Выслан без вести

Альхен
…А не было у нас в роду графьёв. Или были. Четверть родословной знаю по имени-отчеству до прапрапра – это какое колен получится? С папиной стороны – казаки. Помню – мои четыре, пять лет, бабка Катя пряла. Колесо стучало, ниточка вилась… Маминого отца – не застала. По обрывочкам и клочочкам, когда вся родня собралась за столом, вышло, что корни - помещики из Риги или Праги, а точнее – определить невозможно. Ни фамилии, ни отметы( вроде родинки на спине) неизвестны. Кто знает, что насильно забыли в тридцатые-сороковые-пятидесятые, потому что жить хотели. Насильно!

 
Господи, как же так - над собой, памятью, кровью наконец! Забыли! Товарищи, сотрём позорные времена общества эксплуататоров! Ничего, никого не было, а царь – кровопийца, вот и незачем упоминать. См. учебник истории того периода. «Спасибо товарищу Сталину за светлое детство, за наши счастливые дни!» Бабушка рассказывала, как после пятьдесят какого-то года, когда случился съезд по поводу «культа личности», сталинские портреты вырезали из букварей бритвочкой… Ага, партия приказала, комсомол, как известно – ответил…


Я маленькая была – обижалась на покойного лет этак десять деду Артёма. Почему, как это так, совсем ничегошеньки нету?! А вот в романах признаются на смертном одре, или на исповеди, или пишут письмо с пометкой «вскрыть после кончины», или ещё как-нибудь! А совсем ничего – не бывает! Через несколько лет помахала ручкой, поманила из совсем уж мутного времени и пространства пра-пра-пра-пратётка с особняком, фонтан, львиные морды, почему-то суд, сын, чёрный манжет, белый кружевной платочек – этот сон я плохо запомнила.
Потом жёлтая затертая фотография – трое друзей, одинаковые чубы - «гофре». Пронзительные глаза, ясные-ясные, честные, уверенные, всё будет хорошо, мы знаем, правда, а иначе не может быть – как скажешь? Думала – дореволюционный снимок. Ан нет, тридцать шестой. Уже началось. А подмахнём- ка расстрельный списочек на пять тыщ ! Что нам стоит...? Ау, сахарная кость! Советские псы жратеньки хотят!

Ну, граф Калиостро, держись! А мы, все как один, в светлое коммунистическое будущее под красным флагом, строевым шагом….маалчааать, гнида! Ни сном ни духом, ни словом ни делом, не знаю не ведаю, ни жене ни детям. Павлик Морозов нонче в героях ходит.
Дедушке повезло. Монетка упала орлом, карандаш ткнул карту не там, или имя оказалось нечётным в списке …Приличный гражданин, инженер Артем Сергеевич, - фетровая шляпа утюжком, очки в целлулоидной оправе, дожил до 1979. Из фамильных ценностей осталась доска метр на полтора, для прикнопивания чертежей. Всё.

Помните фильм «Принцесса на бобах», где потомственная , кажется княгиня, драила посуду в забегаловке, а вечером ещё и подъезды? Там было так: « Мама, почему ты мне не сказала?! Я бы не мыла сейчас лестницы, понимаешь?! - Тогда ты бы мыла их на 20 лет раньше.» ...монетка упала орлом...