Семь сроков зрелости души. Выбор пути

Михаил Путник
С шестой ступеньки - с вершины пирамиды – идти более некуда, кроме как вниз. Но внизу – болото Постижения зла, в обратную сторону – принципиально непроходимое. Тем более, что шестая – последняя – ступень дает некое подобие иммунитета, уж если и не талант «ходить по болоту сатанизма аки по суху», то способность инстинктивно балансировать «на кочках здравого смысла». И способность эта не даст – даже при желании – утонуть в трясине. Вернуться в Объятия Сатаны полноценным рабом Темной Стороны Духа уже – не получится. Можно стать скептиком – но не циником, взрастить пессимизм – но не уныние, пестовать злость – но не злобу. Посему пути назад, как такового – нет, есть некое подобие «прыжка вбок», скольжение по горизонтальной плоскости над поверхностью болота.
Есть еще гипотетическая возможность «воспарить над твердыней», раствориться в бездне сияющей красоты Небес. Но – как это ни прискорбно, сие – вне рамок наших устремлений. Для того, чтобы «воспарить», нужно иметь, как минимум, Индивидуальную Метку Всевышнего – дар Божий. Ежели он есть – «отрыв от поверхности» происходит легко и естественно, без сомнений и ожиданий. Ежели Господь не наделил способностью к подобной «творческой левитации», то титанические труд и упорство – так и останутся уделом Сизифовым. И в данной ситуации совершенно неважно, сопряжен ли факт «воспарения» с общественным признанием: сие – возможные реалии уже последующего Пути. Бытие – с его конкретикой реальных дел - никоим образом не связано с «ощущением полета».
Ну и третья возможность – как и в любой иной ситуации – тоже есть: остаться на месте. Если назад – нельзя, «вбок» - не очень хочется, а вперед – не очень можется, то – самое время остановиться и обдумать ситуацию.
В восточной философии есть множество вычурных, утонченно логически красивых определений, предназначенных для изысканных комментариев подобных метаморфоз рассудка. Надо отдать им должное – это действительно утонченно, это действительно изысканно, это – действительно – разумно: «Путь знания, путь действия и путь созерцания».
И если не привлекает ни путь созерцания, который связан «с доскональным пониманием микрокосма и макрокосма, и являются высшим из путей, практикуемым очень немногими достаточно подготовленными для этого людьми», ни путь действия,
«по которому следуют те, кто верит в бескорыстное исполнение своих обязанностей», те, кто «понимают, что все плоды собственных действий они должны отдавать Богу, живущему в сердце каждого человека», если нет осознания того, что только ради этого и стоит жить, то – можно выбрать опасный и коварный путь знания. Путь, «подобный лезвию бритвы».
И если уж не удается «воспарить», то можно хотя бы подпрыгнуть, и – пусть лишь на краткий миг, но – вернуться к началу Пути и – пусть хотя бы всего лишь в своем воображении - замкнуть Круг:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…