Библия скрижали духа и страницы учебника. Часть 3, 4, 5,

Людмила Шамшина
ЧАСТЬ 3. СЮЖЕТЫ КНИГИ ИСХОД

3.1. РОЖДЕНИЕ МОИСЕЯ И ЕГО МИССИЯ
 
Вторая книга Моисея "Исход" начинается с описания спуска сынов Израилевых в Египет во время голода в стране их проживания, Ханаане. Вскоре умирает Иаков, и по его предсмертной воле сыновья отвозят его тело в Ханаан и хоронят в могиле его отцов.
Пока был жив Иосиф, который был правой рукой фараона, евреям жилось хорошо в Египте и, расплодились и размножились они чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. Но когда Иосиф умер, восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и приказал изнурять евреев тяжелыми работами (Исход, 1:11), новорожденных мальчиков бросать в реку, а всякую дочь оставлять в живых (Исход, 1:22).
Родившегося Моисея 3 месяца скрывала мать, но потом вынуждена была поместить его в просмоленную асфальтом и смолою корзинку, и поставить её в тростнике у берега реки. Ребёнка нашла дочь фараона, и стал он ей вместо сына. Кормилицей для него была взята мать Моисея.
Когда Моисей вырос, случилось , что он стал свидетелем избиения одного еврея египтянином. Моисей убил египтянина и закопал его в песке. Однако это стало известно фараону, и Моисею пришлось бежать в землю Мадиамскую, где он стал жить в доме священника Иофора, а вскоре женился на его дочери Сепфоре.
 Спустя долгое время (Моисею уже было 80 лет), умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопили, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог (Исход, 2:23-25).
Моисей пас овец тестя своего. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божьей, Хориву (это второе название горы Синай). И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает (Исход, 3:1-2).
И поручил Бог Моисею вывести из Египта сынов Израилевых и ввести их в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мёд, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Гергесеев, Евеев и Иевусеев (Исход, 3:8).
Здесь стоит упомянуть, какими знаниями обладал Моисей к этому времени.
Сначала вернёмся к его праотцу, Аврааму, который первоначально жил в Уре – одном из городов Месопотамии, где зародилась цивилизация шумеров около 4000 лет до н. э. (территория нынешнего Ирака).
Здесь же, в Месопотамии, проживал праотец Авраама – Ной. Ной и Авраам – современники в течение полувека. Авраам – это десятое поколение от Ноя, а Моисей – шестое от Авраама.
Авраам получил знания и от сына Ноя – Сима, который был царём Салимским (будущий Иерусалим). Сим известен и под именем Мелхиседек.
Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего (Бытие,14: 18-20).
Вино и хлеб – символы тайн и знаний.
Авраам был девятым поколением от Сима (Мелхиседека). По философии иудаизма, мудрость Первого человека передавалась от Адама к Мафусаилу, от Мафусаила (он погибает во время Потопа) к Симу (Мелхиседеку).
Таким образом, Моисей получил по цепочке от Авраама знания высокоразвитой шумерской цивилизации, а от своего тестя, священника Иофора – знания африканской расы. И все тайные знания египетских жрецов Моисей тоже имел, поскольку воспитывался при дворце фараона.
Когда у человека достаточно знаний в какой-то области, тогда через него, как канал, по воле Небес изливается научное открытие или другие гениальные произведения. "Идеи витают в воздухе". Да, витают, но уловит их лишь тот, кому это предназначено. Своя миссия, свое предназначение.
Учитывая знания Моисея, нет ничего удивительного в том, что Всевышний избирает именно Моисея вождём народа и поручает ему важную миссию: вывести евреев из Египта, дать им инструмент (Тору) для изменения их физического и духовного уровня в течение тысячелетий, дать евреям Землю для проживания и исполнения этих заповедей. Цель: качественное изменение нынешнего мира и приход нового Грядущего мира (смотри подробнее главу "Исход из Египта и Синайское Откровение").
