Задачка

Елена Рожкова-Астахова
 ЗАДАЧКА


 ГЛАВА 1

Надя пришла из школы домой, открыла дверь своим ключом и, не раздеваясь, села в коридоре на стул.
Из кухни, вытирая мокрые руки об полотенце, вышла бабушка.
-Ну, что ты сидишь здесь, как бедная родственница? Раздевайся и кушать. Я такой вкусный борщ сварила, пальчики оближешь!
 Но, увидев расстроенную Надю, она подошла поближе и заглянула девочки в глаза.
Надя не выдержала и отвернулась.
-Так, так, так. Ну, что случилось сегодня? Может, опять тройка в дневнике?
-Угу, - вздохнула Надя.
-Опять по математике?
Надя кивнула головой.
Ей было стыдно и обидно, что она никак не справится с этой «противной» математикой.
 Первый класс Надя закончила на одни пятерки и получила грамоту «За отличную учебу». Но, что произошло во втором классе, было для нее непонятным. Она стала рассеянной, невнимательной.
 Учительница удивлялась ее резким переменам в учебе. А Надя и сама была не рада своим результатам.
-Давай раздевайся, и идем кушать, а потом разберемся с твоей тройкой - в голосе бабушки слышались твердые и строгие нотки.
Она вернулась в кухню, а Надя сняла туфли и пошла в комнату.
 Вошла бабушка.
-Надюша, я тебя жду. А вот борщ остывает. Приведи себя в порядок и за стол.
Бабушка посмотрела в лицо девочки и вытерла набежавшую слезу. Рука у нее была мягкая и гладкая. И Нади стало хорошо от той теплоты и нежности, которую она ощутила.
-Бабулечка, ты у меня самая лучшая - девочка обняла ее за талию и уткнулась лицом в цветастый фартук.

 ГЛАВА 2

 За столом Надя ела с аппетитом. Плохое настроение ушло, и она уже думала о том, что надо позвонить Оле. Подруга обещала ей книжку Носова «Приключение незнайки и его друзей».
 Надя любила книжки. Она уже в четыре года читала по слогам. В первом классе сама одолела «Волшебник изумрудного города». А вот про Незнайку, ей читала мама.
 После обеда Надя села за уроки. Русский она сделала быстро, чтение тоже не вызвало затруднений, а вот задача не получалась, а думать и напрягать мозги, девочки не хотелось. Она решила, что в школе быстренько спишет задачу у подруги.
 Расправившись с уроками, Надя пошла к бабушке, чтобы отпроситься погулять. Та сидела в кресле и распутывала нитки.
-Ты уже все сделала? - не подымая, глаз от своего занятия, спросила бабушка.
 -Да, - не моргнув, ответила Надя.
-И математику?
-И математику - потвердела внучка.
 -А какой ответ получился в задаче?
Бабушка не смотрела на девочку, но Нади, казалось, что взгляд, бабушкиных глаз, прожигает ее насквозь.
-Так про что же задача?
-Про литры - замялась Надя.
Условие задачи она не помнила. Когда она читала, то думала о книги, которую должна взять.
-Про какие литры?
Продолжая разматывать клубок, допытывалась бабушка.
-Ну, про молоко.
Надя врала. Ложь сама собой лезла наружу.
-И что же с молоком?
-Его разливали по банкам.
Надя стала вспоминать задачу, которую они решали в классе. Та была, действительно, про молоко, и Надя ее помнила.
-И что же надо узнать в этой задаче?
-Сколько литров молока в одной банке, - не моргнув глазом, соврала Надя.
И сколько у тебя получилось?
Бабушка отложила нитки в сторону и внимательно посмотрела на внучку.
-Два литра молока в банке - быстро выдала Надя.
-Что ж, если ты сделала все уроки, - бабушка помолчала несколько секунд, как будто чего-то, ожидая, но ничего не происходило, и она продолжила. - То можешь идти погулять.
Это именно то, чего ждала Надя.
Она поцеловала Веру Сергеевну в щеку и помчалась к двери.
 Надя выскочила на улицу.
Дул теплый ветерок. Солнечные лучи, играя, коснулись лица девочки. Надя поморщилась.
 Оля жила в этом же доме. Только надо было пройти один подъезд и подняться на третий этаж.
Она открыла дверь и удивилась.
-Ты что уже все уроки сделала?
-А чего их делать? Я математику завтра у тебя спишу перед уроком. А остальное я все сделала.
-А я, как раз задачку читаю. Давай вместе решим, и не надо будет списывать.
-Да ну ее - отмахнулась Надя.
-Дай мне, пожалуйста, книгу. Ты не волнуйся, я буду сидеть тихо, как мышка.
 Оля села за стол, где были уже разложены учебники, а Надя пристроилась на диване с книжкой в руках. Однако Оля не стала делать сразу уроки, а посмотрела в сторону подруги.
-Надь, а ты знаешь, что у нас будет соревнование между рядами?
Нина Львовна сказала, что тот ряд, которая будет лучшей, его поздравят перед всем классом.
-А разве у нас плохой ряд? - Оля наморщила нос.
-У нас успеваемость снизилась, - тихо и медленно произнесла подруга.
-Оль, ну чего ты переживаешь? Подтянусь я. Вот завтра и подтянусь.
Заверив подругу в благих намерениях, Надя принялась за книгу, а Оля доделывать уроки.
Но на следующий день Надя не выполнила своего обещания.

