Синий троллейбус

Аарне Лутта
 Друзьям молодости.

                "...Стали мальчики седыми,
                дочки девочек - в невестах.
                И Веселый Роджер продан с молотка..."
                (А.Розенбаум)


- Ух, ты!.. Хорошо тут устроился!.. Ни хрена не делаешь, спишь, да еще и деньги  получаешь…
- Я не сплю, я сторожу!..
- Гаа-а-а!!! Сторожит он! Барбосы сторожат, а ты спишь!
- Ну, барбосов надо найти, привести, обучить…
- Еще скажи – обучал ты их!.. Дуров, блин!
- Дуров – не Дуров, а гавкают исправно!.. Хе-хе!
- Что да – то да!.. Я думал – сожрут и костей не оставят.. И самое поганое – мелкие они какие-то! Никак не пнуть!.. Уворачиваются, заразы!
- Ага! Зато лай поднимут – мертвого разбудить можно!..

Разговор этот происходил за бутылкой отвратного кубинского рома «Havana Club», почему-то местного разлива, в сторожке троллейбусного парка, куда меня по большому блату устроили «ночным директором», то бишь – сторожем. Повезло вообще-то. Главный инженер этого предприятия оказался однажды чем-то обязан моему дядюшке, который и похлопотал за племянника. Все же не дворником метлой махать и уж, конечно, не вагоны разгружать по ночам. Работа была непыльная – ночь через три, и давала весьма ощутимую прибавку к стипендии. В те благословенные времена можно было спокойно, не боясь злоумышленников, дрыхнуть на топчане, ничуть не боясь того, что кто-то что-то сопрет, ибо помещения были под замками, а по территории бегала собачья свора, состоящая из полудюжины прикормленных беспородных шавок, поднимающих лай при появлении любого постороннего субъекта.

Сегодня, через много лет после описываемых событий, я просто удивляюсь – как все же было спокойно в криминальном отношении. Представьте себе огромные катушки контактного провода (медь), диаметром сантиметра два, лежавшие прямо у забора. В дикие девяностые ничего не стоило бы подогнать кран и грузовик, погрузить через забор все это богатство и скрыться в неизвестном направлении, попутно грохнув сторожа. Так что, как бы ни хаяли прежние времена, но такого беспредела, что ни говори, а не было.… Но, извините, отвлекся.… 

Итак, веселая компания моих сокурсников вместе с компанией девушек с медицинского факультета, которых они, как истинные джентльмены решили проводить до общаги, заявилась ко мне на службу после закрытия кабака. Вообще-то шли они провожать девушек, в надежде там и остаться, но в общагу их не пустили, пригрозив вызвать милицию. Видимо, самый трезвый из всех, увидев троллейбусный парк, от которого до общаги было совсем недалеко, вспомнил вдруг, что кто-то из наших, там сторожит, дескать.… И вся эта банда, облаиваемая собачьим хором, дружно завалилась ко мне в сторожку.
 Весна тогда была необычно теплая для местных широт. После майских праздников дружно зеленели деревья. Поэтому, решив, что в сторожке и душно и тесно, общество переместилось к забору под деревья, разложив на вышеупомянутой катушке с контактным кабелем немудреную выпивку и закуску и вытащив из стоящего невдалеке полуразобраного троллейбуса, несколько сидений. В общагу девушки не пошли, потому, что время было уже позднее, ночи белые, а компания хорошая. Сидели мы тогда действительно на удивление хорошо… Я, правда, старался особо не налегать на выпивку, которую неизвестно откуда принес кто-то из присутствующих. На работе все же.… Откуда они взяли этот отвратительный «кубинский» ром? Не знаю… Может у таксистов, может еще где… Ром, однако же, в виде коктейля с «Пепси-Колой» был весьма неплох. Но целью было не столько выпить, сколько пообщаться, причем общение действительно удавалось тогда.

И вот, примерно в три часа ночи, наконец, было решено завершить всю эту ассамблею. В чью-то голову пришла мысль о том, что ежели в общагу медфака не пускают, то в нашу общагу точно пустят. Потому, как там все свои, все схвачено, а на вахте сегодня Лексеич, который за бутылку не то, что девчонок – слона разрешит провести… Девицы с восторгом приняли это предложение, засобирались, но, узнав, куда им предстоит добираться, резко погрустнели. Общага наша располагалась, как минимум, в часе пешего хода от троллейбусного парка, почти на окраине города. Я же сидел, перебирая струны гитары, и гипнотизировал взглядом симпатичную девушку, с которой у нас наладился контакт практически сразу, как только все это пьяное сборище явилось сюда. Не могу сказать, что я оставался равнодушен – девушка действительно была очень красивая – как раз в моем вкусе.… И общага у ней была рядом, да и какая нахрен общага?! Уж найти место, где мы вдвоем могли без помех провести остаток ночи на вверенном мне объекте, я бы сумел без проблем! И все развивалось по законам жанра, но вдруг!.. Вот, всегда это – вдруг!.. Соблазнительно потянувшись, она наклонилась ко мне и прошептала:
- А покатай меня на троллейбусе!.. – лукаво улыбнулась и подарила многообещающий взгляд, в котором без труда можно было прочесть все, что ожидало меня после этого катания.

У-у-ууууу!!!!! Гормоны, вступив в реакцию с алкоголем, немедленно и со страшной силой ударили в голову. И, конечно же, произвели без труда спрогнозированный моей подругой, результат. Это сейчас я могу относительно трезво оценивать ситуацию и принимать решения. Тогда же... Ну, сами понимаете…
Уже спустя много лет, я прочитал Губермана. И поразился, как же точно он сформулировал мое тогдашнее состояние:

 Ах, юность, юность! Ради юбки
 Самоотверженно и вдруг
 Душа кидается в поступки,
 Руководимые из брюк!