Как понимать "разговоры" Моисея со Всевышним?
Да просто, приходит в голову видение, что будет так-то, если сделать так-то. Говорят: "пророческое видение", если это сбывается. В Торе и Ветхом Завете много пророчеств. Особенно много пророков было во времена Первого Храма. С разрушением Второго Храма пророчества прекратились: иссяк канал между Небом и Землёй. Храм выполнял роль духовного магнита.
Моисей видел пророчески, что это очень тяжелая миссия: придётся 40 лет водить евреев по пустыне, в ожидании, пока всё поколение не умрёт – рабы не могут забыть горшок с мясом, который давал хозяин, и не должны войти в Землю Израиля. Там должны жить уже свободные люди, родившиеся в пустыне и воспитанные в духе заповедей Торы.
Моисей видит будущие протесты евреев, их бунты, упрёки и их гибель. Сердце его разрывается от жалости, и он пытается увильнуть от миссии.
 Господи! Человек я не речистый, я тяжело говорю и косноязычен (Исход, 4:10). Господи! Пошли другого, кого можешь послать (Исход, 4:13).
Но от миссии избавиться никому не удаётся: ни Моисею, ни евреям, ни кому-либо другому. Избранность – это тяжелое бремя. Шаг влево, шаг вправо…
Самое время поговорить о миссии (роке), судьбе и свободе выбора человека.
Говорит Господь Моисею, чтобы он пошел к фараону и просил отпустить еврейский народ. И при этом говорит:
А Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа (Исход, 4:21).
Как это понимать? Где же свобода выбора фараона?
Если внимательно рассмотреть египетские казни, то можно увидеть, что на протяжении пяти казней фараон упорствовал и ожесточал своё сердце САМ, не отпуская евреев. И лишь о шестой казни написано, что ГОСПОДЬ ожесточил сердце фараона (Исход, 9:12). А ведь мог фараон отпустить евреев раньше по собственной воле – и не было бы дальнейших казней. Но поскольку фараон долгое время упорствовал, то далее Господь уже начинает фараону помогать в его упорстве. Ты так хочешь? Я тебе помогу! И тут уже вступит в действие Закон "Мера за Меру".
В пророческой книге "Иона" как раз показан вариант судьбы фараона, если бы он послушал Бога, который говорил с ним через Моисея.
Пророк Иона, не хотел выполнять поручение Бога. Поручение состояло в том, что Иона должен был предупредить царя языческой Ниневии, чтобы они перестали молиться многочисленным богам, а стали молиться Единому Богу, иначе Ниневия будет разрушена.
Ниневия враждовала с Израилем, и Иона был не против разрушения Ниневии. Поэтому он не поехал в Ниневию, а отправился в противоположную сторону. Свободу выбора имею!
Однако при исполнении миссии её НЕТ. Иону проглатывает кит, 3 дня он сидит в чреве кита (иносказание, естественно), взмолился: пойду выполнять чего изволили.
Языческий царь быстро смекнул: Иона – известный пророк, от себя ничего не пророчит. Надо выполнять, иначе будет худо. Приказ царя: одеться в рубища, поститься и молиться Единому Богу. Тем самым Ниневия была спасена от разрушения. Да ещё и перестала быть врагом Израилю – одному же Богу молимся! Поистине: что Бог ни сделает – то и хорошо.
Кстати, действия язычников Ниневии показывают, как отвести от себя предстоящую беду.
Пост, рубища – это ограничения себя в удовольствиях, молитва – обращение к Богу.
Человек имеет свободу выбора вне границ его миссии. Миссия, предназначение человека, народа предопределяется свыше и от выбора человека не зависит. А вот судьба, как мы видим на примере фараона и царя Ниневии, зависит от человека и от его выбора.

