Мы и они. Часть вторая

Олег Крюков
 
 КРЫСЫ.


 Когда моей маме было шесть лет, её укусила крыса. Студёным январём 1942-го года она с младшей сестрой спала на печке, это было единственное тёплое место в подвальной комнате. В проёме между стеной и печью крысиная мамаша «свила» себе гнездо, где и выхаживала своих детёнышей. По ночам они громко и противно пищали. Во время сна мамина нога свалилась в эту щель и кормящая самка, видимо учуяв угрозу своему потомству, укусила её за пятку. Маму долго таскали по больницам, сделали невероятное количество уколов. Даже в те, тяжёлые для нашей страны времена, понимали, что крысы представляют не меньшую опасность, чем победоносный на тот исторический момент вермахт.
 Крысы. Даже в самом слове присутствует длинная р-р-р, что выражало у наших предков высокую степень омерзения. Возьмём европейские языки и видим здесь тоже самое – rat. Коротко и брезгливо. И за эту брезгливость крысы всегда мстили людям. На конец 60-х годов прошлого века, Всемирная организация здравоохранения сообщает нам, крысы уничтожили 420!!! миллионов человек. Ясно, что не закусали до смерти, хотя случалось и такое. На их шерсти селятся многочисленные блохи, переносчики различных инфекций. И там, где люди разводили антисанитарию их, ждало страшное наказание. Вездесущие зверьки, эти маленькие сталкеры смерти с голым, противным хвостом поселялись в погребах и подвалах, где люди хранили продукты. Эпидемии чумы в 14-15 веках, унесшие миллионы жизней по всей Европе – это их рук, вернее лап дело.
 Так кто же они, не представляющие своей жизни без нас и в тоже время ведущие с нами беспощадную тысячелетнюю войну?
 Крысы, по выражению учёных животные синантропные, то есть живущие за счёт продуктов человеческой жизнедеятельности. Это немного не то же самое, что домашние звери. Последних человек приручал сам и со временем они стали незаменимы в различных сферах нашей деятельности. Крысы же предпочитают не сотрудничать с человеком, а просто следовать за ним по пятам, подбирая то, что плохо лежит.
 Крысы не всегда жили с людьми. В античной литературе упоминаний о них вы не найдёте. Мыши упоминаются, но крысы – нет. В те ветхозаветные времена крысы жили в лесах, степях или где-то ещё и вели такой же образ жизни, как и остальные дикие животные. Но где-то к середине первого тысячелетия нашей эры их популяция стала резко расти, и они, по-видимому, вступили в конфликт с Матушкой-природой. Куда девать этих беспокойных и вездесущих тварей? Только к человеку, который к тому времени тоже стал конфликтовать с окружающим миром, производя больше чем ему нужно для потребления, грубо вторгаясь в мир и нарушая его гармонию. С тех пор мы вместе и, несмотря на внешние различия, перенимаем друг у друга, к сожалению далеко не лучшие черты. «Крыса!!!» - говорим мы о человеке, обкрадывающим своих друзей и соседей и даже кого-то неприятного нам по внешности сравниваем с крысой. Но крысы всего лишь животные и руководствуются рефлексами и инстинктами. Это ещё сто лет назад академик Павлов доказал. И ещё вопрос, кто у кого перенимает дурные наклонности?
 Крысы завоёвывали мир постепенно. Подобно ордам Чингиз-хана или испанским конкистадорам они захватывали территорию за территорией. Если все страшные болезни, такие как чума и холера в Европу пришли из Китая, то резонно предположить, что оттуда пришли к нам и их переносчики. Сначала были так называемые чёрные крысы. Они были недостаточно агрессивны и многочисленны. Затем их постепенно стали вытеснять серые крысы – пасюки, с которыми мы имеем дело по сегодняшний день. Говорят, что единственный ареал, который пасюки не освоили – это бассейн реки Амазонки. Например, в Нью-Йорке их больше чем людей. В Россию крысы сначала пришли из Западной Европы, через Новгород, активно торговавший со всеми европейскими странами. Именно из Новгорода в сороковых годах 15-го века страшная чума обрушилась на Москву, жертвами которой стали не только простые москвичи, но и семья великого князя. А в 1720 году очевидцы наблюдали в районе Астрахани, как несметные крысиные полчища форсировали Волгу, двигаясь в европейскую часть России.
