Наталья Леонидовна Крачковская

Алекс Герд
Наталья Крачковская актриса, безусловно, талантливая, харизматичная и сугубо оригинальная…
Она ворвалась в мир советского кино, не стесняясь своих габаритов оттолкнув худощавых конкуренток на задний план.
В советском кино Крачковской не было замены, это был единственный персонаж – боевой, решительной, полной советской женщины, не боящейся трудностей. Про неё можно сказать в прямом смысле этого слова: «Коня на скаку остановит, в горящую избу зайдёт...»
Может быть, если всмотреться повнимательнее всё что она играла - это смешная пародия на типичную советскую женщину?.. Сильную, плечистую, крикливую, импульсивную, ругающуюся, эмоциональную. Именно поэтому зрители сразу увидели в ней что-то своё, как будто заглянули в зеркало и, увидев её в себе, засмеялись чистым и искренним смехом.

Фильм «Двенадцать стульев» принёс небывалый успех, немалое значение в это внесла, тогда ещё непрофессиональная актриса Наталья Крачковская сыграв мадам Грицацуеву. Эта роль принесла первый успех актрисе, режиссёры, рассмотрев в её фактуре и актёрском таланте, безусловный потенциал стали активно её снимать.
К сожалению, в начале 20 века стало модным слово «формат», не понятно правда формат кого и для кого, но Наталья Крачковская, как и большинство звёзд советского кино стала невостребованной.
Последней крупной ролью которая запомнилась зрителям была роль в телесериале «Клубничка» (1997).
Да, она и сейчас продолжает сниматься, но эти фильмы редко показывают по телевидению, не крутят в кинотеатрах… увы… но будем, надеется что вновь наступит и её время, она молода, сильна, полна творческих сил и очень любит своего зрителя, а зритель любит её…
Алекс Герд







Сайт: People's History:


Родилась Наталья 24 ноября 1938 года в Москве. Первая фамилия - Белогорцева.
В детстве Нтаталья была очень шаловливым ребенком. Дружила со шпаной. Больше всего ей нравилось организовывать набеги на чужие огороды - святое дело! Конечно, пороли. Один раз даже сторож стрелял в нее солью: благо промахнулся, но ее соратники пострадали.
Семья всегда жила при театре, поэтому девочка не мыслила жизни вне актерской профессии. Сдавая экзамены в историко-архивный институт, одновременно решилась поступать и во ВГИК, в мастерскую Владимира Белокурова. Там - 256 человек на место! Но Наталья не привыкла пасовать перед трудностями. И вот представьте себе: такая девушка в теле, украшенная прямым пробором на голове, декламирует: "Петр Ершов. "Конек-Горбунок". Монолог Иванушки-дурачка..." Услышав это, Белокуров сказал: "Вот эту "дурочку" надо взять".
Все было замечательно до тех пор, пока она не попала под машину. Была в критическом состоянии, врачи запретили на время не то что учиться - на яркий свет смотреть. И все же она начала сниматься: сначала в массовках, потом в эпизодах.
Вышла замуж за звукооператора В. Крачковского и через него однажды познакомилась с Л. Гайдаем, который пригласил непрофессиональную актрису сыграть мадамГрицацуев"Двенадцати стульях".
Крачковская очень азартный человек и обожает играть в казино. Однажды она проиграла кучу денег и, хотя ни о чем не жалела, как признается теперь, с тех пор предпочитает брать с собой к игорному столу кого-нибудь из рассудительных друзей. Дабы вовремя остановили.
Туговато приходится друзьям, когда актриса входит в раж... Однажды в Сочи ее от покерного стола утащили подруги - она постоянно проигрывала, но это только еще больше разжигало ее. "И тем не менее встряхнуться иногда очень приятно! Мне надо какую-нибудь чумную компанию, чтобы какие-то стрессовые ситуации... У меня были годы, когда я постоянно находилась в разъездах и была только одна мечта - поспать дома". А поспать она обожает. Правда, последнее время ночи напролет читает детективы и классику.
Актриса очень любит жить. Принимать гостей, застольничать. От бабушек она научилась всяким грузинским вкусностям с приправами. Лучку положить в блюдо чуть больше обычного. Травок - цицматы, тархуна, кинзы - добавить для аромата. Толченого чеснока подмешать для остроты... На ее "остренькое", пироги и пельмени до сих пор друзья ходят табунами.
