Чебушев. Отрывок

Аскольд Ятаганов
Профессор смотрел на аспиранта с легкой усмешкой – тот был всего лишь на десять или чуть более лет младше. Тот немного нервничал, сразу видно не спал несколько ночей перед этой встречей, что было понятно – первая научная теория – всегда находишься не в своей тарелке, во всем сомневаешься, критику воспринимаешь в штыки - все это знакомо. Как можно отзываться нелестно о первой работе? Она же такая родная, самая первая, своя, любимая. Чебушев вспомнил свои первые научные волнения – теперь, с высоты профессорских корочек, они казались ему нелепыми, смешными что ли. Ну ладно подумал он, пора бы и почитать, что пишет этот Андрей как его там, он заложил пальцем страницу и посмотрел на титульный лист работы - Ляпунов.
- Что-то не так? – сразу оживился аспирант. – Титульник, титульный лист, простите, оформлен согласно шаблону – все на месте.
- Да я и не сомневаюсь – просто задумался – не обращайте внимания. – Чебушев откинулся в кресле, принял беспристрастный, слегка холодный вид и углубился в чтение.
Пролистав несколько вводных страниц, еще раз убедился в своем отношении к научным трудам – о сути беседуй словесно, а формулах и итогах в письменном виде. А так как до итогов было очень даже не близко, он спросил:
- Так и в чем же суть?
- Э-э-э, - замялся Ляпунов – там все изложено или что-то я не так выразил или обосновал?
Чебушев отложил папку на край стола, придвинулся к столу и, скрестив пальцы, поинтересовался:
- У этой работы есть смысл? Вполне понятный и ясный вопрос – я не вижу трудностей.
- Конечно, есть. Моя идея и смысл работы заключается в выдвижении теории о воздействии на человека внешних факторов. Как поведет себя человек при отсутствии оных или при таких факторах, какие будут заданы нами.
- И что же понимаете под этими, так называемыми внешними факторами? Общество, семья, рабочее окружение?
- Именно это, причем в еще более разделенной, дискретной форме. Каждое понятие можно поделить на еще более мелкие части, причины и факторы. Семью можно поделить на родителей, братьев, сестер и так далее. Общество на правовые и правоохранительные органы, депутатов, обычных людей, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни, так же как и работу, мы разделяем как сослуживцев, начальников и подчиненных.
Что-то мудрит этот Ляпунов – но мудрит уверено, не нагло, без давления, как подметил Чебушев. Хорошо хоть не так волнуется, как в начале.
- И вы считаете, что все эти частички нашей повседневной жизни влияют на развитие человека? Я вас правильно понимаю? - Спросил профессор. Рука машинально хлопнула по карману белого халата – пачки нет. Вторым движением рука открыла ящик в письменном столе. Аспирант замялся, тогда Чебушев добавил – Я вас слушаю.
- И тут вы угадали. Все эти люди и ситуации, создаваемые ими, имеют очень сильное значение в нашем развитии. И мне пришла мысль о том, что будет – если убрать некоторые внешние факторы в жизни? Причем здесь открывается обширное поле для деятельности. Количество факторов и их разнообразие поражает! Мы можем модулировать сложнейшие ситуации – влиять на саму суть человека! Мне это идея кажется очень заманчивой. Вы не находите?
- Нахожу, - ответил Чебушев, прикурив вторую за сегодня сигарету, первая была после завтрака. – И что же будет итогом, апофеозом, так сказать вашей научной мысли?
- Вершиной будет открытие запредельных способностей человека. Думаю, мы это сможем. – Аспирант начал говорить более уверено и энергично.
- Я вас понимаю. И как вы себе представляете сам процесс непосредственно влияния на личность? – профессор затянулся и выпустил дым высоко верх, под потолок. - Не хотите ли вы продержать клонированного малыша в инкубаторе до его совершеннолетия? И постоянно впихивать ему в голову свою научную мысль? Простите, я не хочу быть грубым.
- Ну, как вам сказать. – Ляпунов замялся. – Еще не совсем проработан план самого воспитания – есть только теория того, в каком ключе стоит давать информацию малышу. Я могу привести несколько примеров из жизни, если вы позволите, которые могут показать, что многое зависит от восприятия человека.
- Давайте, - уже с большим интересом ответил профессор, - посмотрим.
- Во-первых – неосведомленность человека в чем-то может играть ему на руку. Вот случай из жизни. Несколько недель назад, ожидая своего друга, я стоял возле нашего института и курил. Казалось бы, ничего особенного – но раздражала меня моя зажигалка. Прикурить можно было ею, после очень многих попыток и не без малой доли удачи. Все никак руки не доходили купить новую. Тем более вы знаете, какой задует ветер у нас возле проходной – до костей пробирает. После долгих мучений я все-таки осилил ее. И каково было мое удивление после того, как молодой человек, попросивший у меня огонька, прикурил с первого раза и без особого труда. Получается – он не знал, что зажигалка весьма скверно работает. Он с полной уверенностью брал ее как источник огня без всяких задних мыслей. Вот в чем была причина его успеха.
- Вполне вероятно – такое бывает, но все же – один этот повод не может быть основой для научной работы, - предположил профессор и подумал, что аспирант наверно выкурит сразу полпачки сигарет, после выхода из кабинета.
- Я все понимаю. Позвольте еще один случай из жизни. Как видите по мне – я от спорта далек, но друзья увлекающиеся им есть. Они мне часто говорят, что происходит с ними весьма забавные и интересные истории. По рассеянности или по невнимательности они бывает, порой кладут на штангу примерно, на десять килограмм больше положенного. Допустим, обычный вес семьдесят килограмм, а положил он восемьдесят с лишним. И совершенно не зная этого, поднимает этот вес как обычно, то есть как свои обычные семьдесят килограмм. И только после того как посмотрит на штангу внимательнее и поймет, что переусердствовал, начинает понимать – что это тяжело для него. А не зная этого, спокойно тягал этот вес.
- Это бесспорно все очень интересно – но не особо претендует на финансирование со стороны государства. Я это понимаю прекрасно, должны понять и вы. Могу дать совет. Потерпите несколько лет. Потерпите менять мир. Сначала вы должны понять. Изменитесь сами. Проведите несколько научных исследований, войдите в эту сферу. Я не думаю, что вы считаете два-три года в аспирантуре достаточным поводом для начала научной деятельности. Я не ни в коем случае не отговариваю вас от новых и дерзких идей, но лишняя подготовка вам не помешает. У меня на этом все. И не вздумаете расстраиваться. Все образуется. Более того, я дам вам направление. Вы слышали что-либо о профессоре Чебушеве?