 Крысы относятся к семейству грызунов, но в отличие от сусликов и хомяков они не брезгуют и мясом. Не погнушаются и человечиной. Крысы так же беспринципны, как и некоторые представители рода людского. Помните, в одном из «морских рассказов» Станюковича, матросы сажают в закрытую бочку несколько пасюков, выживший становится крысоедом и за короткий срок съедает на судне всех своих сородичей? Вы можете возразить, что это приобретённый рефлекс. Но разве рефлексы приобретаются за столь короткий срок?
 Крысы плохо видят, их обоняние сильно отстаёт от обоняния, например, собаки. Но всё это с лихвой восполняется поразительной чувствительностью нервной системы. Крыса почувствует опасность за метровой толщины бетонной плитой. Их организм подсказывает им, как найти противоядие, но чуткая нервная система порой и подводит. Как и люди с обнажёнными нервами, крысы склонны к сердечным заболеваниям.
 Я немного погрешил против истины, когда сказал, что эти неприятные на вид зверьки отказываются сотрудничать с людьми. А на ком проводят свои опыты учёные? Ведь не случайно именно крысы выбраны для лабораторных опытов, так как регенерация их организма поразительна. Да и сообразительность у этих зверьков на высоком уровне. Автору довелось наблюдать, как крысы опускали свой мерзкий хвост в бутылку с подсолнечным маслом и облизывали его. А истории о том, как они воровали с кухонного стола куриные яйца? Одна тварь сталкивает яйцо со стола, а её напарник подставляет свой мягкий живот, чтобы яйцо не разбилось.
 Но не все люди испытывают к крысам омерзение. Как-то раз я пришёл в спортивный зал, где работал и застал нашу уборщицу в слезах.
 - Нина Васильевна, что случилось?
 - Арнольд погиб!
 - Как погиб?
 Я в ту пору увлекался бодибилдингом и будущий калифорнийский губернатор был мне не безразличен. Ещё на днях по видику он крушил плохих парней, играл мускулами и вот погиб.
 - Как это случилось?
 - Выскочил на лестничную площадку, его кто-то и зашиб – всхлипнула Нина Васильевна. – Я с работы возвращаюсь, а он на ступеньках бедненький лежит.
 Я облегчённо вздохнул, это был явно не Шварценеггер. Арнольд был любимым крысом Нины Васильевны, причём не какой-то декоративной породы, а обыкновенным пасюком. При каких обстоятельствах они познакомились, Нина Васильевна мне не поведала. Потом появилась Стелла, которую сексуально озабоченный Арнольд привёл с помойки.
 - Но ведь у них появятся детёныши, они перепортят вам всю квартиру? – содрогнулся я от омерзения, представив, как голохвостые хозяйничают в квартире. – Это же не гигиенично!
 - Ну что ты! – улыбнулась Нина Васильевна. – Они такие милые!
 Да, любовь, как говорится, зла. Наша уборщица осталась с тоскующей по безвременно ушедшему возлюбленному Стеллой. Быть может какой-нибудь крысиный Шекспир, уже написал трагедию «Арнольд и Стелла».
 Нина Васильевна не знала, что у пасюков зубы растут со скоростью 27 см в год и поэтому им жизненно необходимо их постоянно стачивать, иначе они погибнут. От этого и так называемая всеядность крыс. На самом деле они просто следуют инстинктам.
 Люди постоянно стараются сдерживать рост крысиной популяции, иначе пасюки давно заполонили бы нашу планету, уничтожая всё живое.
 После ядерных испытаний на одном из тихоокеанских островов из всех существ выжили только крысы. Представьте апокалипсическую картину? Город, весь в руинах, в клубах смрадного, ядовитого дыма, а на переднем плане сидит огромная крыса с красными, горящими дьявольской злобой глазками. Может быть, это и есть тот самый Зверь Иоанна Богослова с числом 666?