Лет до 12 она была очень худенькой - послевоенный ребенок. Может, и сохранила бы худобу до сего дня, если бы не ее "грузинская" бабушка - увидев тощую внучку, она приняла решение ее откормить. А так как я человек, который очень любит все, что доставляет ему удовольствие, то я начала поправляться несколько быстрее, нежели другие. Корм пошел впрок.
- Я никогда не испытывала комплексов из-за своей полноты. Всегда считала себя нормальной во всех отношениях, и эта уверенность способствовала тому, что вокруг меня еще в школе всегда вился рой поклонников. Один поклонник обо мне сказал: "Сто килограммов мечты".
- А знаете, чем меня покорил мой будущий муж? Тем, что он принес мне завтрак в постель. Это было на съемках. Мы жили в гостинице, и он начал за мной ухаживать. Однажды утром он открыл дверь нашего номера и протянул поднос, на котором стоял творог, сметана, булочки. Я еще спала, а девчонки закричали: ''Наташка, тебе твой Володя принес завтрак!'' Я надела халат, спустилась вниз в вестибюль, где он меня ждал, и сказала ему: " Володя, такие вкусные булочки, я их просто обожаю". Он решил, что розы - это, конечно, хорошо, но меня этим не проймешь. А вот утренний завтрак - свежая сметана, творог и мягкие булочки - это аргумент посильнее. И в общем, он оказался прав.
Он был одним из лучших звукорежиссеров на "Мосфильме". К сожалению, его уже нет в живых. Мы прожили вместе двадцать шесть лет, душа в душу.
Она до сих пор помнит и первую любовь. "Он был из соседней школы, красивый такой, высокий, черноволосый. Мне казалось, что он относится ко мне как-то снисходительно. Несмотря на то что я была невзрачной толстушкой, подруги одолевали меня ревностью. Особенно одна, маленькая такая, вертлявая. Она безумно его любила, даже после школы пыталась женить на себе. Но на выпускном вечере он признался, что любил только меня. Он потом был дважды женат и превратился в заядлого холостяка. А расстались мы с ним потому, что он изменил мне глазами - в кино переглядывался с какой-то дамой. Я встала и сказала на весь зал: "Ах так?!" Повернулась и ушла навсегда".
"Женщина без любовника как справка без печати. Было дело, объяснялись, говорили о любви, страдали. Романы были, и достаточно длительные, но таких душещипательных, как в фильмах показывают, у меня не было". В ее жизни не было богатых покровителей - всего она добивалась сама. "Я, простите за откровенность, сплю не с тем, с кем нужно, а с тем, кто мне нравится. Я очень самостоятельная и сильная женщина, все делаю сама. Даже в кино играю без каскадеров".
Единственное неудобство в полноте - это вечные проблемы с приобретением одежды. Советская промышленность не очень-то старалась для женщин в теле, и, чтобы приодеться, нужно было постоянно изворачиваться. Наталья научилась "маскироваться" в одежде. "Полная женщина не должна себя обтягивать. Некоторые думают, что от этого они кажутся худее. Наоборот - всегда выглядят толще. Не надо носить прямые вещи - это, как балахон, полнит. Желательно сделать намек на талию, даже если у тебя ее нету. Но именно намек. Тогда покажешься компактной, и самой удобно двигаться. И еще: люблю классический стиль - для полной женщины он наиболее выигрышный. К сожалению, у нас в кино не умеют снимать даже красивое тело - ни мужское, ни женское. Потом мне не нравится, если у женщины вместо груди два прыщика".
Могу успокоить толстушек: мужчинам нравятся полные женщины, просто они скрывают это. Я убеждена, что 90 процентов любят полных женщин, а остальные 10 процентов... очень полных! Мой любимый человек говорил мне: "Наталья, ты - сто килограммов мечты!"
Я к своей полноте всегда относилась с юмором. Никогда не забуду, как меня разыграли! Мне позвонили, и мужской голос сообщил, что я приглашена на роль в таком-то фильме. Потом пришел конверт, где написано, что я на эту роль утверждена без проб. Я человек доверчивый, бегу к мужу радостная, говорю: смотри, меня в хороший фильм пригласили. Муж берет письмо, отклеивает корешок и читает дальше: "Утверждены на роль, но для этого вам необходимо срочно в течение двух недель похудеть на 35 килограмм!" Вот!

Сайт: Актеры советского кино

Детство
Наталья Крачковская (до замужества - Белогорцева) – дочь актрисы Марии Зотовны Фониной. Детство Наташи было обычным для актерских детей. С ранних лет она привыкла к тому, что «редко кого можно было застать дома - репетиции, съемки, гастроли...» Росла Наташа очень шаловливым ребенком, дружила со шпаной. Вместе с ребятами они нередко устраивали набеги на чужие огороды.
