Святитель Филарет Московский

Елена Павловская
 Детство ,отрочество и школьные годы В.М.Дроздова

Митрополит Филарет - в миру Василий Михайлович Дроздов, родился 26 декабря 1782 года в семье диакона пригорода Коломны.1 января 1783 года над ним совершили таинство св. крещения с именем в честь св. Василия Великого. Предки святителя не были знамениты ни мирской славой, ни богатством, но по внутреннему укладу жизни отличались христианским благочестием. Прадед по отцу, Игнатий Дроздов, служил причетником; дед Федор Игнатьевич был приходским священником. Другой дед по матери, Никита Афанасьевич, проходил службу сначала священником, а потом протоиереем Богоявленской церкви в Коломне. Отец митрополита, Михаил Федорович, был очень умный, начитанный человек, обладавший собственной библиотекой, а главное - человек глубоко религиозный и нравственный. Закончил он Коломенскую семинарию, где по окончании курса определен был учителем; в1782 году он посвящен в сан диакона, а в январе 1783 года рукоположен в иерея.Весьма умной от природы и по христиански благочестивой, обладавшей нежным, любящим сердцем была, также и мать святителя Евдокия Никитична. Любимыми играми Василия в раннем детстве были: одевать себя в одежды, подобные священническим, и подражать священнодействию. 20 декабря 1791 года девятилетний Дроздов был отдан учиться в Коломенскую семинарию, где бедный безвестный учитель грамматики положил прочное основание его знанию. С успехами умственного развития шло развитие и чисто религиозного характера: отрок Василий пел на клиросе и читал ''Апостол'', слова молитв сильно затрагивали его душу. В1799 году школа и епархия были упразднены. Ученикам Коломенской семинарии Св.Синод дозволил завершить свое образование в духовных школах Московской епархии, и молодой Дроздов направил свои стопы в Троицкую семинарию под покров преподобного Сергия.
Лаврская школа, руководимая митрополитом Платоном /Левшиным/, была поставлена на такую высоту, что с ней не могла сравниться даже Киевская академия. Василий был зачислен в философский класс. Для прилежного ученика дорога была каждая минута, поэтому он признавал себя счастливым, когда закончились мытарства с квартирами, и он мог переселиться на жительство в Лавру. Успехи, успехи...- это характерно для семинариста Дроздова;два важных качества отмечает у него ректор семинарии: отлично остр и прилежен. Этот союз ума и воли способствовали образованию в нем человека с твердым и непоколебимым характером, целеустремленного всегда и во всем, человека, который действовал и определял свои поступки и поступки других исключительно разумом, хотя он не чужд был сердечности.
В личном обиходе Василий Дроздов был весьма скромен, он довольствовался небогатой одеждой и скудной пищей. Он часто писал родным и радовался, когда получал от них весточку.
Очень осторожно подходил к выбору себе друзей - очень боялся худого сообщества и всякий раз, когда замечал за товарищами греховные поступки, удалялся от них, оберегая себя тем самым от плохого влияния. Но в то же время находил себе подлинных друзей.
Маститый старец митрополит Платон присматривался к благонравному Василию. Чем чаще митрополит Платон встречался с юным Василием, тем сильнее привязывалось к нему его сердце.


Будущий святитель был окружен искренними товарищами, любовью семинарского начальства и нежностью митрополита Московского Платона, что способствовало правильному развитию его душевных сил и способностей.
В августе 1803 года ректор семинарии Евграф об успехах Дроздова дал отзыв, где говорилось, что Василий Михайлович без сомнения лучше всех и отличается особенной скромностью.
В этот период особого тяготения к монашеской жизни у него не наблюдалось, хотя в характере была склонность и любовь к уединению.
.
Учение в Троицкой семинарии закончилось.


Учитель Троицкой семинарии.


Жизненные условия, в которых оказался молодой преподаватель,были незавидными: не было ни постели, ни теплой одежды, ни даже чая с принадлежностями. Годовое жалование - 160 рублей, его едва хватало на одно только пропитание. Помощь из родительского дома воспринималась им болезненно: в одном из писем к отцу, Василий Михайлович говорит, что он с горечью воспринимает свою материальную несамостоятельность. Спустя четыре года он освободил своих родителей от денежной опеки. Дроздов преподавал греческий и еврейский языки, позже он стал учителем поэзии и философии. Наряду с педагогическим опытом зрел и талант проповедника. Митрополит Платон определяет молодого учителя на должность Лаврского проповедника. Характерно, что подобной должности в Лавре не было ни прежде, ни после Дроздова. Благоговейное расположение имел Василий к архипастырю митрополиту Московскому Платону. Что-то сродное своей душе находил он во всех действиях митрополита и тянулся к нему, как цветочек к солнцу, всем своим сердцем. Несколько лет служил Василий при маститом старце иподиаконом, близость их друг к другу увеличивалась, что позволило одному стать духовным отцом, а другому - духовным сыном. В1806 году Московский архипастырь предложил молодому учителю избрать путь монашества, но последний не сразу согласился с предложением митрополита. Лишь в 1808 году, когда Дроздов осознал, что путь инока ему более полезен, чем семейный, он подает прошение удостоить его монашеского звания.16 ноября 1808 года во время утрени, в трапезной церкви Троицкой Лавры учитель Василий Дроздов был пострижен наместником Симеоном в монашество с именем Филарета, в честь Филарета Милостивого;21 ноября в архиерейской Сошественской церкви рукоположен митрополитом Платоном в иеродиакона. Покидать Лаврскую семинарию Филарет не думал, в его сердце зрело желание стать ''гробовым'' священником у раки преподобного Сергия, но Божии судьбы неисповедимы. Иеродиакон Филарет вынужден был оставить Лавру и отбыть в северную столицу.



Жизнь и деятельность Филарета в С.-Питербургской духовной академии.


