Игорь Юрьевич Николаев

Алекс Герд
Игорь Николаев – блестящий композитор, поэт, певец и продюсер.
Его песни, написанные для таких звёзд российской эстрады как Алла Пугачева, Ирина Аллегрова, Наташа Королёва и ряда других становились мега-хитами, а их исполнителей делали суперзвездами российской эстрады.
 
Николаев Игорь Юрьевич родился 17 января 1960 года на острове Сахалин, в портовом городе Холмске в семье поэта-мариниста Юрия Николаева.
Окончил эстрадное отделение (класс композитора Игоря Якушенко) Московского института культуры.
Имеет дочь Юлю.
В начале 80-х годов познакомился с Аллой Пугачева, работал в её ансамбле «Рецитал» клавишником и аранжировщиком. В 1983 году Николаев пишет для неё песни, которые её саму возносят на новую волну популярности, а ему приносят первую известность – это ставшие легендарными, одни из самых лучших песен примадонны: «Айсберг» и «Расскажите птицы».
В 1986 году с песни «Мельница» Николаев начинает сольную карьеру. Поначалу слушатель достаточно прохладно принял несколько гнусавый голос молодого исполнителя, но необыкновенно тонкая и изящная мелодичность музыки в купе с закрадывающимися в душу текстами всё же нашли своё место в душе публики.
Середина и конец 80-х годов в СССР называют эпохой Аллы Пугачёвой, сама Алла Борисовна признавалась, что для неё это был «Николаевский период» и действительно в это время Николаев продолжает писать для неё хит за хитом: «Сто друзей», «Паромщик», «Прости, поверь», «Беглец» и ряд других. Всего за всё время для Аллы Пугачёвой Игорь Николаев написал около 30 песен.
В 1990 году Николаев знакомится с юной киевлянкой Натальей Порывай ставшей в дальнейшей известной как Наташа Королёва. Начинается долгий творческий и семейный альянс. Для Королёвой Николаев написал около 50 песен, почти каждая из которых становилась хитом. А сама Наташа Королёва получила возможность реализовать свой безусловный талант и стать на много лет одной из самых популярных звёзд.
В тоже время в начале 90-х Николаев продолжает работать и с другими звёздами – не без его помощи на большую сцену вырвалась сексапильная Ирина Аллегрова, до этого прозябавшая в мало кому известном «Электроклубе», первую популярность ей принесли песни написанные Николаевым: «Странник мой», «Не улетай любовь», «Младший Лейтенант».
Дебютный альбом Наташи Королёвой «Жёлтые тюльпаны» вышел в 1990 году и уже через два года по стране проходит беспрецедентный тур «Дельфин и русалка» собиравший переполненные залы.
В 1994 году у Николаева выходит сольный альбом «Малиновое вино» с помощью этого альбома Николаев смог доказать что он не только талантливейший композитор и поэт но и не менее блестящий певец способный собирать переполненные залы и стадионы. В тоже время вышел сольный альбом Королёвой «Поклонник».
В 1995 году Николаев получил премию «Овация» как композитор года, в том же году выходит его альбом «Выпьем за любовь» распроданный миллионными тиражами. Всё это время певец активно гастролирует и продолжает сотрудничество с такими звёздами как: Иосиф Кобзон, Филипп Киркоров, Ирина Аллегрова, Алла Пугачёва, Кристина Орбакайте, «Стрелки» и многие другие.
Но в начале 2000-х публика всё меньше и меньше слышит песни в исполнении самого Николаева и им написанные, причиной тому мог послужить скандальный развод с Наташей Королёвой, возможно, он потерял вдохновение, которое долгие годы стимулировала именно она.
Последний его успех связан с песнями для выпускника «Фабрики звёзд» Антона Зацепина: «Ниже ростом только Губин» и «Книжки любви», первоначальный толчок смог сделать его популярным, но дальше по признанию Николаева творческая судьба Зацепина не сложилась из-за в дальнейшем неправильно подобранного репертуара.
Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина от11 октября 2001 года Игорю Николаеву присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.
Николаев внёс огромный неоценимый вклад в отечественное песенное искусство второй половины двадцатого века, его музыка особенно проникала в сердца слушателей потому что, имея талант от бога Николаев, всегда отличался такими качествами как трудолюбие, усердие и… любовь, искренняя любовь ко всем тем кому он посвятил свои лучшие творения.





