От ромула до наших дней ii, v

Елена Пугачёва
ОТ РОМУЛА ДО НАШИХ ДНЕЙ II, V

Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли,
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
/А.С. Пушкин «Евгений Онегин»/

Эта подборка является частью моей пока ещё скромной коллекции исторических анекдотов и курьезов. За достоверность материала не ручаюсь. Более полную версию смотрите на сайте historic.ru.


Часть II Восток дело тонкое.
Конфуций мечтал опробовать принципы своей философии на практике. Князь Тинг предложил ему должность наместника города Чунг-ту. Говорят, что со вступлением его на этот пост в городе исчезли преступления. Любую вещь можно было оставить на дороге и она не пропадала.
 «Какого вы мнения, чтобы казнить смертью безнравственных людей ради блага нравственных?» - спросил его однажды глава фамилии Ки – «Государь, отвечал Конфуций, - зачем вы вообще прибегаете к смертному наказанию? Пусть все ваши даже сокровенные желания будут направлены к добру, и тогда ваш народ будет добрым. Высшие относятся к низшим, как ветер к траве. Трава склоняется туда, куда дует ветер».

Между тем Конфуций не долго продержался на государственной службе. Дворцовые интриги победили мудрость философа. Дело было так: в подарок князю Тингу прислали восемьдесят прекрасных девушек, искусных в музыке и танцах, и сто двадцать великолепнейших лошадей. Князь полностью запустил государственные дела и под конец перестал принимать министров. Однажды он приказал Конфуцию следовать за пролеткой, в которой катался СС распутницами. Процессия проезжала по базарной площади. Столпившийся народ смеялся, поняв всю нелепость положения: князь заставил добродетель идти по пятам порока.
Покинув княжество, где его так сильно оскорбили, Конфуций направился искать лучшей судьбы.

Как-то в пути Конфуций увидел женщину, рыдавшую у могилы. Растроганный её горем, послал он своего ученика Цзы Лу узнать о причине её горя. «Ты плачешь так, как будто перенесла множество страданий», - сказал Цзы Лу. «Ах, - отвечала женщина. – Моего свекра растерзал тигр, моего мужа постигла та же участь, а теперь такой же смертью погиб мой сын». – «Отчего же ты не уйдешь отсюда?» - спросил её тогда Конфуций. «Оттого, что здесь нет притеснений правительства», - отвечала женщина. Тогда Конфуций сказал ученикам: «Замете, дети, что притеснения правительства хуже лютого тигра»

Арабский врачеватель Абу Али ибн Сина (Авиценна) родился в 980 близ Бухары. Уже в шестнадцать лет он стал известным врачом. Однажды заболел живший по соседству юноша. Не ел, не пил, лежал лицом к стене и на все расспросы лишь изредка вздыхал. В общем угасал на глазах. Пригласили Абу Али. Он внимательно посмотрел на больного, взял его за руку и, слушая пульс, стал перечислять названия кварталов Бухары, затем – улицы торгового квартала, пробормотал: «Ну вот, адрес нам известен…» - и принялся перечислять женские имена. На имени Диляра он остановился и, повернувшись к домочадцам, сказал: «Его болезнь носит имя Диляра, живет в новом доме возле бани, в большом торговом квартале. Могу прописать верное средство: немедленное сватовство». – «Как ты узнал? – изумился больной – Я скрывал эту тайну в своем сердце!» - «Сердце выдало тебя, - ответил Абу Али. – Когда ты слышал близкое тебе имя, сердце твое замирало, и пульс сбивался».

  Султан Газневи узнал, что в Хорезме собралась блистательная плеяда ученых, и, взревновав, послал свою грамоту: всем этим ученым явиться ко двору, «дабы они обрели подобающие почести». Все светила отправились в Ганзу, иначе всесильный владыка покарал бы весь Хорезм. Но Абу Али ибн Сина ослушался, он был бухарцем и его ослушание грозило неприятностями только ему самому. Через безводные пески Кара-Кум он бежал в Гурган, и все последующие годы провел в непрестанных странствиях и нужде.
Сорок его портретов разослал султан в столицы многих государств: опознать, схватить, доставить. При том, что изображать человека согласно заповедям ислама не дозволялось.Ни один из сорока портретов ибн Сины не сохранился. Зато многочисленные труды врача (всего 456 сочинений по расчетам одного иранского учёного) до сих пор представляют интерес для науки.

