, как сидят в саду?..
муз. сцена 2
Идиллия постепенно перерастает в скуку. Все становятся как бы сонными и пытаются подавить зевание и одолевающую дремоту. Отец нахмуривается, помощники моментально вздрагивают, сгоняют с себя сонливость и обращаются к отцу.
Отец: Не бывает в Жизни гладко
Жизнь она ведь трудная загадка.
Отец впадает в задумчивость. Помощники, наклонив головы подперев лоб кулаком, начинают ходить из стороны в сторону иногда останавливаясь и поднимая голову, при этом они обращают свой взор то "внутрь" себя то на окружающую обстановку. В завершении они смотрят на отца.
Отец: Что бы в жизни стало интересно,
Успех сопутствовал судьбе,
Сначала от звезды известной
Придется отойти тебе!
Отец ободряется у него на лице улыбка. Через несколько секунд у помощников улыбка раза в три больше и они выражают свое удовольствие уже с помощью рук.
Отец: От долбежки нудной, чтоб уйти,
Надо детство, друг, перенести,
Он: А потом таким огромным стать,
Чтоб тебя никто не мог достать.
Отец: От беспечной жизни чтоб уйти
Снова надо к детству подойти.
Она: И, послушав, как шуршит трава,
К этой музыке найти слова.
Действие 2
Отец творит сына
(ЗАРЯД ДЕТСТВА.)
Я пишу, разрываясь на части,
С криком радостным вспомнив деньки,
Как с зарей я укладывал снасти
И стрелою влетал на коньки.
Как грозу я выдерживал стойко,
Когда рядом боролся отец,
Как добравшись вареным до койки,
Он с трудом мне шептал: "молодец!"
(Как наш старый коняга буланый
мне казался ракетой в седле),
И о том как в фуфаечке драной,
Я счастливей всех был на земле.
( за это время сын появляется на свет)
Я пишу, разрываясь на части,
И о слове великом "держись!"
только с ним побеждал я со страстью
Эту с детства прекрасную ЖИЗНЬ!
Рождается сын. Он оборачивается по сторонам все ему рады.
Все то, что увидит сын отражается эмоциями на его лице.
Помощники отражают эмоции сына всем телом.
Действие 4
муз. сцена 3
Сын взрослеет и все больше желает проявить себя сам.
Однажды он отвергает помощь Отца и пытается выразить то, что он не нуждается не в чьей помощи. У него много идей по поводу этого мира и он будет их сам реализовывать и для этого он готов преобразить весь мир и не желает слушать ни помощников ни Отца.
Отец: У жизни тысячи дорог -
И все открыты.
Вот встал ты гордо на порог
Еще не битый.
Сын: Рассвет хохочет в далеке,
Искрясь улыбкой.
Сухой паек давно в мешке
С копченой рыбкой.
Отец: Туман у ног. как пыль золы
Молчком кружиться.
Играет запахом смолы
сосна - блудница.
И дело, может быть не в том,
Пойдешь ли в ногу.
А то, что сделаешь потом,
Найдя дорогу!
Сын отрывается от отца все больше он чувствует в себе
силы сделать все.
муз. сцена 4
Сын: Я огромную нашу страну
Забросал бы одной добротой.
И махнув на ее седину
Разукрасил девичей фатой.
Отогнал бы беду далеко...
И всем войнам сказал бы я: "нет!",,
Если станет в ночи не легко
Превратился б в могучий рассвет!
Если встанет гроза на пути,
Вновь сзывая из мглы палачей.
Я помог бы над нею взойти
Другу солнцу из чистых лучей.
И волшебною кистью, смеясь
Все печали убрал бы с лица,
На ее чтоб просторах молясь,
Без боязни бы бились сердца!
Отец смотрит на сына и улыбается, он доволен.
Отец: Человек добреет лишь тогда,
Когда солнца луч с утра к нему пробьется,
Когда всей душой легко поется,
И не знакома сызмальства беда!
Человек добреет лишь тогда,
Когда покончено с сверх дьявольской войной,
Когда душа теплеет со страной,
И без приказа убрана страда!
Человек добреет лишь тогда,
Когда сердцем прикоснувшись к акварели,
Всласть под соловьиные свирели,
Вдруг чувствует: душа как молода!
Отец задумывается: Человек добреет лишь тогда,
Когда крыша есть и дом стоит надежно,
Когда видеть мир без страха можно,
И на столе добротная еда!
Воодушевляется сам: Человек добреет лишь тогда,
Когда будущее манит ярким светом,
И душа обидой не задета,
А в ней счастливая горит Звезда!
Сын окончательно отрывается от отца.