3.2. Я – СУЩИЙ
 
Когда Бог явил себя Моисею в горящем терновом кусте и поручил ему вывести народ Израиля из Египта, Моисей сказал Богу:
Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? (Исход, 3:13). И ответил Бог Моисею: Я – Сущий, который пребывает вечно! Так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам (Исход, 3:14).
Как же может быть назван Бог, бесконечный и неопределяемый? Действительно, у Бога нет имени, а есть только названия, характеризующие различные оттенки "поведения", которые можно отнести к Его влиянию на наши жизни. Бог не появляется, Он лишь проявляется. Как рассказывает Талмуд, Бог сказал Моисею: "Ты хочешь знать Моё Имя? Меня называют по делам Моим. Когда Я сужу творения Мои, Меня называют Элоким. Когда развязываю войну против злодеев, Меня зовут Цевокойс. Когда мирюсь с грехами людскими, Меня зовут Э-л Шадай. Когда сочувствую Моему миру, Меня зовут А-ва-йя" (Шмойс Раба 3:6).
В вопросе, который Моисей ожидал услышать от сынов Израилевых, заключено весьма глубокое значение. "Как Его зовут? – они не могли не спросить. – С каким поведением Бога в данном случае мы имеем дело? Ты говоришь, что Бог увидел "бедствие народа Моего, который в Египте, и услышал вопль его…познал…боль его" (Исход, 3:7), и поэтому послал тебя вызволить нас. Но где же Он был до сих пор? Где Он был, когда мы страдали под кнутом погонялы, когда детей вырывали у матерей и бросали в Нил? Когда фараон купался в крови еврейских детей? Какое имя Его теперь, после того, как Он был "без имени" и стоял в стороне от наших невзгод"?
Вот какой был ответ Бога: "Где Я был все эти годы? С вами. Я – суть, Я – сущее, Я – реальность. Я – в стоне избитого раба, в плаче скорбящей матери, в пролитой крови убитого ребёнка. Некоторые вещи, даже если они чрезвычайно болезненны и непостижимы, должны происходить, чтобы происходило и нечто бесконечно большее и радостное. Но Я не с далёких небес управляю всем этим, "святой" и далёкий от вашей сущей боли. Я с вами, с вами вместе Я страдаю и молюсь за ваше спасение. Вы не видите Меня не потому, что Я эфемерен, а потому, что Я более чем реален".
3.3 ИСХОД ИЗ ЕГИПТА И СИНАЙСКОЕ ОТКРОВЕНИЕ
После Исхода евреев из Египта погнался за ними фараон со своим войском.
Но по воле Господа расступились воды Красного моря, пропустив евреев, и сомкнулись над фараоном и египтянами.
Что собой символизирует фараон?
Фараон – это ощущение человеком своей отдельности от Всевышнего. Ощущение себя как личности вне зависимости от Всевышнего. Эгоизм – это фараон в человеке. А Египет – это символ материализма.
Почему упирается фараон и не хочет отпустить евреев? Потому, что он по определению не может отпустить их. Фараон, отпустивший евреев, - это уже не фараон. Материалист, атеист, поверивший в Бога, – уже не атеист.
Для чего нужны 10 казней египетских? Нам комфортно в нашем эгоизме. Нам кажется, что мы сами что-то достигли, сами продвинулись. Эгоизм всегда убеждает нас, что он наш друг, чтобы мы шли вместе с ним. Для избавления от эгоизма-фараона нужны казни египетские. Это уроки Всевышнего. Они убеждают нас, что мы существуем не сами по себе, что есть Творец, создавший мир и нас, и принимающий участие в нашей жизни. Наша задача – получив уроки жизни, сделать из них выводы, и с помощью этих уроков и выводов настроить все системы собственного организма против фараона. "Устроить восстание".
На каком-то этапе фараон играет положительную роль для нас. И только после Исхода из Египта (отказа от материализма, атеизма) фараона нужно утопить в Красном море. Красный цвет – символ материализма.
Здесь ещё много символов.
Спуск евреев в Египет – попадание семени мужчины в матку женщины.
Пребывание евреев в Египте – формирование и созревание плода в чреве матери.
Разрыв вод Красного моря и Исход евреев из Египта – отхождение околоплодных вод и появление ребёнка на свет.