Тимур (Тамерлан) решил ознаменовать свои победы постройкой соборной мечети. Над входом её Правитель Мира приказал написать: «Тимур есть тень Аллаха на земле».
Когда строительство подходило к концу, завоеватель был уже глубоким стариком… Однажды ему приснился сон: к нему подошел отец, эмир Тарагай, взял у него повод из рук, а потом увел его лошадь в большой сад. И вдруг всё исчезло: и отец, и лошадь, и сад… С тех пор Тамерлану с каждым днем становилось всё хуже. После смерти Тимура что-то неладное стало твориться в его мечети. Нередко на молящихся падали кирпичи. Правоверные заметили: над входом в мечеть отчетливо написано «Тимур есть тень…» И всё. Фраза обрывалась.

Один из самых могущественных правителей Китая Цинь Шихцаньди родился в 259 г до н.э. Ему удалось объединить все китайские земли в единое централизованное государство. Свою империю он окружил Великой Китайской стеной.
Но перед смертью великий тиран был беззащитен так же, как и самый ничтожный раб. Не желая с этим мириться, он выстроил дворец из 365 комнат. В течение года он каждый день переезжал из комнаты в комнаты, надеясь спрятаться от смерти. Не очень доверяя этому способу, он отдал приказ выстроить для себя гробницу, которую охраняли несколько тысяч глиняных воинов, выполненных в натуральную величину.
После падения династии Цинь про эту гробницу забыли. Археологи нашли её в 70-х гг. XX века. Сейчас эта одна из главных достопримечательностей Китая, туда водят экскурсии.
Китайская императрица У Ху династии Тан (618 – 907), ярая феминистка, ввела в обычаи, целью которого было возвышение женщин и унижение мужчин. Согласно этикету все правительственные чиновники выражали уважение к Её Императорскому Величеству посредством кунилингуса. Старинные картины изображают императрицу поддерживающей своё платье, а министр, стоя перед нею на коленях, лижет её гениталии.

Улугбек (Мухаммед Тарагай), великий астроном и правитель Самарканда, говорил: «Небо – лук, судьба – стрелы, а стрелок – сам Аллах. Куда убежишь от него?» В конце жизни Улугбек был свергнут собственным сыном. Оставив свою грандиозную обсерваторию, он отправился в Мекку замаливать грехи. Вероломный сын послал вдогонку убийц.
Остановившись на ночь в маленьком кишлаке, Улугбек сидел перед очагом. Одна из искр, словно огненная пчела ужалила его. Она попала на рукав, сукно задымилось. Смахнув огонь, Улугбек пробормотал непонятно: «Ты тоже узнал». Устало опустился на подушки, задумался. Тут ворвались убийцы, поставили Улугбека на колени. В последний раз он увидел звезды – они отражались в мутной воде арыка…

Если король древнего Сиама желал избавиться от неугодного придворного, он дарил ему большого белого слона. Кормежка животного быстро разоряла придворного, а избавиться от царского подарка он не смел.

Саддам Хусейн частенько признавался своим близким, что своей карьерой он обязан живущему в нем духу вавилонского царя Навуходоносора. Вся жизнь Хусейна была подчинена образу царя Древнего Вавилона, которого он пытался копировать во всем, от возведения прекрасных дворцов, на каждом кирпичике которых написано имя диктатора до стремления поработить и уничтожить Израиль.

