Немецкая оккупация 1918 г. и партизанская борьба -

Иван Змиёв
От составителя:
это продолжение 1 и 2 частей II главы "Немецкая оккупация 1918 г. и партизанская борьба"
Начало смотреть "ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА".
*****************************************

Часть 3

В назначенный час мы были у цели, т.е. у дверей телеграфа с оружием в карманах, но восстание не состоялось. Оказалось, среди подпольщиков были петлюровцы и выдали план восстания командиру куреня Боруля, который в тот же вечер арестовал всех участников заговора из своего эшелона и главных 8 человек расстрелял.

Атаман куреня Боруля всё же испугался, что такое большое количество его рядовых бойцов было замешано в заговоре, и вечером приказал выехать эшелону в Бахмут. Подпольщики вновь пытались показать себя и не выпустить эшелон из Попасной. Разобрать стрелки и путь, но опять же ничего не вышло. Надо сказать правду, нездоровая была в Попасной жел. дор. подпольная организация.

После ухода куреня власть всё же перешла к подпольной ж. д. организации. Был создан Ревком во главе с тов. Семёном Поповым, сформирован партизанский отряд под командованием прапорщика Клименко, который успешно сражался с деникинцами, а общее руководство в Попасной перешло к опергруппе тов. Хилько. Мне удалось связаться с ним лично и получить от него задания для связи с дебальцевским подпольем, и добиться для отряда материальной помощи. Теперь мы с Сашкой Аксёновым на пару не раз пересекали фронт белых в с. Троицкое, 14 рота, с. Луганское, 15 рота, хутор Волчанский, держа путь в Дебальцево.

Перебежчики из Донбасса от деникинцев всё росли и росли, и скоро на ст. Переездная - Содовый завод разместился штаб формируемой 1-ой повстанческой Армии Донбасса. Сюда же перешел и наш отряд и влился в более мощный отряд «Соляных копей» под командованием тов. Зелёного.

Этого Зелёного нельзя смешивать с атаманом Зелёным, действовавшим на Западе Украины. Этот Зелёный из рабочих, сам мастер соляных рудников, участник войны 1914-1918 г., храбрый воин и всесторонне развитой товарищ, и преданный большевик.

Отряд тов. Зелёного готовился к занятию Дебальцево и он нас, как дебальчан, принял в свой отряд охотно, и мы стали друзьями. Помню, он однажды рассказал мне по секрету, что штаб повст. Армии Донбасса получил приказ от командующего группой красных Армий тов. Селивачева такого содержания: Обеспечьте пропуск в Луганск бригаде Дыбенко, под его руководством занимайте Донбасс, направление Дебальцево-Иловайск. Мы вместе с тов. Зелёным выехали в Сватово для встречи бригады Дыбенко.

Каково же было наше удивление! Огорчение! Когда в Сватово встретили комфортабельный состав из прекрасных салон-вагонов I и II класса с чёрными флагами и лозунгом: Анархия - мать порядка. Долой насильников-комиссаров и т.п. Вместо эшелона частей бригады Дыбенко первым самовольно прорвался на Украину анархический отряд моряка Сахарова и, с места в карьер, приступил к грабежу и погрому евреев м. Сватово. По улицам полетели перья из пуховых перин и вопли евреев. Мы не знали что делать. Спрашиваем начштаба 1-ой повст. Армии Кузмичёва, он отвечает: Не обращайте внимание, ждите войск Дыбенко.

Только через двое суток прибыл в Сватово первый эшелон войск бригады Дыбенко. Вид у бойцов отличный, дисциплина хорошая, мы радуемся как дети. Узнаем, что приехал и сам Дыбенко, идём к нему, тов. Зелёный докладывает от имени 1-ой повст. Армии Донбасса, что приказ Селивачева выполнен. Путь для ваших войск до Луганска свободен, где вас ждут с нетерпением, кроме Сватово, где бесчинствует анархический отряд Сахарова.

тов. Дыбенко, широкоплечий, богатырского сложения, лет 40-44, благодарит нас, приказывает командиру полка вызвать Сахарова. Сахаров долго не идёт, говорят – не желает подчиняться. Дыбенко приказывает привести силой. Когда Сахарова привели, он ломался, не хотел слушать. Дубенко строго приказал Сахарову: немедленно прекратить грабёж и вернуться в Валуйки, в противном случае он прикажет своим войскам разнести его отряд и отобрать состав. Сахаров изменил тон и сказал: слушаюсь, немедленно возвращаюсь в Валуйки. И комфортабельный эшелон скоро отправился в Купянск.

На ст. Переездной первый эшелон Дыбенко встречало с оркестром много народа. Провели митинг, и эшелон ушел дальше. В Попасной его встречали так же торжественно и по всем станциям до самого Луганска.

Через сутки прошел с такой же встречей второй эшелон и третий эшелон. Мы с Зеленым спросили командиров полков, а что с отрядом Сахарова? Они ответили – он в Купянске опять занялся грабежом, их разоружили, Сахаров убит, а эшелон отобран.

В это время некоторые из наших товарищей побывали в Чернухино и говорили, там ужас. Сосредоточено много войск, царит произвол, молодёжь насильно мобилизуют в Белую Армию. Народ стонет. Ждёт Красную Армию.