Синайское Божественное откровение – подсоединение Божественной души к животной душе родившегося человека на 50-й день от рождения.
После Исхода из Египта Моисей ведёт евреев к горе Синай, где на 50-й день произойдёт Божественное откровение и будет дана Тора.
Семь недель, отделяющие Исход от Синайского откровения – это не простые недели. Каждую неделю проявляется духовная энергия определённого качества, энергия Дерева Сфирот, подробно описанная в главе "Щит Давида". Это недели духовного совершенствования.
Первая неделя – энергия милосердия, сострадания.
Вторая неделя – энергия строгости, справедливости, Божественного Суда.
Третья неделя – энергия гармонии, красоты, совершенства.
Четвёртая неделя – энергия Вечности, победоносного действия.
Пятая неделя – энергия славы, покоя, возможности в малом увидеть великое.
Шестая неделя – энергия основательности, успешности в делах внешнего мира.
Седьмая неделя – энергия царственности, ответственности за всё происходящее во внешнем и внутреннем мире.
Евреи впитывают эти энергии, духовно очищаются. Физически тоже очищаются – они едят ман – пищу с Небес.
Частично евреи очистились для того, чтобы стоять у Синая. Однако же, 50 дней для полного физического и духовного очищения недостаточно. Когда раздался Голос Всевышнего с Неба, начавшего диктовать 10 заповедей, евреи почувствовали, что они сейчас умрут. Тело и дух Моисея были готовы к этому, а остальных не готовы.
И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть (Исход, 20:19).
Если бы поколение евреев было физически и духовно готово в это время вместить в себя Божественную энергию – то это, считают мудрецы, был бы момент прихода Грядущего мира Гармонии и окончания этого мира, двойственного мира добра и зла.
Так должно произойти в конце времён: когда будет готово поколение совершенных людей – должен прийти Мессия и новый Грядущий справедливый мир, без зла и войн.
После 10 заповедей Господь даёт ещё множество заповедей на Синае, а потом, в процессе пребывания евреев в пустыне, и все остальные. Всего 613 заповедей, записанных в Торе.
Повторим логическую цепочку от Исхода до нового Грядущего мира, о котором говорится во всех религиях:
ИСХОД из Египта – (начало Пути) – 7 НЕДЕЛЬ ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА –
СИНАЙСКОЕ ОТКРОВЕНИЕ (ОСВЯЩЕНИЕ НАРОДА) – ДАРОВАНИЕ ТОРЫ (613 ЗАПОВЕДЕЙ) –
ПОЯВЛЕНИЕ ПОКОЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИ И ДУХОВНО СОВЕРШЕННЫХ ЛЮДЕЙ (ПОКОЛЕНИЯ МЕССИИ), В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЫСЯЧЕЛЕТНИХ ИСПОЛНЕНИЙ ВСЕХ ЗАПОВЕДЕЙ ТОРЫ –
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПРИХОД МЕССИИ – ПРИХОД ГРЯДУЩЕГО МИРА ГАРМОНИИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ (конец Пути).
Мудрецы говорят, что нынешний мир держится на 36-ти праведниках. Шестьсот тысяч евреев стояло у Синая, но они не были праведниками. А будь они праведниками – этого, пожалуй, было бы достаточно для окончания этого мира и прихода Грядущего.
Тора – это инструмент, с помощью которого можно подготовить 600 тысяч праведников. Это будет жилище для Бога, Храм Бога живого. Третий не рукотворный, а духовный Храм. Шестьсот тысяч праведников – это та критическая масса, которая, по-видимому, сможет произвести качественные изменения в мире (смотри главу "Миссия еврейского народа").
Евреи сами не рвались выйти из Египта. Не раз в пустыне они будут роптать на Моисея, с тоской вспоминать горшок мяса в Египте, даже назовут Египет землёй, текущей молоком и мёдом. Вытащил из Египта евреев Всевышний.
Причина избавления евреев – не их заслуги, а будущее служение Богу. Они нужны Богу ради будущей их миссии. Важна не причина выхода евреев из Египта, а ЦЕЛЬ.
На Синае объявил Господь Моисею:
Так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: если будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исход, 19: 5-6).
Тяжелая, но почетная ноша.

