Тренируем мышление

Наталья Филоненко
Гусеница

Нарисуйте на зелёной бумаге несколько кругов и вырежьте их – это будет туловище гусеницы, которое малыш сможет составлять. Нарисуйте и вырежьте для гусеницы голову с улыбающимся личиком.

Вместе с малышом собирайте длинную гусеницу, выкладывая кружки в линейку. Считайте их и называйте цвет.

Не думайте, что это лёгкое задание! Для ребёнка выложить полоску из составных частей не так-то просто! Игра развивает мышление.




Что кушает птичка?

Приготовьте карточки с изображением разной еды.

Разложите карточки на полу в комнате - это ваш огород. Посмотрите с малышом, что у вас растёт в огороде. Теперь представьте, что вы – птички! Полетайте с малышом по квартире, помашите “крыльями”, почирикайте или покаркайте и летите в огород, чтобы покушать! Птички едят не всё! Вместе выбирайте, что может скушать птичка, покушайте и улетайте.

Следующий раз можно представить, что вы – зайки, козочки или кто-то другой! Эта игра очень познавательная, она тренирует мышление, развивает воображение.




Ёжику – яблоко!

Приготовьте карточки с изображением животных и еды, которую они любят. Можно взять зайца и морковку, ёжика и яблоко, мышку и сыр, белку и орех.

Разложите карточки с животными на полу и сообщите малышу, что всем зверятам пора кушать. Разместите для их “еду” на диване. Скажите малышу, что зайка любит морковку, и попросите его накормить зайку. Малыш с удовольствием это сделает. Расскажите ребёнку, что любят другие животные, пусть малыш их покормит. Следующий раз спросите малыша, что любит зайка и, если он перепутал карточки, обыграйте ситуацию, что зайка мотает головой и говорит: «Нет! Я не люблю орех, я люблю морковку! Дай мне, пожалуйста, морковку!» От имени зверят говорите малышу: «Спасибо».

Карточки с животными и едой от игры к игре можно менять.

Игра ближе знакомит ребёнка с животным миром и развивает его мышление.




Сортировщик

Соберите карточки на две разные темы, например, техника и еда.

Перемешайте их между собой. Покажите малышу по одному представителю из каждой группы, обсудите, чем они отличаются друг от друга. «Это банан. Банан мы кушаем, значит, банан – это еда! А здесь у нас машина. На машине мы ездим. Машина – это транспорт!» - положите карточки рядом друг с другом. «А давай-ка, к банану мы положим всю еду, а к машине – весь транспорт!» Поочерёдно доставайте по одной новой карточке, коротко обсуждайте и сами говорите малышу, в какую кучку надо положить эту карточку и почему.

Некоторые малыши схватывают задание налету и тут же возьмут инициативу в свои ручки. С некоторыми ребятишками необходимо проиграть задание несколько раз, прежде чем они уловят суть. Через некоторое время малыш безошибочно будет делить карточки на группы! Постепенно можно добавлять в игру новые группы слов, усложняя задание, тогда сортировать их необходимо будет на 3 и даже 4 группы.

Упражнение хорошо развивает логическое мышление.




Кто убежал?

Положите перед малышом три карточки картинками вверх, например: патиссон, яблоко, ёжик.

Посмотрите, что на них изображено, посчитайте карточки. А теперь попросите малыша закрыть глазки, и быстро уберите одну карточку! Когда малыш откроет глазки, удивитесь: «Ой! Посмотри, кто от нас убежал? Кого здесь не хватает?» - если ребёнок не может сориентироваться сразу, подскажите ему: «Патиссон здесь, яблоко здесь, а кого нет?» - посчитайте карточки, обратите внимание, что их стало меньше. Теперь малышу легче будет угадать, но если он затрудняется, обыграйте ситуацию так, что пропавший ёжик возвращается, и все ему радуются! Начните игру заново. После нескольких таких тренировок малыш сможет угадывать пропавшую картинку из большего количества карточек.

Упражнение очень хорошо развивает внимательность и тренирует зрительную память.




Где лежит тыква?

Возьмите три любых карточки с картинками.

Положите их перед малышом картинками вверх. Назовите, что на них изображено, обратите внимание малыша, на каком месте лежит каждая карточка: «У нас есть банан, тыква, арбуз. Банан лежит слева, тыква посередине, арбуз лежит справа», затем сами переворачивайте по одной карточки картинкой вниз и комментируйте: «Банана нет! Тыквы нет! Арбуза нет!» А теперь спросите малыша: «А где же лежит тыква?» Если ребёнок перевернул не ту карточку, скажите: «О! Здесь арбуз, а мы ищем тыкву! Где же тыква?» - и снова переверните карточку картинкой вниз. Если малыш угадал правильно, обязательно похвалите его. Постепенно ребёнок сможет находить нужную картинку из 6 – 8 перевёрнутых карточек.