Маркос, президент Филиппин, своей победой на выборах был обязан жене Имельде Маркос. Её не случайно прозвали Железной бабочкой Филиппин. Перед выборами она объезжала острова архипелага, уговаривая проголосовать за её мужа – спортсмена, юриста, героя войны, просто хорошего человека. С собой Имельда возила стайку очаровательных барышень. Там, где не помогали угощения и уговоры, делали своё дело… объятия имельдиных искусниц.

Часть V. Социалистический лагерь.

В российских школах в 20-е годы XX века считалось неприличным грамотно писать, поскольку это было не по-пролетарски. На грамотея могли даже донести куда следует.

В 30-е годы СССР бытовала такая шутка: Что такое, когда собираются люди, говорят о Сталине, хвалят Сталина, прославляют Сталина. Ответ: юбилей Пушкина.

Один чеченский поэт опубликовал в феврале 1937 года проникновенные стихи на смерть наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. На собрании чеченских писателей его сильно хвалили за них. Растроганный и польщенный стихотворец сказал: «Когда умрет товарищ Сталин, я напишу ещё лучше!» Через неделю поэта расстреляли.

Закрытый суд над Лаврентием Берией длился около полугода, но разве можно было доказать, что он - шпион английской разведки? И Берия, ещё недавно бывший «правой рукой» генсека, не верил в возможность смертного приговора, даже представит себе не мог, что решатся. Но добрая половина кремлевской обслуги, особенно конвой, была уверена в обратном. И дело не в том, что им были известны государственные тайны, нет, они заметили странную вещь – чем ближе подходил день казни, тем короче, бледнее становилась тень Берии. Наконец она исчезла вовсе – в ту же ночь Берию расстреляли.

Однажды знаменитый солист Большого театра Иван Козловский обратился к Сталину с просьбой разрешить поездку заграницу, так как имеются приглашения из многих театров мира.
- А не убежишь? – спросил Сталин.
- Ну, что вы, товарищ Сталин, родное село Марьяновка под Киевом мне дороже, чем все заграницы.
- Хорошо! Вот и поезжай в родное село.
За границу при жизни Сталина Козловского так и не пустили.

Иосиф Сталин смотрел в Большом театре премьеру оперы Вано Мурадели «Великая Дружба». Отзвучал финальный аккорд, зажегся свет в зале. Публика безмолвствовала – все ждали, когда зааплодирует вождь. Но вождю музыкальное действо не понравилось. Он встал в правительственной ложе и изрек, понимая, чем отзовется его молчание:
- Артисты не виноваты!

В конце войны при штабе Рокоссовского работал художник Петрушис. По случаю победы его пригласили в штаб на банкет. Первый тост поднял Рокоссовский: за великого полководца, организатора всех наших побед, за товарища Сталина!» Вдруг в торжественной тишине с дальнего конца стола раздался голос Петрушиса: «А я не буду пить». Все в ужасе повернули головы. Рокоссовский рванулся в сторону художника: «Почему это вы не будите пить?» Петрушис ответил: «А мне не налили…»

Когда в 1942 году советский нарком иностранных дел Вячеслав Молотов вылетел в Лондон на переговоры по открытию второго фронта, маршрут его полета пролегал прямо через Европу, где в воздухе безраздельно господствовали немцы. Расчет был прост: враг такой наглости просто не ожидает и не будет особенно следить за небом. В Лондон Молотов прилетел нормально. Но по завершению переговоров встал вопрос: а как лететь назад? Второй раз немцы не допустили бы такой ошибки. Однако Молотов и Черчилль придумали выход, и Молотов благополучно вернулся домой – снова через европейское небо. Просто за несколько дней до его вылета в газетах появились статьи утверждавшие, что нарком благополучно вернулся из Англии в СССР. Бдительность немцев таким образом была ослаблена.

Легендарному бунтарю Че Геваре выпало страшное испытание: он, революционер вынужден был превратиться в экономиста, возглавить Национальный банк, а затем и министерство промышленности Кубы. Рассказывают, что Фидель Кастро после победы революции, собрав соратников, задал им простой вопрос: "Есть ли среди вас хоть один экономист?". Не расслышав вопроса, точнее, услышав вместо "экономист" - "коммунист", Че первым поднял руку. А потом отступать было поздно.