Известный уже вам наш храбрый Пастухов Вл. тоже проскочил в село, попытался повидаться с семьёй и уже в третий раз попался той же варте, которая теперь служит Деникину и называется полицией. Задержав Пастухова, они рекламировали его как неуловимого разбойника и добились отправления его в Луганскую тюрьму. По пути следования в арестантском вагоне на ст. Баронская он опять сбежал от стражи и скрылся, а затем явился к нам, а семья и все чернухане считали его погибшим, но он оказался живучим и здравствует поныне.

Вслед за занятием Дыбенко Луганска началось наступление 1-ой повстанческой Армии Донбасса на Донбасс. Отряд тов. Зелёного получил задание занять Алчевский завод, и через двое суток мы прошли Лозовую-Павловку и были в Алчевском, ныне Ворошиловск, где рабочие, ободрённые занятием Луганска Красной Армией, до нашего прихода вытеснили белых и установили Советскую власть. Здесь оказалось много перебежчиков от деникинских притеснений - молодёжи из шахт, заводов и сёл, а среди них и много чернухан во главе с Шушпановым Аверьяном. И оперативная группа дебальцевского Ревкома: Уваров, Клюев, Захарченко и др. Тов. Уваров объявил мне, что я тоже состою в опергруппе Ревкома и должен присоединиться к ним. Посоветовавшись с нашим руководством отряда, мы решили командование Чернуханским отрядом передать Аверьяну Шушпанову, как более опытному вояке и нашему георгиевскому кавалеру за участие в войне 1914-1918 гг., а я в качестве политического руководителя буду помогать ему до занятия Дебальцево.

Всем нашим землякам чернуханам и дебальчанам хорошо известны затянувшиеся бои партизанских отрядов тов. Зелёного, стоявшего на ст. Мануиловка за Дебальцевский узел в начале 1919 года.

Мы почти каждый день с утра начинали наступление, успешно доходили до д. Софиевка, ст. Баронская, а иногда до ост. Депрорадовки и окраин с. Чернухино и узла, а к вечеру откатывались назад и удирали до своих вагонов-теплушек, стоявших на путях ст. Мануиловка.

Получалось это потому, что наше командование, чувствуя свою слабость в артиллерии против белых, недостаточно гибко применяло стратегию, тактику, а все эти наступления и отступления осуществлялись по однообразному шаблону кажинный раз в одном и том же духе. Белые офицерские части и их более опытное командование изучили наши приёмы и привычки. С начала нашего наступления не обращали никакого внимания и как бы заманивали нас подальше, а затем подтягивали свои силы: артиллерию полевую, разведочную кавалерию. Открывали по нашим цепям шрапнельный огонь, организовывали обхват и обход наших флангов своей разведочной кавалерией, создавалось впечатление, что белые нас окружают, и мы бежали назад без оглядки.

Это повторялось почти каждый день и уже входило в привычку и вызывало сильное огорчение у наших земляков-наблюдателей, ждавших нас с радостью и роптавших, что за игра! Смело идут, подходят вплотную к цели, вот-вот ворвутся в Дебальцево и Чернухино, а затем, не успеешь оглянуться, уже убегают, как очумелые. Эх, беда бедняцкая, видимо, у красных наших некому командовать, иначе давно бы белым был конец. Кроме этого законного ропота на нас и наших единомышленников, к нам через фронт почти каждую ночь перебегали наши друзья, молодёжь и открыто возмущались нашими порядками. Указывали нам на наши ошибки. Они показывали нам, где стоят какие белые части, артиллерия, кавалерия и т.п. Как белые маневрируют одними и теми же силами, чтобы отбить наш натиск, сбить нас с толку и заставить отходить. Все это знали, но продолжали косную практику.

Наша беда и слабость были в недостатке полевой артиллерии и пулемётов. У белых артиллерия господствовала и превосходила нашу во много раз. Они с дальнобойных пушек, стоявших на ст. Фащевка, бросали снаряды по нас на ст. Мануиловка. Полевой артиллерией они успешно маневрировали потому, что у нас была одна трёхдюймовая пушка, стоявшая на ж.д. платформе, с которой наш наводчик тов. Кандыба палил день и ночь только в сторону ст. Баронская и не давал ходу белым бронепоездам.

И только с появлением в Мануиловке бронепоезда «Черноморец № 18», оборудованного дальнобойной морской артиллерией, превосходство белых было ликвидировано. Поднялся дух у наших бойцов, наше командование стало применять новую тактику, тактику обходов. Провели удачно задуманный обход через с. Городище, хутор Никишин, с. Ольховатку и д. Ильинку и 9 марта 1919 г. заняли Дебальцево и Чернухино.

После занятия Дебальцево я был назначен членом Ревкома, комиссаром сл. движения и связи, почты и городского телеграфа, а затем избран и секретарём Дебальцевского подрайпарткома и потерял связь с Чернуханским партизанским отрядом, сражавшимся под командованием Шушпанова под Чистяково.

 
***********************************************

От составителя:
продолжение следует по мере набора текста...

Дальше будет продолжение II главы: "Немецкая оккупация 1918 г. и партизанская борьба"