Задание очень хорошо развивает зрительную память.




Соберём картинку

Наверняка, у Вас дома есть порванные или погрызенные малышом картонные книжки. Не спешите их выбрасывать! Из них может получиться отличная головоломка для малыша – пазл.

Вырежьте из книги одну страничку с крупной картинкой, канцелярским ножом прорежьте в ней геометрические фигуры. Малышу будет интересно собирать картинку, вставляя фигурки в прорези.

Другую страничку можно просто разрезать на две части, а впоследствии и на несколько. Малыш получит удовольствие, составляя картинку!

Такое задание ближе знакомит малыша с геометрическими формами и формирует целостное восприятие образа.




Одеваем малыша

Нарисуйте на листе белого картона крупного человечка – девочку, или мальчика. Отдельно сделайте ему (ей) гардероб. Для начала пусть это будут штанишки и рубашка одинакового цвета.

Вместе с ребенком рассмотрите человечка, придумайте ему имя, предложите малышу одеть ему сначала брючки, а потом рубашку. « Посмотри, у мальчика Вовы нет штанишек! А у тебя есть. Давай поможем мальчику надеть штанишки!» - выполняя действие первый раз, “оденьте” куколку сами, ведь малыш ёще не представляет, как это делается. Научите малыша правильно “одевать” человечка. Когда ребёнок немного усвоил технику “одевания”, дополните гардероб человечка штанишками и брючками другого цвета. Теперь Ваша задача состоит в том, чтобы научить малыша со вкусом одевать куколку, т.е. зелёные штанишки - зелёная кофта, красные штанишки – красная кофта.

Упражнение не только развивает мышление, цветовое восприятие, но и формирует навыки хорошего вкуса.




Зайка

Нарисуйте на листе картона какое-либо животное, например, зайку. Отдельно вырежьте каждую часть тела.

А теперь собирайте его вместе с малышом. Сразу собрать все части игрушки малыш не сможет, необходима тренировка. Первый раз сами сложите зайку, комментируя каждое Ваше действие. Малышу будет интересно просто посмотреть, что же у Вас получится. А так как предвосхищать ситуацию ему ещё трудно, то в конце его ждёт сюрприз: «Это зайка!» Обратите внимание, что у зайки, как и у малыша, тоже есть голова, ручки, ножки и ушки, сравните их. Теперь уберите у зайки ушки и попросите ребёнка вернуть их на нужное место: «Где у зайки ушки? Давай поставим их на место! Ушками зайка слушает», подавайте ребёнку по одному ушку, так ему будет легче справиться с заданием, если малыш растерялся, помогите ему. Затем убирайте и собирайте поочерёдно все части тела. Комментируйте всё, что Вы делайте, поясняя малышу, для чего нужны ручки, ножки и т.д. Следующий раз ребёнок попытается сам собрать зайку, но не спешите давать ему сразу все части вперемешку – не справившись с заданием, он быстро потеряет к нему интерес.

Упражнение знакомит малыша с частями тела, их расположением, функциями, развивает мышление, стимулирует восприятие целостного образа.




Лепесток к лепестку

Крупно нарисуйте на бумаге, а затем вырежьте несколько разных по форме цветов. Отрежьте у каждого цветка по одному лепестку.

Покажите цветы малышу. Посмотрите, они такие красивые, вот только ветер оторвал от каждого цветочка по лепесточку и теперь им очень грустно. Покажите малышу один из лепестков и попросите найти, какому цветочку он принадлежит. Если малыш затрудняется найти соответствие сам, помогите ему, объясните, по каким критериям Вы это сделали. Затем дайте малышу второй лепесток и т.д.
 
Это задание развивает логическое мышление и учит сравнению.




Вот какая рожица!

Изобразите на листе белого картона крупное лицо человечка, у которого нет ничего, кроме чёлки. Глаза, нос и рот нарисуйте отдельно и вырежьте их.

Покажите малышу лицо. «Посмотри, какой у меня человечек! Только где же у него глазки? Вот они», один глазик положите на место сами, а второй дайте в ручки малышу, попросите Вам помочь. Если ребёнок поставил глаз не правильно, осторожно передвиньте его на место, не заостряя на этом внимания. Скажите малышу: «Вот здорово, глазки у человечка есть, а чего ещё не хватает?» - побуждайте ребёнка сделать вывод самому, если он сказал нос или рот – отлично, продолжайте работу! Если малыш не может ответить, подскажите ему. В следующий раз ребёнок попытается собрать лицо сам, Вам останется лишь направить его действия в случае затруднения.