В это трудно сегодня поверить, но Наташа, как и многие послевоенные дети, была очень худенькой. Возможно, она такой бы и осталась, если бы не ее «грузинская» бабушка Рая, жившая в Тбилиси. Увидев свою тощую 12-летнюю внучку, она приняла решение срочно ее откормить. Девочка, любившая поесть, была совершенно не против. Еда пошла впрок, и Наташа стала быстро поправляться. Очень скоро она стала очаровательной пышкой, но ни когда, ни в те годы, ни впоследствии, Наталья не комплексовала по поводу своей полноты. Эта уверенность способствовала тому, что вокруг нее еще со школы всегда вился рой поклонников.
Несостоявшаяся студентка
Вполне естественно, что, будучи актерским ребенком, Наталья ни о какой другой профессии и не мечтала. Только актрисой! После школы она подала (на всякий случай) документы в историко-архивный институт и одновременно во ВГИК, в мастерскую Владимира Белокурова. Конкурс во ВГИКе был 256 человек на место! Но Наталья не привыкла пасовать перед трудностями.
И вот она явилась на прослушивание. Полненькая девушка прямым пробором на голове, она декламировала монолог Иванушки-дурачка из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок». Белокуров, услышав ее, тут же заявил: «Вот эту "дурочку" надо взять».
Только учиться во ВГИКе Наталье так и не пришлось. Вскоре она попала под машину, потеряла зрение и долгое время лежала в больнице. Потом ее забрала домой бабушка Прасковья Яковлевна. Зрение постепенно восстановилось...
Наталья пошла лаборанткой в Институте металлургии СССР, но мечты о кино так и не оставила. С 1959 года она начала сниматься на «Мосфильме» сначала в массовках, а затем в эпизодических ролях. Первой ее более-менее заметной работой в кино стала Верунька в фильме Владимира Басова «Битва в пути» (1961 г).
Замужество
Со своим будущим мужем звукорежиссером Владимиром Крачковским Наталья познакомилась в 1962 году на съемках фильма «Половодье» в Тарусе. Там же на съемках Владимир стал за ней ухаживать. Наталья Леонидовна вспоминает: «Однажды утром он открыл дверь нашего номера и протянул поднос, на котором стоял творог, сметана, булочки. Я еще спала, а девчонки закричали: ''Наташка, тебе твой Володя принес завтрак!'' Я надела халат, спустилась вниз в вестибюль, где он меня ждал, и сказала ему: " Володя, такие вкусные булочки, я их просто обожаю". Он решил, что розы - это, конечно, хорошо, но меня этим не проймешь. А вот утренний завтрак - свежая сметана, творог и мягкие булочки - это аргумент посильнее. И, в общем, он оказался прав».
«Он покорил меня вниманием и чисто мужской заботой, - добавляет актриса, - я бы даже сказала, шикарным, красивым ухаживанием. Я этого никогда не чувствовала - отец мой погиб, воспитывали меня мама и бабушка. И когда он сказал, что так будет всегда, я ответила, что стану его женой».
Мадам Грицацуева
Благодаря своему мужу Наталья Крачковская познакомилась со знаменитым комедиографом Леонидом Гайдаем, у которого сыграла свою первую большую роль – мадам Грицацуеву в комедии «12 стульев».
До этого на роль «женщины необъятных размеров с арбузными грудями» претендовали Галина Волчек и Нонна Мордюкова. Мордюкова показалась Гайдаю не смешной, и предпочтение уже собирались отдать Волчек… Вот тут-то Владимир Крачковский, знакомый с Леонидом Иовичем по картине «Кавказская пленница», привел на съемочную площадку свою жену. Гайдай глянул на нее и сказал: «Вот она, «мечта поэта».
Наталья Леонидовна вспоминает: «Я помню, меня одели в какое-то дурацкое платье. Моего размера, как всегда, не нашлось, в нашей стране всегда был популярен лозунг "Экономика должна быть экономной", поэтому если на платье висела этикетка "54-й размер", то оно с трудом влезало на 48-й. Чтобы как-то поместить меня в платье, его на спине разрезали, а прореху прикрыли платком. Для пробы выбрали сцену, где Остап Бендер охмуряет "знойную женщину, мечту поэта", увиваясь вокруг нее, словно лис вокруг проруби с рыбой. Но мне попался застенчивый партнер, и так получилось, что обольщала его я. В порыве страсти я сорвала платок и случайно повернулась к камере спиной - раздался заливистый хохот. От стыда я бросилась прочь со съемочной площадки».
