Миссия невыполнима -3 mission impossible iii 2006

Дмитрий Ларин
Моя оценка: 4 из 10

 “Старость - не радость. А молодость, увы, не вечность. - подумал как-то гроза террористов всего мира Итан Хант, - Не дело в сорок лет лазить по скалам, прыгать с вертолетов и колошматить плохих парней. Пора остепениться, жениться и дать дорогу молодым”.

 Итан не из тех, кто откладывает решения в долгий ящик. Раз сказано – значит, сделано. Плохие парти и вертолеты остались за далекими горами. Зато грядущая тихая, семейная жизнь, наоборот, предстала перед ним во всей своей красе. Романтика невыполнимых миссий сменилась профессорской обыденностью и гордостью за успехи учеников. Не это ли счастье?

 Увы, как и полагается всем без исключения голливудским суперагентам (это правило давно уже возведено в ранг аксиомы), Итан Хант забыл, что с его суперагентским прошлым покой может только присниться. Вступив на эту беспокойную дорожку, сойти с нее уже не удастся, как ни старайся.

 В далекой Германии изчезла самая лучшая ученица Ханта. Спасти ее может только один человек – сам Итан (если бы ее мог спасти кто-нибудь другой, это было бы совсем не по-голливудски). Естественно, он ее спас, попутно разгромив в пуъ и прах пару десятков террористов непонятного толка, происхождения и принаддежности.

 Но Итан Хант не был бы Итаном Хантом, если бы его операция прошла, как говориться, без сучка и задоринки. Линдси – так звали молодую агентшу, умерла от взрыва миниатюрной гранаты, вживленной в ее мозг (вот это уже что-то новенькое!). Кто это сделал и зачем – пока неизвестно. Но не волнуйтесь, Хант перевернет пол-мира, но узнает.

 Следы быстро привели Ханта и его команду (Итан не Агент 007 и в одиночку работать не любит) к Оуэну Дэвиену - человеку неприятной наружности и с еще более неприятной репутацией. Дэвиен, несмотря на свою исключительную невидимость, засветился-таки в Ватикане. Там ему быстро и наглядно объяснили, что так делать нельзя, нагло выкрав прямо из-под носа громил-охранников (этот эпизод, пожалуй, один из самых лучших и интересных в фильме).

 Дэвиен не тот человек, кто позволит наступить себе на любимую мозоль. Он живуч и мстителен. Да и Хант, очевидно, был слишком занят в течение последней пары десятков лет, чтобы помнить что езда по мосту через Чесапеки Бей небезопасна: он подвержен частым и внезапным вражеским авианалетам. А так как Итану на этот раз уже есть, что терять (вернее, кого), эта история сразу перескакивает из профессионального русла в русло сугубо персональное.

 Чтобы спасти свою жену, а заодно и весь остальной мир, Ханту надо доставить Дэвиену “кроличью лапку” - такое ему поставлено условие. Что это такое, он не знает, а если и знает, то нам все-равно не скажет, ибо ему некогда – счет времени у него пошел не на минуты даже, а на секунды. За это время ему надо украсть ее из очередного неприступного Пекинского небоскреба, сурово наказать врага за его неосторожность и несговорчивость, а также умереть и успеть воскреснуть...

  * * *

 Первая “Невыполнимая миссия” была по Браян-Де-Пальмовски стильна. Это был удачный ответ зарвавшемуся и порядком надоевшему Джейсу Бонду. Срывание лица искусственного с лица настоящего – это стало удачной находкой и палочкой-выручалочкой для медленно тонущего жанра шпионского боевика. Вторая “Миссия” трудами Джона Ву напрочь лишилась внутреннего содержания, зато стала самой настоящей поэмой.

 Джей Джей Абрамс, подвязавшийся на телевизионно-затерянной ниве (он прославился тем, что вывел на малые экраны такие сериалы, как "Фелисити", "Союзники", они же "Alias", и "Потерянные", больше известные широкой публике под именем "Lost"), решил пойти своим путем. Понимая, что не по силам ему ни эстетичность Де Пальмы, ни боевитость Ву, он приземлил слишком бойкого Ханта на грешную землю. Мол, посмотрите и убедитесь, что даже непобедимые суперагенты любят, страдают, даже рыдают, совсем как мы. Да и не такие они уж и супер, эти супершпионы, если присмотреться повнимательнее.