26 июня 1808 года император Александр 1 утвердил проект о преобразовании духовных школ; преобразование начали с С.- Петербурга: открывали духовную академию, устраивали по новому плану семинарию и училища. Нужны были люди опытные и способные к этому делу, и среди таких людей оказался иеродиакон Филарет. Митрополит Платон и иеродиакон Филарет болезненно восприняли предписание Синода. Архипастырь предложил своему духовному сыну написать прошение о желании остаться в Московской епархии, но последний отказался, мотивируя свой отказ тем, что одно прошение он уже подал - о пострижении в монашество, произнося тогда обет послушания, где отрекся от своей воли. В праздник Богословия Дроздов прибыл в Петербург. Ему поручили преподавание риторики в старой Александро-Невской академии, а немного спустя определили бакалавром философии и инспектором той же школы. Вскоре был праздник в Таврическом дворце, приглашено было и духовенство. Митрополит Амвросий взял с собой иеродиакона Филарета, которому, конечно, все казалось странным : и это недуховное празднество, и пестрые толпы мужчин и женщин, и, как гром, прерывающая музыка весь этот хаотический шум и говор. Филарет остановил свое внимание на небольшого роста человеке, украшенном звездой и лентой, при шпаге, с треугольной шляпой, в шелковой накидке поверх вышитого мундира. Иеродиакона представили этому человеку, человеком этим был обер-прокурор Святейшего Синода князь А. Н. Голицын. Знакомство Филарета с кн. Голицыным произошло в тот момент, когда последний был уже во всей славе своего влияния на церковную жизнь России. Через несколько лет Голицын сам приблизил молодого Дроздова к себе и оказал ему свое благоволение. В проповедях Филарета он нашел отражение православной мистики, которая в какой-то мере отвечала запросам его души. Это и явилось основной причиной знакомства Голицына и Дроздова. Обер-прокурор сделался ревностным почитателем молодого архимандрита и даже просил Филарета быть его духовным отцом, от чего осторожный Дроздов отказался. Между обоими завязалась тесная дружба. Филарет благоволил к обер-прокурору и признавал его истинным ревнителем веры и Церкви. Ему нравилась религиозная настроенность князя, и в беседе с ним на духовные темы он получал большое удовлетворение. В какой-то мере мистицизм Голицына имел влияние на мышление и чувства Дроздова. Проповедническая деятельность Филарета открыла ему двери и к другим лицам петербургской аристократии. Так, после проповеди в октябре 1811 года над гробом А. С. Строгонова, а затем в ноябре, на 40-й день его кончины, Филарет расположил к себе графа Павла Александровича Строгонова, сына умершего, графиню и других лиц, входивших в семейное общество графа. Архимандрит посетил дом Строгановых, весь вечер беседовали о ''духовных материях'', Филарет был в восторге. Впрочем, сам Филарет больше предпочитал дружбу с митрополитом Амвросием, их связывали тесные взаимоотношения. Покровительство митрополита Амвросия было дорого для Дроздова и оно сыграло немалую роль в возвышении будущего святителя. Наряду с несением учебно-воспитательного подвига в духовных школах, Дроздов трудился и над своим внутренним человеком, непрестанно памятуя о тех обетах, которые произносил в день иноческого пострига. Он поставил перед собой определенную и ясную цель - достигнуть духовного совершенства. Эту цель он осуществлял весьма разумно: руководился святоотеческими указаниями и держался золотой середины. Особое внимание Филарет сосредоточил на внутренних проявлениях своей души. Он следил за каждым ее движением и стремился не допускать в нее ничего греховного. Дроздов занимался здравым самоанализом, давшим ему возможность своевременно устранять в себе те или иные недостатки. Посредством постоянного упражнения в добре в нем образовывался навык трудолюбия. Немалых успехов он достиг в установлении внутри своего сердца духовного чувства, это предохраняло его от гордости. Но Филарет не всегда доверял своему анализу, и, если кто-нибудь из посторонних указывал ему на его недостатки, он охотно принимал это замечание. Стремление к духовному совершенству не уничтожало в нем интереса к чисто житейским вещам. Он не считал зазорным для инока интересоваться житейскими делами, если только этот интерес не исходил из корыстных побуждений. Он внимательно следил за рыночными ценами и другими житейскими вопросами; он умел без ущерба для жизни пользоваться материальными благами. Во внешнем своем этикете иеромонах Филарет был весьма скромен. Одежду он носил не богатую, но и не бедную. Последнее он допускал, чтобы, по его словам, не идти вперед, но и не отстать очень далеко. Филарет не забывал своего первого благодетеля митрополита Платона, он регулярно писал ему письма и получал от него ответы. Взаимная любовь двух великих людей неизменно сохранялась до самой кончины митрополита Платона. 1811год является годом расцвета ученой деятельности Филарета. Кроме основного предмета по Церковной истории, Дроздов интересовался вопросами православия и католицизма. Он настолько глубоко изучил эти вопросы, что среди ученых петербургских духовных школ был признан знатоком по западным вероисповеданиям. Плодом его познаний стал труд: ''Изложение разности между Восточною и Западною Церковью в учении веры''. Незаурядные способности Дроздова в учебной и административной части, а также его близкое отношение к митрополиту и обер-прокурору Галицыну подготавливали Филарета к занятию высшей должности в духовной школе.

 
 Архим. Филарет ректор С.- Петербургской академии.


1812год - архимандрит Филарет определен ректором Академии и профессором богословских наук. Встав во главе Духовной академии, он не стал сразу ломать старое и насаждать новое. Первое, что входило в его планы, была забота о создании единого направления в преподавании богословских и естественных наук. Надо было преодолеть разногласия. В Академии было два направления:одно исходило от архиепископа Феофилакта, другое - от ректора. Первый был давнишний недруг, следовательно, чтобы создать единое, необходимо было упразднить направление Феофилакта. Но партия Феофилакта была еще сильна, Филарету пришлось с ней считаться. Он не стал тревожить преподавателей, а обратился к студентам с разъяснением и указаниями на то, чтобы они держались единства, которое отвечало бы достоинству Академии и тем целям, к которым призваны сами учащиеся. Почва оказалась самой благоприятной: усилились занятия студентов, усилилась их любовь к христианским наукам, и из старых любителей математики вышли впоследствии достойные магистры богословия.
Дроздов ясно понимал, что для воспитания студентов Академии в благонравии и в области духовного просвещения необходим особый метод духовного руководства. Присутствуя лично на экзаменах и лекциях студентов Академии, сделал вывод, что необходимо разделить учащихся по степени их успеваемости.
Кроме этого, архимандрит Филарет нашел нужным разделить учебные предметы по их важности на два разряда: первый - это богословие, философия, словесность, церковная история и греческий язык, а второй - все прочие науки и языки. Наряду с заботой об успеваемости студентов Филарет прилагал старания к тому, чтобы удалить из среды учащихся отрицательные поступки и не допустить среди студентов морального разложения. С особой силой он восстал против ябедничества - с этим пороком он боролся безжалостно. В целях ограждения студентов от влияния чуждых православию идей Филарет не допускал употреблять на лекциях учебники, не дозволенные духовной цензурой. В этой области молодому ректору пришлось столкнуться с влиятельным архиепископом Феофилактом. После чего Филарет и устранил последнего из Академии.
Арх. Феофилакт с помощью студентов Академии перевел на русский язык "Эстетические рассуждения" Ансильона и в середине 1813 года с дозволения гражданской цензуры издал книгу.
Филарет выступил против нее, он не хотел, чтобы на книге стояли имена студентов, поскольку содержание книги не соответствовало православному направлению Академии. Самой важной причиной он считал - пантеизм и натурализм Ансильона.
Комиссия духовных училищ отрицательно отнеслась к делу архиеп. Феофилакта, тем не мение положение архим. Филарета, по его признанию, было весьма тяжелым. За него стоял только митрополит Амвросий. Кн. Голицын все еще держался преосвященного Феофилакта, в этом ему следовали М. М. Сперанский и обер - священник Державин. Дроздов склонен был думать, что его могут отстранить от занимаемой должности и вообще удалить из столицы. Кн. Голицын ввиду разногласия, возникшего между членами Комиссии по этому делу, обратился к императору Александру. Государь повелел, чтобы археп. Феофилакт направился в свою епархию. Удаление архиепископа из Академии развязало многим профессорам и учителям руки. Тогда же был поставлен вопрос о замене преподавания эстетики преподаванием словесности.
В 1814 году кн. Голицын предложил Комиссии, ввиду выбытия из её состава двух членов - М.М. Сперанского и архиеп. Феофилакта -пригласить к участию в делах Комиссии архиеп. Минского Серафима (Глаголевского), архиеп. Черниговского Михаила (Десницкого) и ректора С.-Петербургской академии архим. Филарета. Предложение было принято. Для Дроздова назначение его членом Комиссии было особой привилегией, он сразу входил в круг высоких, духовных сановников и на него возлагалась большая ответственность. Здесь уже ярко сказались: влияние кн. Голицына и действительные дарования Филарета.
8 августа 1814 года Филарет за классические сочинения и назидательные поучения был удостоен ученой степени доктора богословия;27 августа 1814 года Александр 1 утвердил доклад Комиссии о награждении Дроздова пожизненным пенсионом по 1500 рублей в год. На архим. Филарета почти полностью легло теоретическое и практическое проведение преобразования духовных школ в России. Труд был огромным, потребовавшим от совершителя колоссальной затраты физической и умственной энергии. И Дроздов, несмотря на слабость своего здоровья, с честью выполнил возложенное на него послушание.