ЧАСТЬ 4. СЮЖЕТЫ КНИГИ ЛЕВИТ

4.1. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ В ХРАМЕ – МЕХАНИЗМ ИСПРАВЛЕНИЯ ГРЕХА
 
Как только был построен переносной Храм в пустыне, там начали приносить жертвы.
Исторические данные свидетельствуют о том, что принесение животных в жертву практиковалось с древнейших времён и было распространено среди всех народов.
Цель заповедей Торы, относящихся к принесению жертв, заключается в том, чтобы возвысить жертвоприношения до чисто духовного уровня.
Жертва всесожжения выражает идею полного самопосвящения человека Всевышнему.
Мирная жертва является благодарностью за спасение и милость, проявленные Творцом.
Общественные жертвы раскрывают единство всех членов общины и напоминают о миссии еврейского народа.
Жертвы, приносимые за грех, призваны искупить совершенную ошибку, и перед принесением жертвы человек должен раскаяться в том, что совершил.
Жертва за грех выражает сожаление по поводу совершенного, желание вернуться на пути Всевышнего и приблизиться к Нему.
Один из элементов процесса принесения жертвы заключался в том, что хозяин должен был возложить руки на лоб животного между рогами, и с силой надавить на это место. После этого животное становилось как бы посланцем человека.
Возложение рук на животное, предназначенное быть грехоочистительной жертвой, сопровождалось произнесением исповеди, ибо в этот момент человек мысленно отождествлял животное с дурным началом, которое укоренилось в нём и послужило причиной нарушения закона и от которого он стремится избавиться. Вот такая психотерапия для избавления от своего животного начала.
В жертву приносилось животное без порока, то есть от себя отрывалось лучшее, иначе – какая же это жертва?
Если в жертву приносился хлебный дар, то мука должна быть тонкого помола и использовано ещё и оливковое масло, а также ароматная смола – символ беззаветной преданности Всевышнему. Два составляющих элемента этой жертвы – мука и масло – отличаются от большинства других продуктов, употребляемых в пищу, тем, что человек затрачивает очень много труда и энергии для того, чтобы приготовить их. Поэтому хлебный дар символизирует посвящение труда человека Всевышнему, то есть выражает признание того факта, что все силы, данные человеку, исходят от Бога.
После разрушения Второго Храма прекратилось принесение жертв, и единственным способом искупления греха, подобным принесению жертвы, у евреев стали молитва, раскаяние и пост в Йом-Кипур (День искупления). Это давало искупление за грехи, являющиеся нарушением закона, связывающего человека и Всевышнего, но не давало искупления за грехи, являющиеся нарушением закона, связывающего людей, до тех пор, пока нарушивший закон не испросит прощения у пострадавшего.

4.2. ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ

На этой заповеди стоит христианство.
На этой заповеди стоит иудаизм. Еврейские мудрецы считали, что вся Тора – это развёрнутый комментарий именно к этой заповеди.
Однако большинство людей читали лишь "Новый Завет" и не читали "Ветхий Завет", составной частью которого является Тора. Поэтому у них сложилось мнение, что эту заповедь впервые человечество получило только с возникновением христианства. С иудаизмом же обычно связывают закон "Око за око, зуб за зуб".
Например, директор Нью-Йоркского института Герметизма Джон Бейнс, в своей книге "Звёздный человек" вообще считает, что Моисей получил свои заповеди от Антихриста и именно с Антихристом заключил завет, символом которого стало обрезание крайней плоти у мужчин, то есть договор скреплялся кровью. Долгое время Моисей, как пишет Джон Бейнс, не подозревал, что имеет дело не с Божественным ангелом, а, узнав, ужаснулся.