Он заходит в круг к отцу. Они о чем то говорят сын яростно жестикулирует. В завершении разговора выбрасывает обе руки вверх; одну почти вертикально, другую чуть в сторону. Разворачивается, выходит из круга идет к авансцене На авансцене он шествует к каждой вещи то ли говорит ей то ли воодушевляет ее словами и жестами пытается улучшить ее постоянно все более воодушевляется сам.
муз. сцена 5
Занавес.
Голос: В мир уйдешь ты от порога:
Жизнь ведь трудная дорога.
Прежде разберись с собой:
Путь не легкий пред тобой.
Что бы ни было в пути.
Должен ты его пройти!
Сцена 2 Действие 5
Круг закрывается. Сцена жизни
Сын то воодушевляясь, то снимая запал:
Написать бы мне о милой Клавке,
Как прекрасен с нею Школьный бал!
Но, Когда хамят из-за прилавка,
Отпадает чувственный запал,
Написать решил про радость утра
И как пахнет спелое жнивье,
Но завод метнул цементной пудрой
Прямо в настроение мое,
Задумываясь, смотрит куда-то далеко вперед, как будто
вспоминает чего-то:
Написать бы мог про даль морскую,
И как чайки волны бороздят,
Но когда мой брат в Чечне рискует,
Мысли улыбаться не хотят!
Оборачивается к кругу, который закрыт от него, как будто что-то постигает, медленно оборачивается:
Но однажды, наслаждаясь соком,
Я узнал, взяв томик не большой,
Что поэты пишут о высоком
Только лишь с разорванной душой!
Сын застывает в изумлении переходящем в подавленность.
Действие 6
Звучит голос: От первых неудач ломается лишь тот,
Кто жизни вкус познал у собственных ворот.
Еще кто с детства не внушался строго
И не был апробирован дорогой.
И тот кто волю не калил в печи,
А сразу к солнцу получил ключи!
Если хочешь Что-то сделать или создать
в жизни - научись сначала преодолевать трудности.
Сын собирает всю свою волю в кулак,
муз. сцена 6
Сын Дух держу в ежовых рукавицах,
Чтоб во мне случайно не раскис,
Поднимаясь в небо дерзкой птицей,
Оставляя выгодный карниз,
На мосту пока во власти ночи
Чувствуя прилив злорадных сил,
Сын берет топор железного человека
Подлость за моей спиной хохочет,
Гвозди, вырывая из стропил.
И когда вдали от дома,
На краю небесного села,
Замахивается и начинает что-то рубить.
Я пляшу вразнос в гостях у грома,
В сторону, отбросив все дела!
Дух держу в ежовых рукавицах
Пред грозой себя, заставив встать,
Когда радость тает в наших лицах
И сам бог не хочет помогать!
Сын что-то с усердием рубит, куда-то пробивается все больше выходя из себя, с каждым ударом он все сильнее ухает помогая голосом себе. Его движения все более лихорадочны. Что-то прорубая он уходит со сцены голос стихает, но остается и становится все более остервенелым.
Занавес
За сценой продолжается слышатся уханье сына.
голос: Не лезь на стену за свои права,
Когда решила в гневе голова.
Я слышал где-то испокон веков,
Из буйных ловят только дураков!
Конечно, друг мой нет твоей вины,
Когда на лбу бугры накалены.
Я помню, дед всегда колол дрова,
Чтоб хорошо остыла голова!
За сценой слышен вскрик сына, потом причитание от боли.
Сцена 3.
муз. сцена 7
Сын с перевязанной ногой находится в пристанище мудреца-шамана. Мудрец подходит снимает повязку сын здоров и скоро уверенно ходит. Мудрец передает ему тайные знания.
Мудрец: Не стоит себя в панику вгонять
Коль от соблазна сам не мог сдержаться!
Теперь бессмысленно с бедой рыдать,
Которая, смогла к тебе подкрасться!
Теперь на волю только опершись,
Попробуй все ж назло воспрянуть духом
И сам себе скомандовать: "держись!",
Когда беда в слезах вопит над ухом.
Глядишь, и вдруг отступит на шажок
Беда, играя горькими слезами.
"Надеюсь, аккуратней стал дружок:
Наживку надо пробовать губами!"
Занавес
Сын выходит от шамана. По походке, взгляду и движениям стало видно что он стал более осмотрительным его действия продуманы. Он с фонарем светит куда-то вдаль и что-то делает.
Сын: Дни штормят нежданностью открытий,
Я слился с течением событий.
Одинок стою на гребне века
Добиваясь званья человека!