1812 год считают как бы своего рода воротами, чрез которые вошло в Россию господство мистицизма. Отеч. война произвела сильный переворот в религиозной жизни как самого Александра I,так и народа. Воспитанный на общих религиозно - философских началах и, получивший вместо твердого религиозного чувства лишь общие, неопределенные представления о добродетели, гуманности и пр., Александр в Отеч. войну впервые ощутил на себе действие Божественной силы. Он признал себя орудием воли Божией.
Религиозное направление его сердца приняло мистический характер, он стал каждый день читать Библию и находить в ней утешение и решение всех недоумений.
Фактически мистицизм Алкесандрова века, в отличие от мистицизма чисто православного, есть не что иное, как стремление народа к просвещению на почве религии, но вне какой бы то ни было Церкви. Близкое отношение Дроздова к кн. Голицыну, страстному поклоннику мистицизма, с которым он, по выражению Сушкова, шел "рука в руку", не поколебали в нем православных устоев. Филарет умел разграничивать дружбу от религиозных убеждений, где во внимание принимались не дружеские отношения, а верность Христовым истинам. Сближение Голицына с мудрым не по летам мыслителем и смиренномудрым христианином изменило его образ мыслей, его навыки, самый порядок жизни. Постоянно слушая лаврского проповедника, он проверял гадания и мечтания мистиков и квакеров догматическим учением православной церкви; при таком настроении духа благодатно действовали на него глубокомысленные слова и речи Филарета: они отрезвили верования и убеждения строго к себе подвижника, и он вскоре вступил на новый путь и твердо шёл добрым путём до конца своей жизни.
"Единодушие таких лиц имело благодатное влияние и на дела,
и на духовенство. Оно утвердило в те времена самостоятельность
и самого Св. Синода".
 
 
Достигший большого авторитета среди Академии и высшего церковного и светского общества, Филарет имел возможность влиять положительно на судьбу отдельных лиц, находившихся в опале, и с пользою для общего дела назначать их на соответствующие посты. Здесь мы видим в Дроздове не только одну сострадательность к людям, но и его умение правильно определять в человеке его действительные способности и достоинства и устранять ложные наговоры на людей. Так, он принял самое живое участие в судьбе невинногонимого архим. Филарета Амфитеатрова.

Архим. Филарет принял на себя труд обозрения духовных школ Петербургского и Московского округов и в особых донесениях дал беспристрастный отзыв о всех начальствующих и учащихся, которых он осмотрел. За все эти заслуги и труды он был пожалован от государя 8 апреля 1816 года бриллиантовой панагией.
В течение 5 лет с момента вступления в должность ректора Академии Филарет произнес 16 поучений: основные истины, которые он раскрывал в своих беседах, касались главным образом воплощения Господа нашего Иисуса Христа, Его искупительной жертвы, благодатных даров Св. Духа и усвоения христианином всего этого в жизни.
Его преподавательская деятельность выражалась не только в одном чтении лекций, но и в составлении им пособий и книг богословского содержания. Так появились богословские труды Дроздова, они носили исключительно истолковательный и исторический характер. Первым таким трудом является ''Опыт объяснения псалма 67'', вторым - "Записки, руководствующие
к 7 основательному разумению Книги Бытия", третьим трудом -"Начертание Церковно-Библейской Истории в пользу юношества".
С трудами в деле духовного просвещения Филарет приобщался и к трудам пастырского душепопечения: в обращении заблудших и непосредственно в духовном руководстве отдельных лиц. То и другое требовали не только знания дела, но и особой опытности и умения находить ключ к сердцу человека. Племянник Голицына, 16-17-летний юноша, кн. Александр Михайлович, назидаемый иезуитами, усомнился в православии Греко-Российской Церкви.
Дроздов согласился побеседовать с молодым князем; трудность состояла в том, что А. М. Голицын в самом начале беседы показал свое нерасположение . Однако Филарет терпеливо и мудро искал ключ к сердцу юноши в своих увещеваниях. Ключ был найден.
Беседа между архимандритом и племянником обер-прокурора продолжалась несколько дней, завершилась она тем, что зараженный латинством понял своё заблуждение и возвратился к православию.
Князь А. Н. Голицын склонил Филарета изложить на бумаге весь разговор. В результате был труд, изданный в 1815 году, под названием "Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко-Российской Церкви".
В числе первых его духовных чад в этот период был М. Глухарев, впоследствии знаменитый алтайский миссионер архим. Макарий. Филарет Московский называл Макария:”романтический миссионер “.
В марте 1816 года по указу Св. Синода Дроздов был определен настоятелем Московского Ставропигиального Новоспасского монастыря с оставлением его ректором Академии.
5 августа 1817 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архим. Филарета в епископы Ревельского.
Время, в которое Божественная десница призвала Дроздова к высшему служению Христовой Церкви, было чрезвычайно беспокойным. Возникали события, которые так или иначе влияли на жизнь Русской Церкви. В октябре 1817 года было образованно министерство духовных дел и народного просвещения, во главе которого был поставлен князь А. Н. Голицын. Объединение двух министерств под одно управление вызвано: 1)своеобразным взглядом на религию,2)идеей Священного союза; хотя в манифесте монарха сказано, что подобная реформа произошла ради того, чтобы в основе истинного просвещения лежало христианское благочестие. С образования нового министерства Русская Церковь фактически целиком была подчинена государству. Министр духовных дел должен был следить за деятельностью высшего церковного учреждения, безотлагательно получая от синодального обер-прокурора надлежащии мемории по делам, заслушанные в Св. Синоде или же лично присутствуя на его заседаниях. Министр представлял верховной власти доклады Св. Синода по всем делам церковного управления, передавал Синоду всевозможные высочайшие повеления, вел по духовной части всякого рода сношения с различными министерствами и подносил государю готовые отчеты о делах Св. Синода и подчиненных ему учреждений. По сути дела, министр был в некотором смысле как бы контролирующим Синод и руководителем мнения последнего. Св. Синод при таком положении терял свою силу. Департамент духовных дел был поручен видному представителю мистицизма, секретарю Библейского комитета в Петербурге А. Тургеневу, а департамент просвещения - В. Попову, настоящему хлысту. Кроме горестей такой ход дел ничего не обещал ни для просвещения, ни для церкви. Должность обер-прокурора вместо Голицына занял кн. П.С. Мещерский. Дроздов, несмотря на сильную поддержку со стороны Голицына, теперь в своих действиях поступал очень осторожно. Его деятельность по-прежнему охватывала область просвещения. В1818 году Филарет ревизовал Московскую духовную академию и другие духовные школы, находящиеся на пути в Москву. За эти труды Дроздов был награжден орденом Св. Анны 1-й степени. В марте 1819 года он был назначен на Тверскую кафедру с возведением в сан архиепископа и членом Синода.               
Филарет, архиепископ Тверской.