Холост. Дважды был женат.
Заслуженный деятель искусств РФ
Награды: "Овация-92" - за альбом "Дельфин и русалка","Овация-95" - в номинации композитор года,"Овация-97" - в номинации поэт года, "Овация-99" - в номинации композитор года,"Песня-99" - за большой вклад в развитие песни (памятная премия имени Исаака Дунаевского),"Золотой граммофон - 2001" - за песню "Пять причин","Лучший композитор 2002 года" премия от фестиваля "Песня года"
Дискография: 1986 – «Счастья в Личной Жизни» А. Пугачева, 1987 – «Мельница», 1988 - Мини-диски: "Да не смотри ты на часы", "Королева", 1989 – «Королевство Кривых Зеркал", 1989 – «Фантастика», 1989 - Kingdom of Carnival Mirrors, Sweden ,1989 – «Aqarius 1999» (Lisa Nilsson), Sweden 1989 - Julen Ar Har (Tommy Korberg), Sweden 1989 - Cold Sky" Cyndi Lauper, U.S.A.,1990 – «Желтые тюльпаны» Н. Королева, 1991 – «Мисс Разлука», 1992 – «Дельфин и Русалка», 1992 – «Странник Мой» И. Аллегрова, 1994 – «Малиновое Вино», 1994 – «Поклонник» Н. Королева, 1995 – «Конфетти» Н. Королева, 1995 – «Выпьем за любовь» 1996 – «Верность» 1997 - Пятнадцать лет. Лучшие песни" 1997 - Бриллианты Слез" Н. Королева 1998 – «Игорь Николаев-98», 2000 – «Разбитая чашка любви», 2001 – «Самая родная», 2001 – «Дочка +и я» (совместно с Ю. Николаевой), 2002 – «Прости и отпусти», 2003 – «Лучшее, для вас», 2003 – «Пять причин», 2004 – «На обложке журнала», 2007 – «Как ты прекрасна».
Алекс Герд




Из интервью:



