Читая отцов...

Елена Павловская
Счастье человека зависит от нравственного закона, вернее, от того, следует человек или не следует нравственному закону, установленному Богом. Уста Господни изрекли это таким словом:
«Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои…и будете жить на земле…безопасно; пошлю мир на землю, ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли… и меч не пройдет по земле вашей; и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча; призрю на вас и плодородными сделаю вас, и размножу вас… и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Левит 26. 3-10,12)
Это – благие намерения Божии в случае соблюдения нравственного закона Бога. А вот карательные санкции, ибо с Богом не шутят, тоже изречены Господом:
«Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих…то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши, и сломлю гордое упорство ваше…Если же… пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши: пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш… и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву…хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи..вы будете есть и не будете сыты. Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши, и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть». (Левит 26.14:16-22,24-29).
Из выше приведенного ясно, что миром управляет Бог, причем по нравственному закону, а не по законам природы.
НЕНАВИСТЬ и ЗАВИСТЬ.
Господь запретил иметь в сердце своем ненависть к брату своему.
Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей (Притч. 14.30)
Царь Саул позавидовал, что Давид более популярен, чем он, и возненавидел его. Наказанием за зависть стало хроническое безумие Саула: напал на него злой дух, искушая убить Давида.
Зависть там, где нет любви и смирения. Сказано от отец: самолюбив не может быть братолюбив. Не от самолюбия ли и славолюбия нашего она есть?
Что терзает завистника? Благополучие ближнего или предпочтение.
Святые отцы говорят: в других мы видим то, что нам понятно по нечистоте нашего сердца. Поэтому, когда мы что-то видим – особенно, когда о чем-то догадываемся, - то это Господь нам показывает то, что есть в нас, от чего нам самим нужно освобождаться.
Мы же нечисты сердцем, поэтому и видим все нечистым; живя в мiру, видим со всех сторон грех, который и в нас есть.
Отец Сергий Орлов говорил в последние годы своей жизни: «Нужно душу перестраивать на евангельский строй». И в этом – суть хрисьтианства.
Вот строй бесовский – хватай, жми, наслаждайся.
И строй евангельский – в мире скорбны будете (Ин.16,33), все хотящие благочестиво жить во Христе Иисусе, гонимы будут (2 Тим. 3,12)
И брань между строем бесовским и христианским идет все время: уступить или настоять, сделать по-своему или послушаться, сказать или промолчать.
Один из святых отцов сказал: «Когда говорил, иногда жалел. Когда молчал, никогда не жалел». Уста глаголют от избытка сердца! (Мф.12,34) То есть, что в сердце есть, то и вылезает, и скрыть это никак невозможно.
Сейчас очень модно выхватывать цитаты из Евангелия и читать их вне контекста, как протестанты, прямо по букве. Модно смешивать совершенно несовместимое – говорить о понятии ближнего и о настройке биополя… вместо сердца.
Господь и говорит, что не для того пришел Он, чтобы примирить истину с ложью, мудрость с глупостью, добро со злом, правду с насилием, скотство с человечностью, невинность с развратом, Бога с мамоной; нет, Он принес меч, чтобы рассечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения. Он дает Свой Небесный мир, как некий небесный бальзам тем, кто в Него искренно верует.