Из врожденной любознательности я, еще в самом начале своей сторожевой деятельности, заинтересовавшись, как же все-таки ездит это чудо, именуемое троллейбусом, несколько уроков езды взял и довольно шустро рассекал на нем. Правда, по территории парка. По городу, конечно, никто не выпустил бы.
 Но что были сейчас все эти условности, когда огромные синие глаза испытующе и смеясь глядели на меня!..

- Народ! Грузись! Сейчас в общагу поедем!.. – я решительно встал и направился к стоящему ближе всех к воротам, троллейбусу. Компания с веселыми воплями, смехом и шутками ввалилась внутрь. Червячок сомнения все же где-то внутри сидел, но, решив, что Бог не выдаст, свинья не съест, я решительно размотал фалы и, после пары попыток, благополучно прицепил штанги к контактному проводу. После чего уселся на водительское место и включил нужные тумблеры. Под полом загудело, троллейбус медленно тронулся, народ в салоне весело завопил. Без особых сложностей я вырулил из парка, повернул влево, по абсолютно пустой улице спустился до набережной. И уже по прямой, не слишком торопясь, поехал по направлению к конечной маршрута, где и находилась наша общага. Разомлевших пассажиров потянуло на лирику, и дружный хор заорал «Синий троллейбус» Окуджавы. Правда, дальше второго куплета никто продвинуться не мог. И эти два куплета безостановочно исполнялись до тех пор, пока я не вывернул на кольцо и, остановившись, открыл все двери:
- Конечная остановка, поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны!
- Какое - освободить?!
- Так хорошо ехали, давай назад!..
 - А давай еще покатаемся?..
- Па-а-автаряю, граждане пассажиры! Прошу освободить вагон!.. Хватит кататься, меня за жопу возьмут, надо назад гнать скорее.… А вас, Штирлиц, я попрошу остаться! – строго обратился я к своей новообретенной подруге.
 - Да я и не ухожу! – улыбнулась она – Куда же я денусь?..
Назад я гнал, подстегиваемый тестостероном и адреналином. Причем неизвестно – чего было больше. Фортуна оказалось благосклонна. Как по пути туда, так и по пути оттуда, к моему счастью, не попалось ни одной милицейской машины. Боюсь даже представить, что могло произойти! То, что вылетел бы и с учебы и с работы – это однозначно, да и посадить могли за угон транспортного средства наверняка…

 В четыре часа утра, вышедший покурить Витька, водитель дежурной смены электриков, ошарашено протирая глаза, уставился на въезжающий в ворота троллейбус. Однако, узрев за рулем меня, а рядом девушку, только покачал головой. Открыв двери, и выскочив из кабины, я подхватил подружку и повлек ее в сторожку.
- Эй, студент!.. – со смешком окликнул Витька.
- Потом! Все потом! – отмахнулся я.
- Смотри! Доиграешься! Попадешься когда-нибудь, выгонят!..
Я, впустив девушку, прикрыл за ней дверь, и подошел к Витьке:
- Витек, ну, выгонят, так выгонят. Зато – будет что вспомнить! Ну, ты же сам понимаешь!..
- Кабаки и бабы доведут до цугундера! – процитировал Витька – Ты – студент, молодой еще, и мозги у тебя в штанах!
- Ага! В штанах!.. Именно там!.. Так что: – Нет меня! Я покинул Расею!.. – дверь хлопнула, я исчез. Витька ухмыльнулся, подошел к троллейбусу, заглянул в открытую дверь и присвистнул. По салону каталась пара пустых бутылок, на сидении валялась оставленная кем - то куртка. Витька, почесав в затылке, вздохнул, обошел троллейбус и отцепил от проводов совершенно забытые мной, штанги. После чего зашел в салон, отключил питание, пинками отправил бутылки наружу, и, прихватив куртку, подошел к сторожке. Повесив ее на пожарный щит, он прислушался к доносившимся из за двери звукам, улыбнулся и, метким щелчком запустив окурок в урну, направился в дежурку…

Пришедший на утреннюю смену, водитель троллейбуса, громко возмущался, что машина поставлена, не пойми как, в салоне намусорено, и вообще эти новые, только что вылупившиеся водители только и могут, что валять дурака, торопясь скорее закончить смену и смыться домой. Я, согласно кивая головой и всецело поддерживая его справедливое негодование, неторопливо подметал территорию перед дежуркой, готовясь сдать смену. Подруга, покачивая ногой, сидела на перилах крыльца и, смеясь одними глазами, слушала мои лицемерные сочувствующие реплики.
- А во сколько троллейбус пришел с маршрута?.. – обратился ко мне подошедший водитель
- Да не знаю, не видел. На территории, наверное, был в это время… - не моргнув глазом, ответил я.
- На территории… - он оценивающе окинул взглядом девушку, затем перевел взгляд на меня – Ясно, что на территории.… Ну и имена пошли!.. Территория… - усмехнулся он, переиначив к месту бородатый анекдот.

Девушка с улыбкой глядела на меня…. Собаки лениво валялись в тени…. Троллейбус неторопливо выехал из ворот парка.… Жизнь продолжалась!..


Сейчас, перебирая старые черно-белые фотографии, я с теплотой вспоминаю это беззаботное и веселое время!.. Время, когда за плечами всего лишь чуть больше двадцати, и впереди – вся жизнь!.. Вспоминаю своих тогдашних друзей, многих из которых сейчас уже нет… Девушек, ставших мамами таких же шалопаев, какими когда-то были мы, и строго отчитывающих своих чад за поздние возвращения домой, в душе, наверняка, грустно улыбаясь и вспоминая собственную молодость…

Все проходит.… И ничего не меняется.… И это - здорово!..