Москвина Татьяна. Похвала плохому шоколаду

Мальхан
МОСКВИНА Татьяна. ПОХВАЛА ПЛОХОМУ ШОКОЛАДУ. Эссе. СПб.: Лимбус Пресс, 2002. 384 с. 3000 экз.

С первых страниц автор вызвала у меня симпатию и доверие. Текст «Без закона и по закону» доверительно познакомил с жизнью Татьяны Москвиной и ее отношению к житейским проблемам. Далее она рассказывает о своем сложном отношении к родному Петербургу, к искусству и отдельным личностям в нем пребывающем, здесь есть место рецензиям на фильмы и оперы, рассказы о бурных страстях и ярких личностях. Очень удачен разбор отношения к фильму «Москва» по сценарию нашумевшего В. Сорокина.

Среди героев Москвиной – Олег Меньшиков, Рената Литвинова, Александр Сокуров, Алексей Герман, Андрон Михалков-Кончаловский, Дмитрий Нагиев, Роман Виктюк и многолетняя любовь-ненависть к Никите Михалкову.

Отдельная тема – нынешние эстрадные певцы, звезды действительные и мнимые.

Может быть, образ автора всплывет в вашей памяти – она снималась в маленькой роли эмигрантки в знаменитом фильме А. Учителя по сценарию Дуни Смирновой «Дневник его жены». У Татьяны Москвиной редкий дар увидеть главное и суметь о нем талантливо рассказать.
О ее трезвом уме и отсутствии позывов к дешевому феминизму говорит такой отрывок из эссе «Ад и Ева»:

«Всякий раз, когда мне доводится читать рассуждения о доброй, чуткой женской душе, чурающейся зла, хочется напомнить: после того, как женщинам разрешили голосовать, они выбрали Гитлера. Они и сейчас охотно выбирают разного сорта «гитлеров». Возле каждого «гитлера», как осы над вареньем, вьются тучи женщин, готовых жить с ним и умереть за него».

Каково? И вот таким накалом чувств и яркостью мысли, своим неравнодушием и сопереживанием творческого горения и ненавистью к маскирующейся мертвечине Москвина вызывает симпатию.
Она не боится сказать об Андроне Кончаловском, что «…этот любитель низких истин и высоких гонораров имеет причины презирать общество, которое несколько лет подряд смотрит его пустые, мертвые фильмы («Ближний круг», «Курочка Ряба», «Одиссей»), не имеющий искры того, ну, вот отчего дети рождаются, и что всегда есть в настоящем творчестве; общество, которое читает его отвратительные циничные книги, и ничего, не тошнит. Нормально».

Человеку думающему интересно следить за ходом ее мысли и видеть ее страстность в суждениях.