Крачковская была утверждена, и начались съемки. Начинающая актриса не растерялась в компании звезд отечественного кино. А ведь ее окружали такие мастера, как Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Нина Гребешкова, Юрий Никулин, Наталья Варлей, Георгий Вицин, Савелий Крамаров и многие другие.
«...Самой сложной и опасной показалась погоня за Бендером..., - вспоминает Наталья Леонидовна. - Я носилась по лестницам ровно две недели. Дублершу с похожей комплекцией найти было невозможно. Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Режиссер предупредил: «Голова поместится, остальное нас не волнует». Я прыгнула. Мне ответили: «Получилось, вот только камеру у нас заело. Надо переснять...»
Этот момент показателен. Впоследствии Наталье Крачковской, с ее-то комплекцией (!), не раз приходилось выделывать в фильмах различные трюки. Но никогда она не прибегала к помощи дублеров.
Мадам Грицацуева – стала для всех настоящим откровением. На отечественном кинонебосклоне появилась не просто новая талантливая актриса, появился абсолютно новый типаж. Крачковскую мгновенно стала весьма популярной и востребованной комедийной актрисой.
«Иван Васильевич меняет профессию»
Еще одной этапной работой для Натальи Крачковской стала роль жены Ивана Васильевича Бунши в легендарной комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Здесь уже актриса предстала во всей красе своего таланта.
Многие из выражений ее героини стали «крылатыми», как, например, «и тебя вылечат, и меня вылечат…». А как реагирует она на слова Ивана Грозного «Оставь меня старушка, я в печали». «Старушка! Ах ты, нахал! Да я на пять лет тебя моложе!» - восклицает ее героиня. Все это конечно было в сценарии. Но Крачковская не просто сыграла, это была естественная реакция оскорбленной женщины!
Некоторые из выражений были придуманы самой актрисой. Так она честит Шурика, стоя под дверью его квартиры: «Интеллигент! Выучили вас на свою голову! Облысели все!..» Наталья Леонидовна вспоминает: «Помните в фильмах физиков и прочих ученых показывали? они же там, извините, все лысые! Невольно у меня возникла ассоциация, и вырвалось с уст это самое «Облысели все!»
Был в процессе съемок и один курьезный момент. Наталья Крачковская заболела и похудела на 20 килограммов. Когда она вновь появилась на съемочной площадке, то Леонид Гайдай строго сказал: «Так, Наташа, срочно на диету: с утра - манная каша со взбитыми сливками, в обед - макароны с сыром, на ужин - оладьи с медом. Через неделю вернетесь». Вскоре комплекция актрисы вновь вошла в норму…
Любимая актриса
После комедий Гайдая «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию» Наталья Крачковская стала всенароднолюбимой актрисой. Предложения от режиссеров сыпались со всех сторон. В первую очередь, конечно же, использовалось ее комедийное дарование. Уже одним своим появлением, она вызвала (и продолжает вызывать) улыбку зрителей. Немаловажным фактором стало то, что актриса никогда не боялась показаться некрасивой, смешной. Она ничуть не стесняется своих габаритов, и именно поэтому выходит так, что зрители смеются не над ней, а вместе с ней.
Наталью Крачковскую с полным основанием можно считать королевой комического эпизода. Действительно, роли ей практически всегда доставались в фильмах небольшие. Однако еще Станиславский говорил, что не бывает маленьких ролей, а бывают маленькие актеры. Этой истине Наталья Крачковская и следует в своей жизни.
Она создала целую галерею незабываемых образов в картинах: «Покровские ворота», «Не может быть!», «Эта веселая планета», «Суета сует», «Человек с бульвара Капуцинов» и многих, многих других. Как правило, Крачковской доставались роли всевозможных располневших жен, тещ, соседок и т.д. Зачастую ее героини обладают весьма прескверным, порой стервозным характером. Но это не мешает ей оставаться любимой миллионами зрителей. Нередко ей доводилось слышать: «Мы вас любим, но какую же дрянь вы сыграли», и это актриса считает для себя самой большой похвалой.
