Диогениада

Камелин Евгений Рудольфович
ДИОГЕНИАДА

1.

В IV веке до рождества Христова в Афинах проживал некий Кит Анквийский, который не был приверженцем какой-либо философской школы того времени и вел жизнь скорее распутную, нежели умосозерцательную. Так вот, у этого Кита была коза, регулярно выпасаемая его рабами в окрестностях Афин, ими же доившаяся и приносившая к столу владельца прекрасное молоко.
Существует легенда, которая говорит, что Диоген Синопский пристрастился к молоку этой козы, благо паслась она в местах его постоянных прогулок. Кит Анквийский, согласно его нраву, изловил философа во время очередной дойки. Он спросил Диогена, пока рабы его мяли мыслителю бока: "Скажи, книжник, зачем тебе молоко, если, по твоему учению, ты готов довольствоваться малым?" На что Диоген ему ответствовал: "А ты считаешь, что та дрянь, которую я извлекал из данного скота, - это многое?"

2.

Известно, что философы - киники символом своей философии избрали собаку. Так вот, у Диогена, в дни пребывания его в бочке, была мелкая собачонка неопределенной породы. Когда ему слишком досаждали посетители, Диоген, отлучившись под каким-нибудь предлогом, привязывал собачку за лапку неподалеку, а веревку протягивал к бочке и время от времени дергал, вызывая естественные в такой ситуации завывания несчастного животного.
Мы можем представить себе диалог Диогена и его ученика в подобном случае.
Ученик: Учитель, что же такое боги, которым мы воздаем жертвоприношения?
Диоген: Дрянь!
Ученик: О, умнейший, не рискуешь ли ты? За подобные слова боги испепелят тебя!
Диоген (дергая за веревку): Ничуть не рискую!
 Раздается собачий визг.
Ученик: Но что это?
Диоген: Пора тебе удалиться. Это тени царства Аида, их зов. Я должен говорить с ними. (Опять дергает за веревку. Тот же визг.)
Ученик: Они настойчивы! Может, я посмотрю издали?
Диоген: Нет. Оставь вино и еду, что принес мне, Они жаждут. Иди и не оборачивайся, Они не потерпят чужих глаз.
Ученик: Ухожу, учитель, позволь прийти завтра.
Диоген: Приходи и приноси. (Дергает веревку. Визг.)

Ученик торопливо удаляется. Диоген идет к собаке и, отвязав ее, дает кусок мяса: "Лопай, стерва, заслужила!"
 

3.

С этой собакой связан эпизод, вошедший во все антологии, а именно: визит Александра Македонского к Диогену. Как известно, Александр посещал Диогена не единожды и всегда получал веский отпор в двух-трех фразах.
Однажды Александр, прогуливаясь в районе Диогеновой бочки, увидел собаку Диогена, жрущую нечто посреди площади. Он поймал её за шиворот и принес Диогену.
"Смотри, философ, вот - ты", - сказал Александр, памятуя о прошлых беседах, в которых Диоген называл себя собакой.
"Нет, - ответил Диоген, - это - ты, ибо пойман".
Александр оскорбился и, отшвырнув собаку, ушел.
Но, видимо, что-то влекло его к этой бочке, потому что через два дня он опять был там и вновь увидел собаку, сидевшую возле пяток спящего Диогена. Не почитая людей, Александр не особо чтил и животных, поэтому пнул собаку, воскликнув: "Старая сволочь, и эту тварь ты сравнивал со мной?!"
Диоген вылез из бочки, не понимая к чему сыр-бор. Но, увидев Александра, сразу же ответил: "Собаки любят хозяина".

4.

Мы можем удивляться долготерпению Александра, который упорно продолжал наносить визиты этой парочке, жившей в бочке. Но так, как мы пообещали читателю описать хрестоматийную ситуацию, придется обратиться к ней.
Александр, зная, что у Диогена есть собачонка, принес ей кусок мяса и, подойдя к Диогеновой бочке сзади, подманил сучку. Собака, не будучи избалованной, набросилась на еду. Александр, удостоверившись в том, что собака поглощена жратвой, вышел на площадь и сказал Диогену, сидевшему перед бочкой и раскладывающему какие-то камешки: "Я - Александр - великий царь!"
Стал Александр таким образом, что солнце светило ему в спину, поэтому тень его упала как раз на ту груду камней, которую пассировал перед собой Диоген. Первое, что произнес философ, было: "Не заслоняй солнца!" Этот эпизод и запечатлен в хрестоматиях.
Но, придерживаясь истины, мы должны добавить следующее. После слов Диогена, Александр пнул философа ногой, а камешки растоптал. И тут верная собака, не доев куска мяса, выскочила из-за бочки и схватила Александра за щиколотку. Александр взвыл... Именно с этим происшествием связывали дальнейшую немилость Македонского к Афинам.

5.

Александр пришел в Афины в то время, когда скопище гениев практиковало ежедневно. Главным среди философов был Платон, прямой наследник Сократа. Александр, будучи воспитанным Аристотелем, понимал, что без Сократа не обойтись, поэтому первый, кого он захотел увидеть в Афинах, был Платон.
Почерпнув всю полноту Платона, Александр распластался на ковре, устилавшем ложе, обильно обставленное яствами и питием, и спросил: "А каково настроение афинского народа на данном этапе?"
Платон открыл рот, но тут, в этом благом и тихом покое истины, раздалось: "Платон, жирная дрянь, ты отнял у меня подметки для сандалий, и до сих пор не вернул!"
Платон засуетился, а Александр, удивившись, произнес: "Ну, так верни ему - его".
Диоген, стоя подле окон, подслушивал, поэтому, после фразы Александра, швырнул в дом Платона две подметки, воскликнув: "Вернувшему - да возвернется!" - чем предвосхитил будущий афоризм христиан.

6.

Все перипетии полемики Диогена с Платоном хорошо известны, и нам нет нужды в их пересказе, остановимся лишь на одном событии.
Широко известно, что Платон объяснял возникновение жизни от слияния двух яиц. Так вот, когда он должен был продемонстрировать сей процесс при большом стечении народа, явился Диоген.
Киник шлялся в рядах публики, и каждому желающему, или же не желающему показывал яйцо, объясняя, что это и есть - яйцо Платона.
Платон - начинающий свой опыт, разбил над сосудом два яйца, смешал их и покоился в ожидании эффекта. Не произошло. Диоген взлез на кафедру и показал народу яйцо. Разбил его и взболтал в том же сосуде. Нечто странное увидела публика: содержимое сосуда забурлило, изменило цвет и запищало. Люди оживились. Диоген прикрыл сосуд тогой и вытащил из сосуда щенка (заметим, той самой суки, которая жила у бочки Диогена). "Вот, - закричал философ, - не от двух, а от трех яиц! Арифметика, в которой так слаб Платон, даже вам, граждане, посильна! Впрочем, у Платона яйцо-то - одно!"

7.

Он сам себе придумал способ захоронения, упросив учеников бросить его в реку.
Бродя вдоль берега реки Илисс, Диоген ощупывал почву и отмечал: "Вот тут - неплохо, как дерьмо - увязнешь, и впитает. Вот тут - хуже, твердолобо, как у Платона", - и так далее.
Более всего ему понравилось место, где не было ила - увязнуть, и не было глины - усохнуть.
Там был такой маленький пляжик чистого песка, и над пляжиком висела тень дерева. "Вот, - сказал он, - головой к дереву - покой, ногами в песок - странствия. Идеал для идиота".

23.10.1996 - 7.12.1997.