 
 ГЛАВА 3

 Урок математики был первым, и Нина Львовна сразу вызвала Надю к доске, решать домашнюю задачу.
Надя прочитала условие в слух и принялась за решения. Но кроме слова «задача», которое она написала на доске, дело дальше не пошло.
Надя стояла спиной к классу и чувствовала, как тридцать человек смотрят ей в спину.
-Ну, Попова, ты дома решала задачу?
Надя повернулась лицом к классу. Щеки у нее пылали, а глаза смотрели в пол и не могли оторваться от серого, поцарапанного линолеума.
-Я спрашиваю тебя, Надя, - произнесла с нажимом Нина Львовна. - Ты сделала задачу дома?
Надя закусила губу. В классе было тихо.
-Нет.
Ее голос эхом отозвался в ушах. Ей казалась, что в коридоре, а может и в соседнем классе, слышат ее «нет».
-Иди на место и дай мне дневник - строгим, сухим голосом произнесла учительница.
Надя поплелась к парте. Ей, казалась, что все ребята в классе смотрят ей в след.
-Двоечница - услышала она позади себя голос Юрки Филатова.
Сам Филатов учился посредственно. Хорошая отметка была в его дневнике праздником. Однако возможности «подколоть» кого-нибудь, он не упускал.
Раньше, Надя непременно ответила ему бы, но сейчас, ей не хотелось оборачиваться в его сторону.
-Да, она двоечница. Докатилась.
Надя подошла к парте и взяла дневник.
Обратный путь к столу учителя, был долгим и противным.
-Надя давай быстрее, ты задерживаешь весь класс, - в голосе Нины Львовны прозвучали нотки раздражение.
 До конца урока девочка сидела хмурая, и все пропускала мимо ушей.
Оля очень переживала за подругу.
-Надя, ты, почему не пишешь? Еще одна двойка будет.
-Ну и пусть - буркнула девочка.
В таком состоянии она находилась на переменах и на других уроках. Оля к ней больше не приставала, а вот Юрка решил повредничать. Он подошел на перемене к парте, где сидела Надя, подперев голову руками, и дернул ее за косичку.
-Двоечница, двоечница, - прокричал он и скорчил смешную рожицу.
Но Надя не реагировала. Ее мысли были заняты тем, как она скажет бабушки про двойку, да еще и за домашнюю работу.
 Юрка поскакал вокруг парты, еще раз дернул Надю за косичку и, не дождавшись реакции, убежал на перемену.
 Домой Надя пошла одна. Оля пыталась пойти с ней, но Надя отказалась.
 Дорога до дома казалась ей длинной; ноги ели шли, а портфель, тянул руку.
-Ну, вот исправила тройку. Сделала бы задачу дома, получила бы хорошую оценку. А то - два. И что мне говорить бабушке и маме. Ну, почему я не решила задачу вместе с Олей?
 Так рассуждая, Надя дошла до дома. Тяжело переставляя ноги, она подошла к квартире и позвонила в дверь, как и полагалась, - три звонка. Дверь открыли быстро. Надя перетащила свое вялое тело через порог и села на стул.
-Что с тобой? - бабушка смотрела на Надю тревожным взглядом. - Ты заболела?
Она наклонился к девочке и потрогал холодный лоб.
-Температуры нет.
Пожала она плечами, глядя, как Надя с трудом снимает туфли.
-Надюша, переодевайся, сейчас я тебя покормлю.
 За обедом бабушка ничего не спрашивала и не заводила никаких разговоров о школе. Она говорила о погоде, о том какой прекрасный стоит сентябрь, и что ей удалось купить в магазине.
 Хмурого лица внучки, бабушка старалась не замечать. Она давно догадалась, что у Нади неприятности в школе. Вера Сергеевна не торопилась с вопросами. Она знала, что внучка сама расскажет все. Немного попереживает и расскажет.
Так все и вышло; Надя еще посидела молча, посопела, а потом подняла свои глаза от тарелки и тихим голосом спросила.
-Бабуль, а как ты училась в школе?
-Я? - бабушка отложила в сторону ложку и посмотрела в глаза внучки. - У меня были разные оценки.
-А тебя когда-нибудь называли двоечницей?
-Вот этого никогда не было. Я была ни отличницей, но и не двоечницей. А что тебя так назвали?
Надя кивнула головой.
-И за что тебе приклеили такой ярлык? Ведь это плохое прозвище.
-Я получила сегодня двойку, и Юрка сказал, что я двоечница.
-И за что же ты получила эту двойку? - в глазах бабушки сверкнул огонек.
-За домашнюю задачу. Я ее не решила.
Не поднимая головы, произнесла Надя.
Бабушка внимательно смотрела на внучку. Она знала, что вчера Надя обманула ее и убежала на улицу, не сделав задачу. Однако не стала останавливать девочку. Пусть на горьком опыте научиться. И сама испытает последствие своих слов и поступков.
 А когда Надя пришла с гуляния, Вера Сергеевна не стала напоминать ей об уроках, а только накормила ужином и, пожелав, внучки «Спокойный ночи», ушла спать.
 Бабушка стала убирать посуду. Надя поняла, что разговор окончен.
Она пошла в комнату, вытащила из портфеля учебник и села за уроки.
Стараясь не мешать внучке, Бабушка ушла в кухню. Она знала, что эта история послужит внучки уроком. И она оказалась права.

 КОНЕЦ