В первых числах мая 1820 года Филарет освободился от петербургских дел и отправился в свою епархию. Святитель сразу же погрузился в разные епархиальные дела, не давая себе ни покоя, ни отдыха. Весь короткий срок своего пребывания в епархии он провел в разъездах и служении. Почти за каждой службой им говорились поучения. С духовенством он был строг и прост одновременно. Три с лишним месяца пробыл Филарет в пределах Тверской епархии и отправился снова в Петербург, дела Синода требовали его присутствия. Вскоре он был назначен архиепископом Ярославским.


Филарет, архиепископ Ярославский.


В конце сентября 1820 года Филарет был перемещен в Ярославль.Обстоятельства церковные так сложились, что святитель не смог посетить свою паству. Он остался в Петербурге и оттуда управлял своей епархией. Филарету было нелегко, его удручала косность консистории; бесконечные жалобы на беспорядки поступали в Синод. Дела по управлению епархией с каждым днем все увеличивались, но поднять ее на должную высоту так и не удалось: слишком хладными были члены консистории и другие лица. На Ярославской кафедре определилось отношение святителя к приходящим богомольцам в монастырь на праздники и к хозяйственным расходам по монастырю. Филарет не запрещал мирянам приходить на богомолье в монастырь, но ограничивал их ночлегом, он запрещал им ночевать в келиях с братией и по - одиночке. В хозяйственных вопросах, в избежании каких бы то ни было недоразумений, он разрешал всем делать расходы до 300 рублей без доклада ему, а что сверх этого, то об этом требовал извещать его обязательно. Филарет заботился об ограждении пасомых от лжемистизма, в этой области он применил немалую энергию и бдительность.
На народ усилилось влияние общества Татариновой, члены этого общества издали в пользу бедных книгу о скопцах. Распространять книгу взялся сам кн. Голицын. Десять экземпляров князь прислал и Филарету. Последний заплатил за книги, но распространять их отказался, о чем собственноручно известил князя. Голицын обиделся и при встрече с ним был весьма холоден. Филарет объяснил ему, что он, как православный человек, не мог поступить иначе. Голицын возразил ему, что одна часть хороша, а другую - плохую - он мог бы исправить. Филарет не стал более пререкаться с князем, но остался при своем убеждении. Там, где дело касалось православной веры, дружба с князем Голицыным отходила на второй план.
Святитель Филарет 3 июля 1821 года был назначен на Московскую кафедру. Император Александр I собственноручно написал: ''Быть Московским архиепископом и Святотроицкия Сергиевы Лавры архимандритом Преосвященному Филарету''.


Московский период жизни и деятельности
святителя Филарета.