 Я за такой подход всегда голосовал и буду голосовать двумя руками. Не по душе мне все эти супергерои, не ведающие ни страха, ни упрека. И фильмы снимать о них намного легче. Достаточно напихать в него до отказа самых сногшибательных трюков и дыхание-затаительных срецэффектов - и дело в шляпе. В отличие от них, обычным людям в кино приходится гораздо тяжелее.

 Тема для поворота, в который завернул Абрамс, самая что ни на есть подходящяя. Ушедший на покой суперагент, которому приходится вопреки воле и желанию возвращяться в строй – это самый настоящий кладезь для хорошего, по-настоящему хорошего кино. И Том Круз – актер отличнейший, ему по плечу не только зубокрушения и ногомахания. Он изобразит и боль, и страдание, и слабость, и расстерянность, да так, что не поверить ему будет невозможно.
 
 Идея не просто хорошая - отличная. Но дорога от замысла до его осуществления длинна и терниста и осилит ее далеко не каждый. К сожалению, Абрамс свою дорогу не осилил. Точнее, до финиша он дошел, но срезал кучу углов и, вообще, схалтурил по-страшному. В итоге получился не фильм, а нечто вроде коктейля, в который он набросал без разбору все, что оказалось в данный момент под рукой. Я, например, насчитал аж 12 фильмов, отрывки из которых оказались в “Невозможной миссии - 3”.

 Это “заимствование”, а по сути – воровство, напрочь лишает фильм даже простого намека на индивидуальность. У Абрамса получилась очередная стрелялка-взрывалка, которую забудешь уже на следующий день после просмотра. Естественно, после такого “грабежа” отношение к фильму не может быть хорошим. “Третий сорт – не брак” – это максимум, на что он может рассчитывать. Даже Том Круз, который мне нравится едва ли не во всех своих фильмах, этого положения изменить не сумел. И не потому, что он схалтурил (такого я за ним не помню), просто это невозможно изменить даже такому талантливому актеру. Круз, тем не менее, хорош. Он не просто играет в этом фильме. Он живет жизнью своего героя. Невозможно найти даже даже самую незначитльную фальш в его игре.

 Круз еще и продюссировал этот фильм (так же, как и предыдущую серию похождений Итана Ханта), и настроил его под себя, как хороший музыкант – свою гитару. Это, конечно, превратило “Миссию” в его бенефис, зато не позволило образу Ханта расплыться в нечто аморфное, как это произошло с его одним английским коллегой.

 Филип Сеймур Хоффман тоже не подкачал. Оуэн Дэвиен, главный враг-соперник Ханта, в его исполнении получился на редкость живым (я хотел сказать – реальным) и, поэтому, интересным. Вот только роль эта, как ни странно, по существу, эпизодическая, и Хоффману просто не дали развернуться. А жаль.

 Об остальных можно просто упоминуть. Ветеран сериала Винг Рэймс в компании новичков Джонатана Рис Мейерса, Билли Грудупа, Мегги Кью и Мишель Монахен просто заполняют экранную пустоту. Они не халтурят, но и не стараются. Каким-то образом в эту серую компанию затесался Лоуренс Фишбурн, заменивший Энтони Хопкинса. Еще один, кстати, минус третьей серии. Я ничего не имею против Фишбурна, как актер он не может не радовать. Но это не его роль, не его фильм, не его история.

 Итак, резюмирую. “Миссия невыполнима - 3” свою миссию не выполнила: она не продолжила славные традиции первых двух серий. Несмотря на все старания Круза-актера и Круза-продюссера, этот фильм стал обычным боевиком, ничем не выделяющимся среди многосотенной толпы себе подобных. Смотреть его стоит, пожалуй, лишь отпетым поклонникам Тома Круза и не менее многочисленной армии его неистовых ненавидцев. И и тем, и другим он придется по вкусу, только с диаметрально противоположными знаками. Остальные же, если не посмотрят этот фильм, то ничего не потеряют.

Поэтому и оценка третьей “Миссии” соответствующая: 4 из 10


www.Larin.org