- Кажется, раньше зрители Вас нечасто видели на кулинарных шоу…
- Да, я никогда в жизни не приходил ни на одно кулинарное шоу. Просто из принципа этим не занимаюсь. Те люди, которые с умным видом на этих шоу разбивают яйца, вызывают у меня недоумение.
- А Вы хорошо готовите?
- Если вы знакомы с моей биографией, то знаете, что у меня была семья. Жена Лена, как все настоящие хорошие хозяйки, готовила. А потом начались гастроли, и вопрос готовки отпал — перекусы, гостиницы, накрытые столы в ресторанах.
Сейчас все делает моя домработница. Я уверен, что у моей домработницы был шок, когда она увидела меня вместе с Татьяной Веденеевой готовящим в эфире телеканала «Домашний» еду! Да и у меня тоже, но потом я втянулся, и мне даже понравилось помогать Татьяне…
- Какое у Вас самое любимое блюдо? Без чего стол не кажется аппетитным?
- Без окрошки. Но у моей окрошки особый рецепт, не то, что подается в общепитах. Раньше ею меня баловала бабушка, а сегодня готовит окрошку мама: ее непременно делают с колбасой, и туда натирается огурчик. Запах по всей квартире удивительный!
- Придерживаетесь ли Вы определенной системы питания?
- Абсолютно нет, даже если бы мне этого очень хотелось. Представьте, какая диета может быть на гастролях — ем что попало. А в гостинице после концерта, кроме бутерброда с сыром или колбасой, есть вообще нечего.
- Ваш развод с Наташей Королевой был как гром среди ясного неба. Неужели на российской эстраде нет ни одной счастливой пары?
- Я не проводил исследований, но мне кажется, что шоу-бизнес на виду. Наши разводы, свадьбы, ссоры и примирения обсуждаются, о них пишут. Но это не значит, что только люди искусства, люди публичные разочаровываются и расходятся. Посмотрите вокруг, загляните в дома своих соседей: там то же самое, что на эстраде, — люди влюбляются, женятся и разводятся… или часто спорят. Просто никому нет дела до того, какой роман закрутила тетя Маня и где провел ночь дядя Петя. Это интересно их близкому кругу.
- Вы преданы своему стилю. Нет желания сделать что-нибудь эдакое, не похожее на Ваше обычное творчество?
- Нет. Я стараюсь быть неизменным в течение многих лет. Потому что это очень грустно — смотреть на свои фотографии и себя не узнавать.
- Это правда, что Никита Михалков и Вы готовите проект? Что это будет?
- Это будут съемки видео на одну из моих песен. Но говорить об этом еще рано. Я обожаю фильмы Никиты Михалкова и уверен, что не одинок в этой любви.
- А к какому фильму Вы были бы не прочь написать музыку?
- Мой ответ будет предсказуем — к фильму о большой и чистой любви, но ни в коем случае не к сериалу, а полнометражной картине, такой как «Титаник».
- Вы сотрудничаете со многими талантливыми артистами. С кем из исполнителей работаете сейчас?
- У меня пока нет спецпроекта. Никогда не знаю, что будет завтра, стараюсь не планировать жизнь. Всегда приятна экспрессия. Что касается артистов, то пишу сейчас для Игоря Николаева — он обижается, что я про него забыл (смеется). Уже готов к выпуску новый альбом. Но я никогда не тороплюсь с новыми альбомами, чтобы не записать кучу проходных песен. Хочу, чтобы было безоговорочно хорошо.
- Ну и что Игорь Николаев, ему нравятся Ваши новые песни?
- Вроде пока да. Но главное, что нравится людям на концертах. После таких песен, как «Айсберг», «Паромщик», «Дельфин и Русалка», композитору нельзя опускаться ниже определенной планки. Когда в 1983 году появился «Айсберг», один из радиоведущих скептически сказал: «Посмотрим, что у него получится дальше…». Для меня это стало огромным стимулом.
А потом появились «Паромщик», «Три звезды», «Комарово». Это стимул, когда есть неверие в твои силы. Но, с другой стороны, постоянно бороться с ветряными мельницами нет смысла. Это же не большой спорт, где по возрасту уходят из профессии. Композитор может оставаться композитором до конца жизни. Не надо ставить рекордов. Нужен иногда период затишья, когда публика от тебя отвыкает и скучает. Все время быть на виду, в телевизоре — это неправильно. Очень быстро можно надоесть зрителю.
- Расскажите, что делает сейчас Ваша дочь Юлия?
- В октябре ей исполнилось 28 лет. Она вышла замуж за американца, живет в Америке, в Майами. Кстати, именно там она и получила образование, поэтому для нее это родной город. Хотя она остается русской девочкой.
- Всегда было интересно, у людей в шоу-бизнесе принято давать друг другу в долг?
- Вы же знаете известную аксиому: не хочешь поиметь врага, не давай в долг. Но все равно кто-нибудь приходит или звонит и говорит, что у него вопрос жизни и смерти, ему нужно срочно и сейчас. И невозможно в этой ситуации отказать. И, как правило, именно в таких ситуациях мне люди не отдают. Приходится ловить, напоминать — некрасиво все это! Особенно когда и обусловленный срок кончается. Причем мне напоминать всегда стыдно и неудобно.
- Как Вы относитесь к проектам по созданию звезд? Верите ли Вы, что за пару месяцев из простого уличного парня или девчонки можно сделать звезду?
- К проектам, в принципе, отношусь положительно. Это обычный телевизионный формат, придуманный не нами. Есть разные способы привлечь внимание телезрителей. Именно поэтому центральные каналы закупают телевизионный формат, опробованный во многих странах. В этом формате можно создавать новые имена. Я помню, в моем детстве была программа «Алло, мы ищем таланты!». Это то же самое.
Если человек лишен возможности попасть в телевизор, для него это отличный способ заявить о себе. И если он талантливый, то трех месяцев вполне достаточно, чтобы зафиксироваться в памяти людей, оставить свое имя, свою песню. Это хороший старт. Все помнят «фабрикантов» — группу «Корни» и Ирину Дубцову. Чем не звезды? Ира — профессиональный музыкант, композитор, она пишет для других артистов, а не только для себя. Мы с ней коллеги. Она такой же автор, как и я. Мы спорим на равных… Главное для артиста — иметь корни…
- А откуда идут Ваши корни?
- Если анализировать, то мои корни приведут к Алле Пугачевой.
- А как часто в «Фабрике звезд» Ваши надежды сбывались?
- Все дело в самом человеке и в его умении бороться за себя. Я делал ставку на Антона Зацепина. Мне казалось, что он тот парень, который реально может стать звездой. Так же, как я написал в свое время для Игоря Скляра «Комарово», и он навсегда остался человеком, который на недельку уехал в Комарово.
Для Антона была написана «Ниже ростом только Губин». В этом была некая скандальность, которая могла бы его вынести дальше… И я думал, что он сможет использовать свои шансы. Просто надо было правильно подбирать дальнейший репертуар. Но человек предполагает, а жизнь складывается иначе.
Мы можем назвать и других артистов, которые появились с одной песней, и на этом их карьера закончилась. Валя Легкоступова, Ольга Зарубина и другие — они гастролируют, но их судьба могла бы сложиться иначе. Потому что у них была песня — претензия на успешную карьеру. Надо уметь подбирать репертуар, соблюдать баланс и понимать, сколько нужно появляться в телевизоре, — это и есть успех. Надо искать разумный компромисс.
- Дайте совет начинающим артистам, как удержаться на плаву.
- Я по-прежнему ничего в этом не понимаю. Успешный человек, который имеет все задатки быть успешным, куда-то пропадает, выпадает из телевизора, из радио, из судьбы, а есть серый, но он всю жизнь бубнит что-то из телевизора, ему присваивают звания, он живет средней жизнью, но при этом он все время нужен.
Неблагодарная вещь — кому-то давать советы, выписывать рецепты. Просто надо быть несколько активным в жизни и меньше употреблять алкогольных напитков, с большим уважением относиться к себе.
У русского народа в крови несколько уничижительное отношение к себе. Американцы как говорят: «Я написал гениальную песню! Она будет хитом! У меня великолепный голос! Я записал лучший в Америке альбом!». А у нас говорят робко, боясь навязываться: «Я записал новый альбом. Надеюсь, вам понравится…»