Святитель Филарет 3 июля 1821 года был назначен на Московскую кафедру. Не все восприняли это событие с радостью. Многим казалось, что Филарет слишком молод, ему не было и 40 лет, для такой солидной кафедры и поэтому считали ''скороспелкой'', выдвинутой исключительно князем А. Н. Голицыным. Он правильно оценил обстановку, создавшуюся в Москве по поводу его назначения, и подготовил себя к горестям и радостям; он предал себя Божественной воле, все направляющей к благу. В канун праздника Успения Божией Матери Филарет встретился с паствой в Успенском соборе Кремля. С желанием мира и началось почти полувековое служение святителя.
Филарет неутомимо посещал один за другим приходы и монастыри, совершая богослужения, проповедуя и лично знакомясь с жизнью пасомых. Народ очень любил своего Владыку, особенно за то, что служил везде, где только было торжество какое-либо, праздник или где приглашали.
В 1822 году Св. Синод поручил Дроздову составить православный катехизис и он, как истинный послушник, преступил к делу. К началу 1823 года катехизис был готов, рассмотрен и одобрен Св. Синодом к назначению. Потребность народа в таком труде была настолько велика, что в том же 1823 году потребовалось второе издание - так быстро расходились книги. За труды, понесенные святителем в написании православного катехизиса, и за усердное служение Церкви Божией, 2 июня 1823 года Филарет был награжден орденом св. Александра Невского.
Время шло. Над святителем сгущались тучи: зависть сеяла везде клевету, клевета росла и над его покровителем кн. Голицыным. Против князя образовалась партия из 4-х человек: митрополита Серафима Новгородского, графа Аракчеева, архимандрита Фотия и Магницкого. Честолюбивый Аракчеев очень хотел сам стать на место Голицына и быть ближе к государю, поэтому он искал разные причины и поводы к недовольству против министра духовных дел. Эти причины были найдены в действиях Голицына. Князь продолжал увлекаться проповедниками лютеранской и латинской церквей и их мистическими сочинениями. Один из них был Линдель – протестант, а другой Госнер – римо-католик. Линдель произнес неразумное слово относительно православного учения, Госнер издал в 1824 году неправославную книгу - то и другое разнеслось по Петербургу, вызвало разные толки и породило негодование в окружении Аракчеева и вооружило митрополита Серафима. И поскольку покровителем западных проповедников был кн. Голицын и с его ведома издавались их творения то и негодование выразилось против последнего. Началась борьба. В итоге книга Госнера была осуждена на сожжение, а переводчики, исправители, издатели, цензор и типографщики преданы суду. Князь Голицын 15 мая особым указом был освобожден от должности министра духовных дел и народного просвещения. Объединенное министерство распалось. Обер-прокурором Св. Синода оставлен П. С. Мещерский, в ведение которого было передано '' Первое Отделение Департамента Духовных Дел '', а министром народного просвещения назначен адмирал А. С. Шишков, которому перешло '' Управление духовных дел иностранных исповеданий''. Князь А. Н. Голицын был определен, согласно его решению, заведующим почтовым отделением. Так совершилось падение министра духовных дел.
Святитель Филарет разумно уклонился от открытой борьбы против мистицизма, ибо победа Аракчеева и Фотия ровным счетом ничего не дала. При тех отрицательных действиях, которые допускал Голицын против церкви, Москов- ский святитель находил в нем много положительного и признавал его как одного из ревнителей духовной стороны церковного организма. Как-никак, а при поддержке князя Голицына можно было издавать много полезных церковных книг мистического характера в православном духе.
Появилось много отрицательного: подверглась ужасным нападкам мистическая литература, и то, что раньше считалось полезным, признано вредным, еретическим; созданы были большие трудности для издания святоотеческих творений – издатели боялись оказаться сторонниками мистицизма.
Филарет признавал другой способ борьбы с ложным направлением мистиков, а именно усилением православной проповеди среди простого народа. Он предложил ввести в академиях и семинариях толкование Священного Писания, толкование предлагать не в качестве ученого исследования, но в качестве назидательного размышления, в образе бесед, языком простым и вразумительным. Сам Филарет неустанно проповедовал слово Божие и в проповедях обличал крайности мистицизма, разъясняя в то же время православный смысл мистики. Противники Голицына распространили свои нападки на Библейское Общество и самого святителя. В качестве вице-президента означенного общества святитель Филарет принимал в нем живое участие и споспешествовал его благому делу – переводу Библии на русский язык. Министр народного просвещения Шишков был в бешенстве от того, что в отчете Б.О. было отмечено, как старообрядцы с великим вниманием и радостью читают Новый Завет на русском языке. Он обвинил Филарета в преднамеренном действии против министра просвещения и высказался в адрес Б.О. как распространителя зла. Но Общество продолжало свою деятельность до октября 1824 года, а Филарет оставался неприкосновенным. Перевод Библии продолжался. Но вскоре начались нападки на катехизис Филарета. Была приостановлена печать и рассылка катехизисов. Филарета посетили скорби, он был рассеян и несколько смущен. Митрополит Серафим сочувствовал ему и написал, что терпение не посрамит и доставит Филарету ту опытность, которая будет в последствии крайне полезна. Шишков повелел ввести в употребление в учебных заведениях светского ведомства книгу '' О должностях человека и гражданина'', запрещенную по предложению Филарета в 1819 году. Это был прямой выпад Шишкова против московского святителя. Скорби на Филарета лились бурным потоком, он едва успевал их воспринимать. Употребив все человеческие средства к тому, чтобы восстановить часть своих трудов, и когда увидел, что эти средства бессильны изменить ход событий, предал Филарет свое дело исключительно Божественной Деснице и составил по этому поводу особую молитву – '' Господи Боже, Создателю и Спасителю мой …''. Он снял с себя ответственность за судьбу катехизисов, как принадлежащую исключительно Св. Синоду, и почел за лучшее выполнять свои обязанности по управлению своей епархии.
19 ноября 1825 года последовала кончина императора Александра I в Таганроге. Филарет лично сопровождал гроб покойного от Серпуховской заставы до Кремля. В Архангельском соборе он отслужил заупокойную литургию и панихиду, после которой произнес надгробную речь, приведшую всех в восхищение. Филарет смотрел на царя как на помазанника Божия, к которому он выражал и делом и словом свои верноподданнические чувства.
22 августа 1826 года была коронация на царство Николая I. В этот же день Филарет был возведен в сан митрополита. Рассказывают, что Филарет прежде возложения на себя белого клобука, отнес его в Чудов монастырь, положил его в раку святителя Алексия и как бы от него принял его и возложил на себя.

Восстановление катехизисов Филарета.

По случаю коронации Николая I все члены Синода были в Москве. Филарет подал мысль митрополиту Новгородскому Серафиму о восстановлении катехизиса в том виде, в каком он издавался в 1823-1824 годах. Но Серафим и слышать не хотел об этом. Оба вступили в горячий спор, к которому присоединился и митрополит Киевский Евгений. Последний указал на то, что в катехизисе ад назван темным местом. Тогда Филарет ответил, что в церковных песнопениях говорится: ''Сошед во ад и тамо сущую тму разорив''. Рассуждения приняли острый характер. В конечном итоге члены Синода предложили поправить прежде написанный катехизис и поручили это сделать Филарету.
Святитель принялся за дело. Он не только заменил русский текст на славянский, но и сделал некоторые добавления к катехизисам, и особенно к краткому.
Одобренные и церковной, и светской властью катехизисы Филарета снова вошли в употребление в качестве руководства по Закону Божию. Заглавие катехизисов гласило, что они предназначались не только для преподавания в училищах, но и для употребления всех православных христиан.



Перевод Св. Писания на русский язык.


Перевод Святого Писания был встречен русским народом восторженно. Ведущая роль перевода принадлежала Библейскому Обществу и Филарет всецело поддерживал эту деятельность. Но нашлись лица, которые отрицательно смотрели на русский перевод Библии и восстали против благого дела. В числе противников перевода оказался и митрополит Серафим. Его и других смутили речи мнимых ревнителей православия о том, что перевод Библии на русский язык – это надежный способ для распространения реформации. Митрополит Серафим запретил продолжать перевод и распространять напечатанные книги Священного Писания на русский язык. Филарет расценил это как папистический подход к Св. Писанию, но изменить ход событий был не в силах. Ненавистники Б.О. предлагали предать огню экземпляры перевода Священных книг. Когда кн. А. Н. Голицын спросил Филарета почему он не настоял на своем мнении о переводе, то святитель ответил: '' Не хочу производить раскола в церкви''. Перевод Священного писания приостановился тогда на целые тридцать лет.

Епархиальная деятельность Филарета.


