Семь сроков зрелости души. Постижение зла

Михаил Путник
Тот, кто все же решится шагнуть на пятую ступень, столкнется – буквально «нос к носу» с проблематикой сомнительных теософских концепций. Ибо имя этой ступени – Постижение зла.
Почва пятой ступеньки – весьма зыбкая. Если на четвертой можно было остановиться и закончить Путь, а с третьей – вернуться на вторую, то с пятой – эти фокусы уже не пройдут. По завершении первой триады – первого лестничного пролета – заканчивается отрочество души, а на пятой - подходит к концу ее юность. Более – нет ученичества. Есть реальные Опасности и реальные Угрозы. Один неверный шаг – и болото пятой ступени разверзнется трясиной сатанизма или мирской ненависти ко всем и вся. Что чего хуже – вопрос склонностей и пристрастий, поскольку и первое и второе – равным образом делают повзрослевшую душу рабом Темной Стороны Духа. Рабом. А суть испытания на пятой ступени – «остаться свободной».
Изложить проблематику духовных метаний пятой ступени, не будучи обвиненным в ереси дуализма – весьма тяжело, практически невозможно. Именно поэтому – дабы откреститься самым решительным образом от указанной ереси – необходимо уделить данному вопросу малую толику внимания.
Дуализм – не просто двойственное восприятие Божественных Сил Творения, как Сил Добра и Сил Зла, а именно утверждение их равновеликости, равнозначности и равноправного их участия в самом Акте Творения. История дуализма – намного мощнее и старше истории всех современных религий, это – изначальные корни религии вообще. Отцы Церкви избрали самый простой – но и самый действенный- метод противостояния: любые публичные росказни о могуществе Сатаны и его приспешников – мгновенно приводят к самым решительным обвинениям в ереси дуализма. При этом лишь в наше просвещенное время обвинениями дело и ограничивается, в средние века, к примеру, вырезались под корень целые народы – включая детей, женщин и стариков. И понять Церковь можно. Оправдать и, тем более, согласиться с подобными методами – вряд ли, а вот понять – легко. Если есть желание оспорить допустимость подобной политики – бери на себя всю полноту ответственности за чистоту помыслов всего младого поколения. И не теоретически, а организационно – с гарантией охвата многомиллионной аудитории, с контролем обратной связи, с обеспечением оперативности воздействия и т.д. и т.п. Любой иной подход – и есть в чистом виде служение Лукавому. Но – при всем при том – сие вовсе не отменяет факта существования пятой ступени. Просто добираются до этого уровня далеко не все. И опасность глобальных последствий – минимальна.
Суть сокровенного знания, которое – единством Формы и Содержания – закрепляется в сознании и в душе на этом этапе Пути, можно кратко выразить следующим образом.
Господь-Создатель, Бог-Творец – един, неделим и всемогущ. Все, что происходит в этом мире, это – всего лишь проявление элементов Замысла Абсолюта, а вовсе не Изъяны Программы. Зло реальности – не вопреки Богу, это и есть – воля Господа. И Зло и Добро, и то, что мы в силах понять и объяснить, и то, что вызывает либо категорическое неприятие, либо непонимание, граничащее с отчаянием, либо желание уйти от Света в объятия Тьмы – все это проявление, в том или ином виде – Промысла Господня. Наш удел – все, что угодно, за исключением одного – за исключением осуждения и неприятия.
На первый взгляд, обманчивая простота – и даже тривиальность – вывода если не разочаровывает, то оставляет устойчивое впечатление недосказанности. Если говорить о православной части человечества, то только ленивый хотя бы раз в жизни не цитировал нечто похожее, а именно – отрывок из молитвы оптинских старцев: «Господи, дай мне терпение перенести то, что я не в силах изменить и мужество бороться с тем, что я могу преодолеть. И дай мне мудрости, Господи - отличить первое от второго и важное от второстепенного…».
В этом - отличие обычного знания от знания сокровенного. Не лишним будет повториться: «Крупицы истины – это то Содержание, которое дается с единственной целью - вложить его в специальную Форму, особым образом именно для него, и только для него, подготовленную. И Форма эта – обусловленная критическим опытом восприятия действительности Осознанная Убежденность. Только единство Формы и Содержания приводят к желаемому эффекту». Тот, кто долго и мучительно топтался на четвертой ступеньке, прежде чем решиться шагнуть на пятую, легко увидит несоответствие молитвы своему опыту восхождения, а именно – наличие слова «дай»: «Навязываться в собеседники к Богу – не просто нескромно. Сие – результат неверной самоидентификации в бесконечном пространстве Промысла Божьего».
Это и есть готовность к восхождению на шестую ступень – долгожданная, грамотная, выстраданная, осмысленная самоидентификация в бесконечном пространстве Промысла Божьего. Понимание того, что Вечные Истины – не имеют никакого отношения к урегулированию взаимоотношения человеков, что они – всего лишь Правила общения Личности и Бога: не как ведомого и Ведущего, а как безусловно микроскопически малозначимого элемента и Принципа, обусловившего само существование неисчислимого многообразия подобных элементов, целого веера Миров, Пространств и Вселенных. Принципа, имя которому - Любовь.
И до тех пор, пока в душе останется место понятию Попущения человеческого, выходящего за рамки Воли Господа, попущения, за которое – нам держать ответ перед соплеменниками и единоверцами, и которое – в нашем понимании – реализует дарованную нам свободу воли, до тех пор – барьер шестой ступени так и останется барьером непреодолимым.
Фатализм не имеет никакого отношения к тому чувству Личной Ответственности перед Богом, о котором идет речь. Совершенно неважно - в чем суть наших поступков, и какова - в нашем понимании – именно наша роль в реализации конкретного баланса Добра и Зла в данной точке пространства и в данный момент времени. Речь вовсе не об этом. Пятая ступень – площадка выхода на МногоМерную Лестницу, где антропоморфность восприятия действительности более не является главенствующим фактором созидания помыслов и деяний. Сознательное разрушение эгоцентризма не только по отношению к Личности, не только по отношению к человечеству, но и по отношению к религии, морали, принципам, идеям – процесс болезненный и долгий. Осознание ничтожности бытия – самый плохой вариант развития процесса, и не потому, что это плохо - само по себе. Это всего лишь – негативная установка. На Многомерной Лестнице взросления души, где наш путь – путь человечества – всего лишь микроскопический элемент Многовариантной Бесконечности Бытия.
Отшельники, святые старцы, всевозможные Гуру, при совершеннейшей их личной аскетичности – прямом следствии осознания ими ничтожности бытия – несли, несут и будут нести Крест Личного Служения Господу. Во все времена. Без осуждения. Без ропота. Без надежды на мзду. А то, что молитвы старцев – содержат в себе слово «дай», так это мы слышим всего лишь первое слово из целой фразы: «Дай по Воле Твоей, Господи…».
И если Он – не даст, значит так и должно быть