- В песне "Кристалл мечты", написанной вами для Наташи Королевой после нескольких лет "молчания", многие увидели много личного.

- Я не хочу как-то разубеждать, разочаровывать людей. Значит, некую интригу нам с Наташей таки удалось внести. Скажу лишь, что "Кристалл мечты" - название сети ювелирных магазинов в Москве, которые сделали мне заказ на создание песни. Когда выгодно, я иду на такие соглашения. Наташа же ее спела, поскольку является лицом этого бренда. Но я рад, что наконец-то появилась совместная песня, которая вполне могла быть и другой, на другую тему...

- Вы продолжаете общаться с бывшей супругой?

- А мы и не прекращали. Было бы странно, если бы мы друг друга не узнавали. Мы с Наташей провели вместе достаточно большую часть жизни. Я получил много негативного опыта в связи с тем, что моя личная жизнь была общественным достоянием. Поэтому сейчас мне больше всего хочется, чтобы все перипетии частной жизни не выносились на публику. Это практически невозможно, и в этом, пожалуй, моя самая большая проблема.

Из-за публичности профессии не бывает дня, чтобы я с кем-то не общался. Хотя иногда очень хочется. И потом, я считаю, что, если ты "повышенно не одинок", можно себя попусту растратить: сегодня пьянка, завтра ночной клуб, послезавтра ресторан, потом футбол, концерт, отпуск. Жизнь проходит, а ты ничего не сделал.

- Ну уж о вас-то этого не скажешь.