Святитель Филарет доверял своим викариям, которые в большинстве своем были назначены ему в помощники по его же желанию. В обращении с ними он держал себя доступно и просто, как равный с равными. В деловых вопросах просил обращаться проще и заботиться больше о деле, чем о внешней форме. Во многих важных вопросах Московский святитель советовался с викариями и ожидал от них себе ответа. Например, он пишет епископу Дмитровскому Иннокентию :'' Не угодно ли Вашему Преосвященству приехать ко мне сегодня на Прерву к обеду, чтобы вместе подумать о тамошнем устройстве''. Никого из викариев на протяжении всего служения на московской кафедре Филарет ни тайно, ни открыто не гнал от себя, и если они так часто менялись, то только потому, что их почти насильно забирали и назначали на кафедры.
Филарет трудился очень много. Ни одна сторона жизни епархии не оставалась без его внимания. Он большое значение придавал деятельности консистории и если находил, что отдельные лица допускают леность в делах, то таковые изгонялись.Филарет был строгим блюстителем святых канонов. Ничего и никто не мог заставить его нарушить церковные правила. Ради святости канонов он даже готов был оставить кафедру, если кто – либо из высоких лиц принуждал его нарушать священные правила. Например, флигель – адъютант А. П. Мансуров вступил в брак с двоюродной сестрой княжной А. И. Трубецкой и в ноябре
1826 года, с ведома великого князя Михаила Павловича, был обвенчан в церкви военного ведомства. Московский святитель признал этот брак преступным и возбудил дело против Мансурова и священника, совершившего таинство над нарушителями святости брака. А. Н. Голицын и сам император Николай 1 выступили в защиту Мансурова, но Филарет не изменил своего взгляда на это дело и не пошел на нарушение церковных канонов в угоду власть имущих. Он написал на имя императора прошение об уходе на покой. Борясь за авторитет церкви, за соблюдение её законов, он страдал морально и не желал своим бессилием приобщаться к грехам мира. Прошению об уходе на покой не суждено было осуществиться. Мансурова выслали за границу. Однако святитель продолжал волноваться, переживать и даже ожидать Божьего суда над осквернителем священного брака. Вскоре Мансуров овдовел, и дело его прекратилось.
Святитель Филарет внимательно следил за деятельностью московского духовенства и тех, кто проявлял особую заботу о пастве, представлял к наградам. Много внимания уделял благоустройству монастырей и их насельникам. По долгу архипастыря следил за нравственным поведением иночествующих. Филарет назначал на настоятельские должности лиц, известных своим благочестием и опытом. В некоторых случаях он ожидал особого к тому откровения или указания от Бога. Так, когда скончался наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Афанасий, митрополит стал думать о его преемнике. Мысли его двоились: с одной стороны, он хотел назначить наместником Лавры строителя Высокогорской Арзамаской пустыни иеромонаха Антония (Медведева), а с другой – удерживался от этого по причине принадлежности Антония к другой епархии, тогда как много было кандидатов в Московской. Сомнение Филарета было разрушено одним случаем. В то время, когда он размышлял, пришел к нему неизвестный странник и назвал наместником о. Антония. В этом святитель увидел указание Божие, и Антоний был назначен наместником Троице-Сергиевой лавры.
Много внимания святитель уделял духовным школам и, в частности, Академии и семинарии. Основное внимание он обращал на внутреннюю жизнь. Был очень строг в оценке успехов учащихся и поведении, повелевал исключать тех, кто мало подавал надежды для исправления, руководствуясь апостольским правилом '' изымите злое от вас самих''. Ежегодно в период экзаменов он делал проверку знаний не только студентов, но и преподавателей. Учебное дело Филарет ставил выше всех человеческих этикетов. Желал, чтобы духовные наставники были не только нравственными, но и искусными в науках так, чтобы они в умственных познаниях стояли намного выше своих учеников.
Проповедь он считал неотъемлемой обязанностью епископа. Слово святителя действовало на слушателей с огромной силой. А. Н. Муравьёв рассказывал, что однажды во время проповеди Филарета у всех были закрыты лица от слёз.
Сквозь слезы и рыдания едва можно было расслышать слова владыки, прерываемые также рыданиями, и тихий голос его казался отголоском тех времен, о которых он вещал.
Богослужение совершал Филарет во все воскресные и праздничные дни, к которому всегда готовился, и особенно к литургии. Служил в разных храмах Москвы, но в основном в Чудовом монастыре; служил благоговейно, не торопясь, облачался только в хорошие облачения, а рваных и грязных одежд не терпел.
Филарет считал христианское милосердие долгом и в своей личной жизни исполнял этот долг почти на всю сумму своих доходов. Он не считал своих денег и до них не касался. В доме, где проживал Филарет, почти ежедневно можно было наблюдать приходивших за материальной помощью к святителю.
Много заботился о бедном духовенстве и устройстве вдов и сирот священно-служителей
Московский святитель был и целителем духовных немощей. Среди лиц, получивших духовное врачество, известны: Николай Сушков (драматург и поэт) и его брат Александр. Филарет направлял дух к высшим стремлениям, смиряя гордость и рассекая узлы хитросплетенных заблуждений самонадеянности,самолюбия и самооценки.

Московская епархия не была свободна от старообрядцев, сектантов, суеверов. С сектанством и суеверием святитель боролся при помощи духовного слова. В своих проповедях он раскрывал пагубность и заблуждение отпавших от Православной Церкви. Были и специальные миссионеры, которые действовали не без успеха. Так, протоиерей и благочинный Подольского округа В. И. Березкин обратил в православие 37 человек, принадлежащих к секте жидовствующих. Много хлопот доставляли старообрядцы. Они создали в Москве свой основной центр и прибежище для всех преследуемых раскольников. В основном они находились на Преображенском и Рогожском кладбищах и в двух часовнях – Покровской и Филипповской. На Рогожском кладбище обосновались общины поповского толка, а в остальных местах – беспоповского. Раскольники пользовались покровительством светской власти, и потому к ним можно было применять только духовные средства воздействия. Филарет считал их вредными для Православной Церкви. И когда дело касалось раскольнических монастырей, то он не только не хотел признавать их, но и не желал даже называть монасты- рями. Называл их вертепами суеверия и непотребства. Наименование '' старообрядцы'' решительно отвергал, называл их не иначе как только раскольники. В тех местах, где грозила опасность от раскольников, Филарет всячески способствовал построению православных храмов и приходов. В 1834 году Филарет положил начало своим ''Беседам к глаголемому старообрядцу''. Поводом для написания первой беседы был случай с А. Н. Муравьевым, который высказал Филарету свое мнение о Соловецкой челобитной – нет ли в ней истины? Остальные беседы написаны им по другим причинам, вызванным непосредственно жизнью расколоучителей. Филарет стал замечать, что раскольники не читают книг, изданных Св. Синодом для их вразумления, а некоторые из них даже пишут сочинения против Церкви и тайно распространяют их среди народа. Из этого он сделал вывод, что нужно вновь писать для вразумления раскольников и притом так, чтобы сочинение привлекало внимание любителей старины. Весной 1834 года три беседы Филарета были напечатаны в '' Христианском Чтении''. Св. Синод воспринял этот труд, как драгоценный дар для Церкви и разрешил напечатать '' Беседы…'' в количестве 5000 экземпляров, с указанием разослать всем епархиальным архиереям.
Святитель наступал на раскольников и другими средствами. В 1835 году он предложил провести следующее: Св. Синоду продолжать наблюдение и напоминание , чтобы епархиальные архиереи тщательно пользовались всеми возможными случаями вступать в сношения с уклонившимися от церкви и сеять в них дух, который бы сближал их с нею. Гражданская власть должна не упускать случаи к сближению раскольников с православным духовенством, как, например, приводить их одинаково с православными к присяге и посылать за провинность в монастырь. Ликвидировать у раскольников ту частную собственность, которая незаконно была ими приобретена. Особому надзору правительства должны принадлежать раскольники поповского и беспоповского толков.
Беседы и поучения Филарета влияли на раскольников, многие возвращались в лоно православной церкви. Под его воздействием увеличилось число единоверцев, так что в 1840 году на Рогожском кладбище был заложен ими храм во имя Всех Святых.
В 1843 г. купец А. Рязанов и группа раскольников высказали свое мнение обер-прокурору Н. А. Протасову об условиях, на которых они соглашались принять к себе священников от епархиального начальства. Протасов обратился к митрополиту Филарету. Святитель по пунктам разобрал условия и пришел к такому выводу, что составители сплели сеть, в которую можно было бы поймать священников и увлечь к себе и, что они и не думали приблизиться к церкви. Они хотят сохранить раскол, дав ему почетное имя, которое отнял у них закон. Под именем старообрядчества они хотят узаконить раскольническую республику в пределах православной церкви.
В 1844 г. Филарет неожиданно обнаружил, что в Преображенском богадельном доме явились некие пришельцы, называвшиеся старейшинами и настоятелями, которые распространяли вредную новизну в пользу раскола. Филарету достали список с ''Отеческих завещаний '' и ''Показание о едином общем христианском пути''. Обе книги содержали в себе учение о том, чтоб браков никаких не признавать, что с 1666 г. об умножении рода человеческого промышляет сатана и к зачатию младенца душа дается от дьявола. Такое учение раскольников шло в разрез с учением православной церкви о браке, о деторождении и могло настроить людей и к мятежу, и к разврату, и к детоубийству. Митрополит немедленно донес Св. Синоду. Дело было передано на рассмотрение Московского совещательного комитета. Но, увы… Филарета очень встревожил факт, что раскольники в 1846-1847 г.г. вошли в сношение с заграницей и имеют австрийского архипастыря, от которого приезжал посланец, входил в сношения с рагожскими раскольниками и получил от них денежные пособия. В феврале 1848 г. Николай 1 потребовал от австрийского правительства уничтожить Белокриницкий монастырь, что было выполнено 22 февраля того же года. Но вскоре в Вене произошла революция и новая конституция объявила свободу культа. Белокриницкий монастырь снова начал процветать и привлекать многих богомольцев, чтивших его как ''Новый Иерусалим''. Московские раскольники настойчиво осаждали светскую власть и домогались получить право на предоставление им выбора священников, которые зависели бы не от духовенства, а от гражданского начальства. Филарету пришлось по этому поводу много доказывать и убеждать обер-прокурора Св. Синода, что требования раскольников опасны и для церкви и для государства. Раскольники в конце царствования Николая 1 во многом были ограничены законом. В1854 г. вышло правительственное распоряжение о лишении всех купеческих прав раскольников и были закрыты их часовни на Рогожском кладбище. Но в начале царствования Александра 11 им снова было дозволено совершать свои богослужения. В 1863 году святитель с горечью свидетельствовал: ''Из законов, противопоставленных государством распространению раскола, остается в значительном действии один, запрещающий публичное оказательство раскола…''.