Задание развивает мышление малыша, формирует целостное восприятие образа.




Разные эмоции

Когда малыш хорошо научится собирать лицо человечка из отдельных частей, как в предыдущем задании, можно приступать к изучению человеческих эмоций. Возьмите чистое лицо человечка, отдельно к нему нарисуйте и вырежьте глазки и ротик в нескольких вариантах. Глазки: сияющие, грустные со слёзкой, удивлённые. Ротик: смеющийся, грустный, открытый от удивления.

Прежде чем начать экспериментировать над человечком, потренируйте эмоции с малышом: смейтесь, плачьте, удивляйтесь. Ребёнку понравится резко менять настроение, кроме того, это очень полезно для развития эмоций. Комментируйте ваши действия: «Мы смеёмся! Ха-ха-ха! А теперь мы плачем! И-и-и! А сейчас мы удивились! О-о!» - утрируйте все эмоции, чтобы малыш лучше понял их особенности. Но не затягивайте игру, чтобы у ребёнка осталось желание поиграть ещё.

Теперь соберите весёлое лицо человечка и посмейтесь все вместе, затем смените его на грустное и т.д. На следующем занятие спросите малыша, как смеётся человечек, и предложите ему самому собрать лицо. Продолжайте сами изображать эмоции, побуждая малыша складывать такое же лицо человечку. Со временем вводите новые эмоции, дополняя лицо человечка.

Задание тренирует не только мыслительный процесс, но и развивает эмоциональное состояние малыша.




Кто любит зёрнышки?

Возьмите карточки с изображением разных животных. Приготовьте две картинки с изображением еды, например: зерно и сено.

Объясните малышу, что для животных – это еда: «Дети любят кушать бананы, а коровы любят сено. А это курочка, она любит клевать зёрнышки», так объясняйте малышу про каждое животное и раскладывайте карточки вокруг картинки с едой, чтобы было наглядно видно, кто, что любит кушать. Через пару занятий попросите малыша помочь Вам “накормить” животных. Покажите ему, как можно “кормить” зверят, наклоняя их мордочкой к еде. Обязательно хвалите малыша: «Какой ты молодец, что накормил коровку! Теперь она сытая и даст много молока!»

Эта игра даёт возможность малышу больше узнать о животных, развивает мышление и воспитывает в ребёнке чувство заботы.




Лото

Соберите или вырежьте из журнала маленькие картинки с изображением разных вещей: сундук, сапоги, дерево и т.д. Постарайтесь, чтобы среди знакомых ребёнку слов, оказалось несколько новых. Возьмите лист белой бумаги и схематично, как можете, изобразите эти картинки. У Вас получится лото с фишками-картинками.

Ищите с ребёнком соответствия между схематичным рисунком и картиной, раскладывая их как лото. Чётко произносите названия вещей, изображённых на картинке. Объясняйте малышу новые слова, которые он встретит. Хвалите его за каждое правильно найденное соответствие.

Сложность задания состоит в том, что ребёнку предстоит не просто найти такой же рисунок, а сравнить его со схематичным изображением. Игра развивает мышление, зрительную память и расширяет словарный запас малыша.




Бегучее лото

Возьмите 10-12 карточек с картинками на разные темы. На простых листах белой бумаги схематично изобразите эти картинки. У вас получится 10 карточек с картинками и столько же карточек-эскизов.

Разложите схематичные картинки на полу в комнате, пройдитесь между ними с малышом за ручку, рассмотрите картинки: они не яркие, чёрно-белые. Предложите малышу подобрать к ним похожие, красочные картинки. Давайте ребёнку в ручку по одной карточке с картинкой, просите найти и положить сверху на похожую карточку-эскиз. Для примера разложите 1-2 карточки сами.

Задание похоже на обычное лото, но предназначено для бегучих детей, которых трудно усадить за стол. Как и в предыдущем задании, сложность такого лото состоит в том, что малыш ищет соответствия между картинкой и её схематичным изображением. Такая игра развивает мышление малыша




Мяч – круглый

Нарисуйте на крупных карточках основные геометрические формы: круг, треугольник, квадрат. Подберите к ним картинки, напоминающие эти формы. Например, круг: мяч, солнце, тарелка. Треугольник: морковка, шляпа, крыша дома. Квадрат: стол, картина, окно.

Разложите на полу или повесьте на стене геометрические фигуры. Рассмотрите их, назовите, сравните. Затем подавайте малышу по одной картинке и просите его положить (или приклеить на малярный скотч) карточку на похожую фигуру. Помогайте ему правильно подобрать соответствия: «Вот стол. Стол квадратный»

Упражнение более глубоко знакомит малыша с геометрическими формами, побуждает к анализу и тренирует мышление.