Получается, что ни Джон Бейнс, ни Антихрист (а это уже совсем странно) не знают, что Моисей ко времени явления ангела в несгораемом терновом кусту, уже 80 лет "обрезан" и все мужчины евреи на протяжении более 500 лет "обрезаются", поскольку Господь заключил этот завет ещё с Авраамом:
И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя (в роды их): да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами (Бытие, 17:9-11).
Заповедь "Люби ближнего твоего, как самого себя" была также дана Моисею и является составной частью "Ветхого Завета" (Левит, 19:18).
Если бы Джон Бейнс оставался последовательным, то ему пришлось бы заявить, что и Христос, и все христиане пользуются заповедями Антихриста, поскольку они взяты из закона Моисея, полученного, по мнению Джона Бейнса, от Антихриста. И, следовательно, большая часть человечества (иудеи и христиане) славят не Бога, а Антихриста. Вот до чего может договориться человек, хотя и считает себя "звездным", т.е. совершенным.
Это уже из раздела об ответственности человека: "Как слово наше отзовётся"… Или: "Какою мерою меряете"…
Относительно Моисеевой заповеди "Око за око": Правильнее перевести: " Око вместо ока". "Вместо" – означает материальная компенсация. А почему в Торе так прямо и не написать: материальная компенсация за око? Выбил кому-то зуб – заплатил деньги. Хочу – все зубы повыбиваю, ну, больше денег заплачу?
"Вместо" – означает максимально восстановить всё, что было. Суд устанавливает, что же нужно: лекарства, плата врачу, может пожизненная пенсия потерпевшему, может поводырь на всю оставшуюся жизнь. То есть, не обиженный мстит, а по суду воздаётся обидчику. И, кроме того, виновный должен заслужить прощение у обиженного. Поэтому Тора и не пишет "материальный адэкват, материальная компенсация".
Разберёмся, кто же такой этот "ближний", которого надо возлюбить, и кого можно считать своим "ближним"?
Суть слова "ближний" на иврите – это тот, кто разделяет твою судьбу, кто готов разделить, облегчить твои беды, оказать тебе милость.
В притче о милосердном самарянине (Лука, 10:25-37) есть разъяснение Христа со ссылкой на Закон Моисея кого считать ближним.
Приведём притчу полностью:
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в Законе (речь о Законе Моисея, то есть - Торе) что написано? Как читаешь? Он сказал в ответ: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём, а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Обратим внимание, что Иисус указывает на то, что заповедь "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" содержится в Законе Моисея (Торе) (Левит, 19:18). И единоверец, который не оказывает тебе милость, он не ближний тебе. А язычник (самарянин был язычником), оказавший тебе милость, вот он есть твой ближний. То есть, дело не в вере, а в отношении к другому человеку. Тот, кто не хочет разделить с тобой твою судьбу, не хочет оказать тебе милость, не хочет потратить на тебя что-либо своё, тот НЕ БЛИЖНИЙ тебе и любить его ты не обязан. Не всякого ты обязан любить, а только ближнего. Грабитель тебе – не ближний, террорист тебе – не ближний, Гитлер – не ближний. И не оказывать сопротивления злу – значит потворствовать злу, значит множить зло и становиться соучастником зла. И, следовательно, быть в ответе за зло (вспомним Закон" Мера за меру").
Многие считают, что Христос заповедал любить всех, каждого. Это ошибочное утверждение как мы видим, поразмыслив над притчей.
Христос завещал любить не всех, а ближнего, то есть, того, кто оказывает тебе милость.