Святитель Филарет и Св. Синод.

Московский святитель принимал самое активное участие в Святейшем Синоде. Синод большую часть решения дел откладывал до прибытия Филарета, т. к. тот своим проникновенным умом быстро и мудро решал накопившиеся дела. Больше всего нуждался в присутствии святителя сам Николай I, желавший знать его мнение по многим церковным делам. Основная черта его деятельности как члена Синода – это энергичность и самостоятельность в решениях принципиальных дел. Он прислушивался не к большинству голосов членов Синода, а к существу предмета. Поверхностного решения вопроса он не терпел. Н. И. Барсов утверждал, что ни один вопрос догматический, канонический, церковно-законодательный, ни одно административное распоряжение Св. Синода, имевшее значение для Церкви, не решались и не воспроизводились без предварительной справки о том, как думает об этом вопросе, или решении Филарет, и редко что-нибудь делалось в Синоде иначе, чем думал святитель. И это положение существовало даже несмотря на то, что вследствие не согласий с 1843 г. митрополит навсегда отказался от присутствия в Синоде. Из Синода ему посылались на рассмотрение все затруднительные дела; он рассмотрел до 1000 таких дел и дал на них свое решение. Единственно, что митрополит Филарет, несмотря на свое желание, не мог провести в жизнь, - это восстановление поместного епископата, осуществляемого в постоянном совещательном общении пастырей и епископов, и закрепляемом по временам малыми съездами и соборами.

Перевод Священного Писания на русский язык.

Вопрос о переводе Св. Писания на русский язык был окончательно решен в 1856 году. Все члены Синода единогласно пришли к выводу, что необходимо возобновить перевод Священного Писания, но с должною осторожностью. В конце 1857 года последовало окончательное решение Синода приступить к изданию русского перевода Библии. В 1859 году перешли к делу, и в течение ряда лет вся Библия была переведена на русский язык и вышла в свет в полном составе в 1877 году, уже после кончины святителя.

Св. Филарет и архимандрит Антоний, наместник Троице-Сергиевой Лавры.

Их объединял дух монашеской жизни. Архимандрит Антоний часто бывал у Филарета и услаждал его рассказами о современных им подвижниках благочестия. И, кроме того, наместник внимательно следил за особыми опытами духовной жизни и проявлениями благодати Божией в Сергиевой лавре и делился своими наблюдениями с митрополитом. Все это сблизило Филарета с о. Антонием и, он избрал его своим духовным отцом, а наместник нашел для себя в святителе искреннего друга. Филарет настолько был привязан духовно к архимандриту, что не хотел вообще расставаться с о. Антонием. Когда наместник в начале 1840 года выразил ему свое желание удалиться от должности для безмолвной жизни, Филарет ответил, что желание это принесло ему такой помысел печали, который неохотно разрешается в рассуждения и слова. Душа Филарета находила благо в общении с архимандритом. Такие близкие отношения не поглощали в святителе архипастыря. Он настойчиво требовал от наместника, чтобы тот без его ведома и разрешения не делал ничего. Напрасно о. Антоний пытался достичь того, чтобы митрополит дал ему полную свободу в распоряжениях по Лавре, но святитель остался при своих взглядах на подобные вещи.'' Рад бы я не учить Вас приказному порядку, но если не буду, то и Вас и меня будет учить обер-прокурор… Скажем с митрополитом Платоном: яко прииде кротость на ны, и накажемся; и будем действовать, когда можно, просто, а когда необходимо, по принятым формам''. Отцу наместнику приходилось действовать осторожно, приспособляясь к характеру митрополита, ибо Филарет болезненно реагировал на известия о всяком беспорядке. '' Двадцать пять лет служу при митрополите, - говорил Антоний в 1856 году, - и каждый шаг рассчитываю; а с ним иначе нельзя для его спокойствия и для успеха дела ''.
Филарет во всем доверял наместнику и делился с ним самым сокровенным. Это очень важно отметить, т. к. святитель был необычайно скрытным во всем, что касалось его лично. Он писал о. Антонию, что нужно, чтобы борьба и отвлечения, которые доставляют нам дела, не мешали бы уединяться во внутреннюю клеть и в тайне молиться Отцу. Плодом его внутренней жизни на склоне лет был дар чудотворений и дар пророческий, т.е. святость.

Церковное имущество.