Как можно заметить, большинство персонажей Натальи Крачковской носят комический характер. А как же драматические роли? Их в ее активе практически нет. Режиссеры всегда старались использовать удачно найденный образ. Сама Наталья Леонидовна рассказывает, что однажды, один из режиссеров хотел, было, утвердить ее на серьезную трагическую роль, но худсовет вынес такой вердикт: «Да вы что! Она же мадам Грицацуева!» С тех пор актриса сама стала отказываться от таких предложений.
Свои лучшие роли Наталья Крачковская сыграла в комедиях легендарного Леонида Гайдая. После его смерти, к сожалению, не нашлось достойных преемников. В 90-е годы Наталья Крачковская много снималась в комедиях Михаила Кокшенова, однако его картины (при всем уважении к Михаилу Михайловичу) вряд ли можно считать удачными. «Русский счет», «Русский бизнес», «Русское чудо» - все эти комедии были откровенно среднего уровня.
Личная жизнь
С Владимиром Крачковским Наталья Леонидовна прожила 26 лет, до самых последних его дней. «Он учил и воспитывал меня все 26 лет, что мы были вместе», - признается актриса. Умер Владимир Крачковский в 1988 году.
Их сын Василий Крачковский, как и отец, работает на киностудии «Мосфильм» звукорежиссером. В 1996 году он номинировался на «Нику». Наталья Леонидовна рассказывает: «Он талантливый человек, и вдобавок влюблен в свою профессию. Моя невестка, слава Богу, занимается ребенком, понимает, что для нее это главное. Я стараюсь в чужой монастырь со своим уставом не лезть. Так что у нас нормальная, дружная семья».
Сегодня
В настоящее время Наталья Крачковская работает в театре киноактера и продолжает периодически сниматься в кино. Среди ее работ – роли в комедийном сериале «Курортный роман», комедии «Лифт уходит по расписанию» и др.
По-прежнему она сотрудничает со своим давним другом Михаилом Кокшеновым. Недавно она сыграла в его комедии «С приветом, фараон!» роль египетской царицы Нефертити. Казалось бы, выбор режиссера более чем странный, однако Наталья Леонидовна считает иначе: «Ну что тут удивительного? … может, египетская царица была такой, как я. Еще точно не доказано, как выглядела Нефертити в действительности, а скульпторы и меня могут сделать такой, как она».


Актерские работы:
• Все начинается с дороги [1960]
• Битва в пути [1961]
• Двенадцать стульев [12 стульев] [1971]
• Чиполлино [Cipollino] [1973]
• Кыш и два портфеля [1974]
• Ау-у! [1975]
• И подъехали к избе сваты... Или похождения писателя Сени в поисках слова затаенного [1975]
• Не может быть! [1975]
• Свадебное происшествие [1975]
• Мама [1976]
• Суета сует [1978]
• Место встречи изменить нельзя [1979]
• Будьте моим мужем [1981]
• Брелок с секретом [1981]
• Будьте моим мужем... [1981]
• Василий Буслаев [1982]
• Там, на неведомых дорожках... [1982]
• Покровские ворота [1982]
• Обещаю быть!.. [1983]
• И жизнь, и слезы, и любовь [1984]
• Легенда о любви [1984]
• Поручить генералу Нестерову... [1984]
• Успех [1984]
• Дополнительный прибывает на второй путь [1986]
• Где бы ни работать... [1987]
• Ссуда на брак [1987]
• Цирк приехал [1987]
• Артистка из Грибова [1988]
• Агенты КГБ тоже влюбляются [1991]
• Говорящая обезьяна [1991]
• Не спрашивай меня ни о чем [1991]
• Однажды в Одессе, или как уехать из СССР [1991]
• Перлимплин [1991]
• По ком тюрьма плачет... [1991]
• Чокнутые [1991]
• Шальная баба [1991]
• Господи, помилуй заблудших [1992]
• На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди [1992]
• Альфонс [1993]
• Витька Шушера и автомобиль [1993]
• Ка-ка-ду [1993]
• Моя семейная реликвия [Имперские сокровища моего дедушки] [1993]
• Русский бизнес [1993]
• Сыскное бюро "Феликс" [1993]
• Русский счет [1994]
• Русское чудо [1994]
• Московские каникулы [1995]
• Дети понедельника [1997]
• Кафе "Клубничка" [Клубничка] [1997]
• Старые песни о главном 3 [1998]
• Медики [2001]
• Чары [2001]
• Племянник, или Русский бизнес 2 [2002]
• Лифт уходит по расписанию [2002]
• Улыбка Мелометы [2002]
• Юбилей прокурора [2003]
• Жизнь кувырком [2004]