Сцена 4
муз. сцена 8
Сын долго что-то делает. Его постепенно одолевают сомнения...а правильно ли н это делает. Он откладывает инструмент и задумывается.
голос: Не падай духом, когда в душе темно,
И жизнь давно на острие кинжала,
Когда от мысли голова устала:
"Ну почему так весело в кино?!.."
Не падай духом, и когда попал беду,
И твой сосед неслышно дверь захлопнул,
Когда сам предок из могилы "топнул":
"Ну почему нет денег на еду?!"
Не падай духом , когда прижат к стене,
И твоим телом правит злая сила,
Когда судья раскатисто спросила:
"Ну почему покоя нет в стране?!"
Не падай духом , когда в краю родном
Тропинка заросла густым бурьяном,
И ты кричишь на мир в угаре пьяном:
"Ну почему так весело с вином?!"
Не падай духом...
муз. сцена 9
Дела налаживаются.
Сын: А в жизни нелегко найти себя,
Когда годков мне было где-то тридцать
Я помню, важно кудри теребя,
Попробовал идти за яркой птицей
Но к счастью, не пришелся ко двору,
Рванув с улыбочкой к вертлявой рыбке,
Когда пытался въехать к ней в нору,
Совсем запутавшись в своей улыбке.
В другом не те я подобрал слова,
Потом не угодил моржу с тюленем,
Когда вскричал, что Родина жива,
С трудом согнув упрямые колени.
В четвертом спел без огонька куплет,
А в пятый не пустили вместе с Богом,
Когда я получая партбилет,
Надеялся на лучшее с тревогой.
Лишь позже понял двор не для меня,
Когда махнув без жалости на годы,
Вновь залетел на дикого коня,
И степь пахнула привкусом свободы!
муз. сцена 10
Сын возмужал и вспоминает теперь об отце .Обращается к нему
Сын: Я встречал униженных горбатых,
Словно в землю вдавленных людей.
Они шили ватники из ваты,
Исподволь глядя лебедей.
Я встречал улыбчивых, с прищуром,
Продающих собственную мать,
Когти, полируя важным курам,
Лишь бы за улыбкой устоять.
Я встречал высоких, горделивых,
Стройных как шрифтовая строка.
Нет средь нас пожалуй терпеливей,
Чем гигант, глядящий свысока.
Я встречал людей с потухшим взглядом
И горящих ярко как свеча.
Видел, как они танцуют с гадом
В адский круг, влетая сгоряча!
Видел, как девчушка плачет с бантом,
Видел, как о землю бьется мать.
Только взяв пример я у гиганта,
Смог на гребне жизни устоять!
Сцена 5
муз. сцена 11
Круг открыт все выходят на перед сцены.
Отец: Давайте жить, не дергая друг друга.
Давайте улыбаться на ходу.
Тогда весной с Камчатки и до Буга
Светлее станут яблони в саду.
Сын: Тогда, наверное над нами тучи
Растают вмиг под солнечным лучом.
И, улыбаясь, встретившийся случай,
Тебя поддержит радостно плечом.
Она: Давайте взгляд настроим пободрее,
Чтоб улицы смеялись вечерком,
Быть может друг, уйдя от брадобрея,
Не будет щупать горлышко тайком.
Он: И если бомж наступит вам на ногу,
Не нужно метиться бедняге в глаз.
Отец: Давайте руки мы дадим друг другу,
(делают это на слове руки)
Все: Иначе кто поддержит в этом мире нас!
(ОБРАЩЕНИЕ.)
Сын: Живи, назло грозе что перешла
Твою дорогу, рассмеявшись громом
Живи, тогда когда тебя нашла
Дотошная беда, признав за домом.
Она: Им не понять порыв твоей души
У них свои главенствуют законы...
Гроза умеет заплясать в тиши
Беда из горла с криком вырвать стоны!
Он: Живи, попав в единый с дурью строй
Судьбу, когда твою, смеясь, метают,
Когда тревога с яростью покой
Железом раскаленным прожигают!
Отец: Живи, живи, чтоб утро увидать
И солнцу подмигнув в широком поле,
Чтоб на тебя взглянув с надеждой мать
На миг забыла о своих мозолях!
Сын: Чтоб ветру поклонившись, удальцу,
В обнимку с вихрем залететь на тучу!
Чтоб показать чего достиг, отцу,
В дуб, превращаясь кряжисто могучий!
Сын. она, он и отец говорят по очереди:
Живи, /назло / чертям / и сатане,-
/Живи /когда /забыли /тебя Боги!
/Когда /не нужен /стал /родной стране,-
Все: Ведь кроме жизни нет главней дороги!
КОНЕЦ.