В начале 1862 года Филарет был сильно обеспокоен тем, что все церковные и монастырские доходы и имущество будут взяты в государственную казну. Этого Филарет очень боялся, ибо видел, что в церкви начнутся большие материальные затруднения. Тогда он высказал свое мнение о собственности православной церкви и убедительно доказал, что неполезно ни для церкви, ни для государства передавать церковные и монастырские имущества в государственную казну. С докладом он обратился и к государю. Сильные доводы святителя убедили правителя, и он повелел все монастырские и церковные капиталы и свечные доходы оставить в распоряжении духовного начальства. Филарет торжествовал.
Так усердием Московского митрополита Церковь Русская сохранила в своем ведении недвижимое имущество и материальные средства и пользовалась ими ко благу и процветанию многочисленных храмов и монастырей.


Духовно-нравственный образ святителя Филарета.


Обычный день митрополита описывает нам Н. В. Сушков, который говорит, что день его был насыщен до отказа. В каком часу он прерывал труды, молитвы, бдение, и а каком часу вставал, никто не знает. После утрени и обедни чай; после чая служебные занятия, доклады, объяснения с просителями и т. д. К двум или трем часам кончен не изысканный обед… После обеда час, два отдыха, а отдыхом называлось чтение книг, газет, журналов. Два дня в неделю – вторник и пятница – работа с обоими викариями, независимая от частых с ними занятий и утром и вечером по другим дням. …Личные и письменные сношения по епархии и консистории с духовенством, с ректорами и инспекторами Духовной академии и семинарии, с благочинными и членами разных учреждений…Частое служение, освящение церквей, приготовление проповедей, встречи царственных посетителей…
Одевался Филарет просто, по необходимости употреблял шелковые подрясники и рясы разного цвета. Обстановка его приемного кабинета была очень скромной. Принимал святитель всех без исключения. Характерно, что большинство посетителей, являясь на прием, испытывали перед ним какой-то подчас рабский страх и робость и невольно становились перед ним на колени и кланялись ему в ноги. Так, архиепископ Симбирский Феодотий рассказывал, что посещая вельмож, царей не испытывал той робости, которая появилась на ступеньках Троицкого подворья; архимандрит Симеон говорил, что вошел к Филарету павлином, а вышел вороной. По части поклонов нужно заметить, что святитель их не относил к своей личности, а смотрел на поклоны, как на честь, воздаваемую архиерейскому сану. О Филарете верно было замечено, что”был он епископом с утра до вечера и от вечера до утра “.
Митрополит строго следил за тем, чтобы во время соборного с ним служения священники строго стояли по чину, но предпочтение между равными давал ученым иереям.
В отношении к профессорам и учителям духовных школ Филарет проявлял строгость и любовь. Строгость была направлена на сочинения авторов, если обнаруживал хоть малейшее отступление от православного учения или нравственности, то такие сочинения подвергал критике, а самих авторов иногда удалял из академии. Весьма строго отнесся Филарет к сочинению о. Федора Бухарева, и тот был переведен из Москвы в Казанскую академию. Если лекции действительно имели в себе погрешности, то святитель говорил об этих недостатках открыто в присутствии профессоров и студентов академии и семинарии. Бывали случаи и слез у преподавателей. Зложелатели говорили, что он являлся для преподавателей хищным животным, которое бросается на живое существо, чтобы его задавить.
При всем величии своего ума он думал о себе очень скромно и не чуждался добрых советов своих подчиненных. Своих резолюций святитель страшился, ибо признавал, что за них необходимо будет давать ответ пред судом Христовым. Филарет умел сознавать свои ошибки и быстро их исправлять. Его приспособляемость не нарушала Божественного закона и была направлена исключительно к общественному благу. Она употреблялась им только тогда, когда само дело требовало уступки со стороны церковной иерархии и не причиняло вреда церковному организму. Но там, где надлежало защищать право церкви, Филарет не сделал ни одной уступки времени.
Внутренний духовный мир и нравственные качества митрополита более всего видны в его мудрых изречениях. Вот некоторые из них: '' В наше многомятущее время мы много хвалимся, да мало каемся, а время советует меньше хвалиться, да больше молиться'', ''Прежде все говорили, что думали, и не все печатали, что писали; а нынче печатают все, что придет на ум''.
Викарий Филарета епископ Леонид Краснопевков писал, что пройдут века и имя его вырастет необыкновенно; мысль будет искать в прошедшем его великого образа, и счастлив, кто увидит его несовершенный портрет. Профессор Московской духовной академии П. С. Казанский писал своему брату после смерти митрополита:”Была в покойном какая-то магнетическая сила, которая притягивала к нему всех приближающихся, не допуская, впрочем, никого близко к себе. Как бы магическим жезлом проводил он предел, который не дерзал никто переступать, как бы сердце ни тянуло перешагнуть эту черту, дабы сблизиться с ним…Он оставлял закрытым для всех внутреннее святилище своего сердца, своей души… “.
О его состоянии духа в последние годы его жизни, прекрасно передает Н. В. Сушков в своих ''Записках'': протекло полвека, как он неутомимо подвигается в отшельнических подвигах, служебных трудах, проповедании слова Божия, в делах благотворительности, совета, утешения; он все тот же духом, головой и сердцем, каким был 40-50 лет назад; все любовнее, все смиреннее он проявляет ту детскую доверчивость к добру, от которого лицо его светлеет, глаза блестят смиренно-мудрым вниманием… Тело святителя дряхлело, а дух обновлялся.
В 1866 году в первый день Пасхи он не служил по причине телесного изнеможения, он чувствовал, как силы телесные его оскудевают, и не скрывал своих слез от окружающих. Пасху 1867 года он встретил так же в состоянии немощи. Но впереди его ждал юбилей по поводу 50-летнего святительского служения. А. Н. Муравьев сообщал, что юбилей Московского Первосвятителя был юбилеем всего православного Востока, которому не чужд был и самый Запад. Поистине подобало так прославиться священному старцу прежде его отшествия в вечность, ибо, как выразился красноречивый богослов в надгробном слове великому Афанасию: ''Прославляя его, мы прославляем добродетель''.
19 ноября 1867 года, в воскресный день, Филарет с двумя иеромонахами совершил в своей домовой церкви Божественную Литургию. Чувствовал он себя здоровым и спокойным. Келейник стал звать Владыку к обеду, но ответа не последовало. Войдя в его кабинет, келейник нашел своего святителя мертвым, стоящим на коленях, как бы сделав земной поклон.
Двенадцать ударов царя-колокола Ивановской колокольни возвестили Москве и России о кончине Московского митрополита Филарета. Москва рыдала, плач подхватила великая Лавра преподобного Сергия, заплакали иноческие обители. Только на 9-й день после его кончины тело святителя было предано земле в храме праведного Филарета близ южной стены. Возлег святитель в место своего вечного покоя, чтобы вместе с преподобным Сергием молиться за паству и за православную Русь.
Сегодня мощи этого святого мужа находятся в Храме Христа Спасителя в Москве.