- Моя сегодняшняя жизнь ничем не отличается от жизни 15-летней давности. Гастроли, концерты, работа в студии, сочинительство. Сейчас пишу в основном для себя - так намного рациональней. Иногда людям, которых знаю много лет. По-прежнему сотрудничаю с Игорем Крутым.

- Кстати, очень выгодно петь собственные песни - минимум затрат.

- Я всегда считал свою творческую деятельность очень универсальной. Есть, конечно, подмастерья, но я привык все делать сам - по старинке. Могу ходить по сцене в белом пиджаке, трясти волосами и петь песни. Некоторые композиторы заинтересованы в моих текстах, поэты - в музыке. Это приятно. Но я вполне допускаю, что когда-то смогу продюсировать нового артиста. Профессия при этом остается той же. А в целом... в моей работе не так уж много романтики. Это ежедневный монотонный процесс, которым нужно уметь управлять.

- И все же есть, наверное, нечто, что делает вашу будничную работу праздником...

- Это и есть то самое пресловутое вдохновение. Я с детства был очень любознательным ребенком. Занимался в музыкальной школе по классу скрипки, а на танцах играл совершенно другую музыку. Позже, в музыкальном училище, изучал классику, а вечером, работая в ресторане, играл шлягеры. Мне было интересно все! Хотя я знал таких людей, которые, кроме звуков академической музыки, не слышат и не хотят слышать других звуков. Меня захлестнула жизнь, сделав призванием популярную музыку.


- Говорят, после расставания с Королевой у вас была полугодовая депрессия.

- Человек, которого однажды ранит любовь и который от этого получает серьезное потрясение, запоминает роковой образ на всю жизнь. Так и со мной. Все женщины, которые у меня были после Королевой, являлись ее неким подобием. Желание повторить то сильное ощущение и ту эмоцию приводит к неосознанному поиску похожей на ту самую. Конечно, клонированных людей не бывает, но некое сходство можно отыскать. Кто-то сходит с ума от длинноногих блондинок, но они никогда не были моим типом. И хотя объективно я понимал, что девушка красива, меня это не грело. Может, поэтому и я им не особо нравлюсь.

- Кстати, ваша дочь Юля - роскошная блондинка.

- Это да. Юля рано стала самостоятельной, уже с 11 лет начала учиться в американской школе. Получается, что она большую часть своей жизни живет за океаном. Сейчас вышла замуж за американца. И вопрос о том, как я отношусь к зятю, неуместен - это только ее выбор. Я должен это воспринимать как факт.

- Часто бываете у них в гостях?

- С некоторых пор я не придаю значения жилищу как таковому. Тем более что артист живет дома гораздо меньше, чем на гастролях. Сейчас дом для меня - место, где живут родные люди, - мама в Москве и дочь в Америке. Как только у меня появляется маленькое окошечко, я лечу к ним. Там находятся мои вещи - тапочки, теннисные ракетки, потому и приезжаю я без вещей, с пустыми руками, как домой.

- Мама строга в оценках вашего творчества?

- Нет, она никогда не критикует. Скорее, она моя поклонница. Мама полноценно живет моей жизнью.

- Последнее время все стали выпускать "золотые диски"...

- Боюсь, на один диск у меня все не поместится. Только для Аллы Борисовны написано свыше тридцати песен, столько же - для Иры Аллегровой, для Наташи Королевой - свыше пятидесяти. Возможно, к какой-нибудь дате и соберу небольшую коробочку, чтобы раздать друзьям. Но это будет не коммерческий проект...

- Не думали о возобновлении сотрудничества с Пугачевой?

- Не знаю, обрадуется ли она. Мне достаточно того огромного количества песен, которые она спела. Спасибо ей за это. Сегодня Алла Борисовна поет другие песни - значит, они являются показателем ее вкуса. И потом, все наше совместное творчество было результатом общения. Я никогда не стучался в дверь с фразой: это я, почтальон Печкин, принес вам песню. Любое творчество - это причинно-следственные связи: есть контакт, есть и материал. Это не значит, что мы сейчас вообще не общаемся. У нас нормальные взаимоотношения. Но искусственно продлевать сотрудничество я не буду.