ЧАСТЬ 5. СЮЖЕТЫ КНИГИ ЧИСЛА

5.1. РАЗВЕДЧИКИ
 
Через один год с лишним после Исхода из Египта подошли сыны Израиля к юго-востоку от Ханаанской земли, которую Всевышний обещал их праотцам. После Потопа эта земля была передана потомкам внука Ноя, Ханаану, отцом которого был уже не безызвестный нам Хам. Ханаанцам была предоставлена возможность исправить проступок их предков – неуважение к Ною, и, следовательно, - безбожие. Время, отпущенное Всевышним на исправление, подходило к концу, исправления не произошло, и Закон справедливого Суда готов был вступить в силу: руками сынов Израиля должны были быть вычищены эти "Авгиевы конюшни".
И подошли главы колен к Моисею и сказали:
Пошлём людей перед собой, чтобы разведали они нам страну и рассказали нам о дороге, по которой нам идти, и о городах, к которым нам идти.
 За этой просьбой, которая, на первый взгляд, представляется вполне разумной и обоснованной, скрывался страх предстоящей битвы за обещанную землю. Поэтому главы колен искали повода опорочить эту землю. Об этом говорят их имена, которые выражают их суть. Например, суть имени одного – возведение хулы на землю, другого – спрятал правду о земле, третьего – свысока говорил о земле, и т.д. Этих было десять. Лишь двое из двенадцати по возвращении, сказали: "Земля очень, очень хороша"! И суть их имён была иной. Имя одного – Халев из колена Иудина и суть его – вознёс хвалу на землю. Имя другого – Осия, сын Навина, Моисей переименовал в Иисуса. Почему он сделал это? Осия был из колена Иосифа, сына Иакова, а Иосиф клеветал на своих братьев. Моисей боялся, что склонность к клевете могла стать природной для людей из колена Иосифа, поэтому он к имени Осия добавил одну букву, которая символизировала мудрость Всевышнего, и тем уже оградил Иисуса от присоединения к мнению хулителей земли.
Моисей стремился оградить и остальных десятерых разведчиков от хулы и её последствий. Он сказал им:
Поднимитесь по Негеву (символ мудрости) и к Горе подниметесь.
Слово "гора" и слово "Тора" имеют одно числовое значение. Тем самым, Моисей призывал разведчиков встать на путь постижения Божественной мудрости и таким образом подняться к вершинам Торы.
Посылая разведчиков, Моисей просил их осмотреть земли Ханаана и ещё узнать есть ли на земле деревья или нет.
Моисею было важно узнать, есть ли еще у ханаанцев шанс признать Всевышнего. По информации, полученной от разведчиков, Моисею предстояло понять, что в характерах жителей Ханаана перевешивает: разнузданность или, пусть скрытая пока, способность приблизиться к Творцу.
Но почему в своём наказе разведчикам Моисей так интересуется деревом? Ведь не случайно, разумеется, он ставит задачу узнать про дерево в конце “списка".
Дерево часто — символ гармоничного, достойного человека. Дерево живет и растет, если у него есть корни и ветви. Если оно нормально развивается, то — дает плоды. Жизнь праведного человека подобна жизни дерева. И если на ханаанской земле живет хоть один достойный представитель рода людского, пусть народ в целом даже не стремится нащупать пути Всевышнего, - у евреев нет права завоёвывать эту землю.
Моисею было известно, что на территории Ханаана жил один достойный человек его поколения по имени Иов. Но что с ним происходило, когда евреи подошли к границам страны, не ведал. Жив он или умер? Ко времени Исхода из Египта Иов уже был человеком весьма почтенных лет.
Забегая немного вперед, скажем: Иов умер. Узнав об этом, Моисей в пустыне написал книгу, которая вошла в состав Ветхого Завета под названием "Книга Иова". В ней описан процесс совершаемого Посвящения.
Теперь нам остается лишь выяснить, какие ответы Моисею принесли разведчики.
Недаром Моисей так настаивал на том, чтобы разведчики поднялись выше житейской, "разумной" мудрости. Их донесение лишь подтверждает его правоту. Читаем:
…Страна — текущая молоком и медом. Но все это — ничто, ибо народ, там живущий силен, народ героический… Не сможем войти в эту страну, он (этот народ) — сильнее нас… И мы в его глазах точно (мелкие) кузнечики…Это земля, поедающая живущих на ней. (Числа, 13: 27-34; цитируется в сокращении. Выделено мной).
Но разве Моисей просил разведать, "течет ли молоком и мёдом земля"? Его интересовали в этой стране сущностные моменты. И ему было важно определить духовный потенциал людей Ханаана. Разведчикам же было важно найти повод опорочить землю, и они нашли его. О мёде и молоке они сказали лишь для того, чтобы убедить всех в "объективности" и остальных их оценок земли.
Разведчики принесли лишь один значимый для Моисея ответ, да и то — не исчерпывающий. Они рассказали о похоронах Иова (об этом написано в Талмуде), но даже не разузнали, есть ли в Ханаане люди, подобные ему.
Мы в собственных глазах стали кузнечиками, — сказали они, — и так же выглядели в его (народа Ханаана) глазах… (Числа, 13: 33).
 Вот это – главная фраза, которая говорит о страхе разведчиков и нежелании их биться за землю, обещанную Всевышним.
И было это 9 ава (ава – месяц июль- август).
И плакал народ всю ту ночь; и роптали на Моисея и Аарона сыны Израилевы, и вся община сказала им: лучше бы мы умерли в земле Египетской, или в пустыне этой умерли бы! И зачем Господь ведёт нас в землю эту, чтобы пали мы от меча ( Числа, 14:1-2)?
И сказал Всевышний:
 В эту ночь плакали вы напрасно. Но будет этот день для вас – днём всенародной скорби и печали, и не войдёте вы в обещанную землю, а только дети ваши через 40 лет. Все же мужчины от 20-ти до 60-ти лет умрут за это время в пустыне.
И вот те скорбные события, которые произошли в последствии 9 ава:
• Разрушен Первый Храм 586 г. до н.э. и евреи отправились в изгнание.
• Разрушен Второй Храм 70 г.н.э. и евреи снова отправились в изгнание.
• Пала крепость Бетар – оплот восставших против римлян евреев в 135 г.н.э.
• Изгнание евреев из Англии в 1190 г.н.э.
• Изгнание евреев из Испании в 1492 г.н.э.
• Гитлером подписан "План окончательного решения еврейского вопроса".
Разведчики умерли сразу в этот день 9-го ава: тот, кто побуждает грешить других, заслуживает большего наказания, чем тот, кто грешит сам. Остальные мужчины умирали постепенно в течение сорока лет.
Глава учит нас, что, если человек отказывается выполнять заложенный в нём Всевышним потенциал, то приговор Справедливого Суда будет самым строгим.
Смерть в пустыне искупила грех народа, который не хотел приложить усилия для завоевания земли и исполнения миссии. Люди, знавшие рабство, умерли в пустыне, а в землю Израиля вошли их дети – уже свободные люди, в течение сорока лет изучавшие законы Торы.