Фидель Кастро, как про него говорили, не обошел бы своим вниманием и змею, очутись та в его постели. Зимой 1959 года кубинский диктатор познакомился с 19-летней немкой. Маритой Лоренц. Девушка влюбилась в него как кошка. Роман развивался стремительно, но при этом Фидель не забывал и своих прочих любовниц. Это сломило Мариту. Когда на неё вышел агент ЦРУ и «заказал» ей великого гаванца, та уже была готова к сотрудничству. Ей дали капсулы, которые надо было незаметно опустить к нему в стакан. «Это правда, что ты приехала убить меня? – спросил Фидель. И, улыбнувшись, вынул револьвер из кобуры и протянул ей со словами: «У тебя всё равно ничего не получится, я непобедим». После чего бросил её на кровать… Убийство не состоялось.

Никиту Сергеевича Хрущева во время поездки по Соединенным Штатам в 1959 году познакомили с новым чудом техники - автоматом газированной воды. Автомат был не простой: продавая газировку, он наливал апельсиновый сироп мужчинам и вишневый женщинам. Оборудованный примитивным фотоэлементом, автомат реагировал на свет. Разумеется женщина в юбке свет загораживала больше, чем мужчина в брюках. Во время испытаний рассерженный Никита Сергеевич даже со второй попытки вновь получил в руки стакан с вишневой газировкой. Оказалось, что фотоэлемент реагировал на широкие штаны, которые так любил носить Хрущев, принимая таким образом мужчину-чиновника за женщину. Говорят, после этого досадного недоразумения в СССР даже приостановился выпуск торговых автоматов.

Летом 1960 года одна районная газета Амурской области извинилась за изрядное количество ляпов таким образом: "Уважаемые читатели! В предыдущем номере нашей газеты в репортаже с очередного пленума райкома ВЛКСМ допущены досадные многочисленные очепатки. Так, все указанные за отчетный период цифры по количеству принятых в комсомол юношей и девушек следует читать как количество закупленных телят у населения. И наоборот -- все цифры по закупу телят следует читать как количество принятых в комсомол. Приносим свои извинения".

В 1962 году после сообщении о полете человека в космос на Красной площади проходили всенародные торжества. Группа студентов вышла со зловещим лозунгом: «Все там будем». В связи со всеобщим ликованием студентам ничего за это не было.

В том же «космическом» 1962 году объявили о повышении цен, одновременно рабочие Новочеркасского электровозостроительного завода, узнали о понижении зарплаты и повышении норм выработки. Рабочие явились к зданию заводоуправления. «Нет денег на мясо? – спросил вышедший на балкон директор, - Так ешьте пирожки с мясом!». Возмущение рабочих вылилось в общегородское восстание.
Поразительная перекличка в истории: французская королева Мария Антуанетта, жена Людовика XVI, тратила огромные суммы на содержание двора и развлечения. Когда министр предложил сократить расходы, потому что у народа нет хлеба, королева возмутилась: «Нет хлеба? Так почему они не едят пирожные?» Вскоре грянула французская революция и королева была гильотинирована.

В 1976 году в Москве у Метро «Кропоткинская» устонавливали памятник Фридриху Энгельсу. Для этого подогнали кран. Накинули статуе на шею трос, подняли с платформы грузовика… И в этот момент кран сломался. Энгельс остался висеть в воздухе с петлей на шее. Вокруг стали собираться люди, ситуация грозила перерасти в скандал. Тогда начальство приняло решение: пока не починят кран, накинуть на висящий памятник белую ткань. Стояла зима. За ночь тросы примерзли, и в результате статуя, накрытая белой тканью, проболталась в воздухе двое суток. Ночью зрелище было жутким – как будто в воздухе парило громадное привидение… Когда памятник всё-таки установили, в Москве за ним прочно закрепилось название «Призрак коммунизма».