5.2. РЫЖАЯ КОРОВА

Когда происходило понижение уровня связи с Источником всего – со Всевышним, это приводило к ухудшению жизненного тонуса человека и в этом случае он становился ритуально нечистым.
Ритуальная нечистота наступала в пяти случаях:
• Прикосновение к трупу – смерть – полная отрезанность от Всевышнего.
• Женщина в период менструации – неспособность к зачатию.
• Женщина после рождения ребёнка – было две жизни в ней – стала одна.
• Семявыделение у мужчины – семя не стало причиной жизни.
• Позволение себе злоязычия – разрыв человеческих связей.
Снятие ритуальной нечистоты производилось окроплением смесью проточной воды и пепла от сжигания огненно-рыжей коровы. В дословном переводе корова должна быть красного цвета. Кроме того, она не должна иметь никаких изъянов.
Что представляет собой "красный" цвет? Это — символ суперматериализма. Это — цвет крови, в метафорическом выражении — знак силы животного происхождения.
Тора, в которой не бывает случайностей, недаром подчеркивает, что корова должна быть красной целиком. Если даже два волоска на ней — другого цвета, она для выполнения заповеди не годится. Иными словами, в данной ситуации необходима модель "абсолютного" материализма.
Теперь рассмотрим второе обусловленное Торой требование: никаких изъянов. То есть для очищения нужна модель "полноценного врага" духовности, чтобы в духовных мирах не возникла идея, что мы одержали победу над тем, кто "слабее" нас. Если уж воевать, то и победа должна быть полноценной, без какого бы то ни было изъяна.
Рассуждая таким образом, будем иметь в виду, что в анализе мы все время имеем дело с некой моделью. Корова, сама по себе, — не "враг", которого надо побеждать.
И, наконец, третье, выдвинутое Торой условие: корова пригодна для процедуры, если с рождения на ней не было ярма. Это — модель свободной идеи, во всей своей силе и полноте. Ярмо в данном случае символизирует признание другой силы, подавляющей эту идею. Но нам предстоит победить не ослабленного противника. Напомним, что после шхиты (когда животное режут особым, предусмотренным Торой способом) огненно-рыжую корову сжигали. Всю без остатка превращали в пепел. В этом и состоит суть модели: силой огня уничтожается идея материализма. Огонь здесь тоже имеет свой символ — "карающий меч Истины". Теперь нам понятен символический смысл пепла коровы.
Пепел смешивали с водой. А вода символизирует любовь, добро. И еще: это — символ передачи Торы, обучения Торе. Кстати сказать, тот, кто обучает другого Торе, делает ему добро в самом высоком смысле этого слова.
И всё-таки, почему именно корова?
Первым прегрешением евреев после получения Торы на Синае было изготовление себе идола для поклонения – золотого тельца. Каждое событие имеет причину и следствие. Причиной рождения телёнка является его мать – корова. Убрав причину – корову, символически снимаем следствие – нечистоту от прегрешения – золотого тельца.
Назначение пепла рыжей коровы – возобновление связанности со Всевышним, нарушенной ритуальной нечистотой.
5.3. СОРОК ДВА ЭТАПА ПРОДВИЖЕНИЯ ОТ ЕГИПТА ДО ИОРДАНА
В судный день, Йом-Кипур, одного козла приносили в жертву Всевышнему, а второго козла отправляли в пустыню к Азазелю.
Во время странствия по пустыне, когда евреи двигались, то всё было нормально. Но во время стоянок, как только "удобно расположились" – приходят искушения, испытания.
Слабые, нестойкие отсеиваются – жертва в пустыню. В страну Эрец-Исраэль войдут лишь стойкие, выдержавшие всё – жертва Всевышнему, на служение Ему.
Войдя в страну и оглядываясь назад, евреи увидели в стоянках вызов и испытания, открытие новых путей, а не помеху и задержку в пути. Они нашли в них не ловушки и препятствия, а ступени лестницы, поднимаясь по которым можно видеть значительно дальше.
Перечень сорока двух стоянок, на которых останавливались сыны Израиля с момента выхода из Египта и до достижения ими восточного берега реки Иордан, – это не только историческое свидетельство о тех трудностях, неудачах и духовных подвигах, которыми изобиловал трудный переход, но и своеобразный урок морали, нравственности и выбора пути правильного служения Всевышнему.