Роза и Лазарь

Елена Махнина
Я не знала своей прабабушки Розы, но я очень хорошо вижу её.
Она была маленькой хрупкой женщиной (все женщины по её линии постепенно увеличивались в размерах и достигли апогея на мне),с копной курчавых волос, с дипломом о блестящем окончании какого-то девчачьего еврейского учебного заведения и со скромненьким приданным.
Я не знала своего прадеда Лазаря, но я очень хорошо вижу его. Обладатель гренадёрского роста и гренадёрского носа(все мужчины по его линии постепенно уменьшались в размерах),он совсем не хотел учиться, бросил зажиточный дом родителей и пошёл на Русско-Японскую войну. Там он в короткий срок сделался бомбардиром и заслужил четыре Георгиевских Креста за доблесть, меткость и оторванную в самом конце войны левую руку.
В те времена у евреев не было права землепользования. Но Лазарю пожаловали именным царским указом щедрый отрез чернозёма в селе Березовка, что под Одессой.

Где он выцепил себе Розу - родовая история или умалчивает или врёт на разные голоса.
У матери моей есть и Указ и несколько пожелтевших фотографий на плотном картоне, где они расположились по тогдашней моде : Роза в кресле, а Лазарь у неё за спиной, положив на её плечо, уцелевшую руку. Её платье и причёска ретропрекрасны, его мундир - добротен и красив .За их спиной ваза с цветами и нарисованный экзотический пейзаж.
- Улыбочку! – наверное, говорил им фотограф.
Но их лица серьёзны и строги. Как будто они уже знают, что их ждёт впереди.
Отстроенную горбом и потом усадьбу - откулачат будёновцы.
От заворота кишок в нищей постреволюционной Одессе умрёт совсем молодой ещё Лазарь.
Старший сын их Саша , не смотря на эпилепсию пройдёт всю Отечественную ,а сгинет в день своего возвращения в родную квартиру на Привозной, выйдя на 5 минут за папиросами, безвозвратно и без следа.
Средний сын Израиль уедет учиться в Москву, да там и останется, отдалившись от родных не только географически, но и душой.
Младшему сыну Лёвке прострелят на Великой горло. Он будет всю жизнь разговаривать шепотом .
Единственная и самая младшая дочь Люся в узбекской эвакуации изведёт себе желудок опилочными пайками и проживёт всю оставшуюся после резекции жизнь, в жёсткой зависимости от питания по расписанию. Да ещё выйдет замуж за румына, отсидевшего 6 лет в концлагере улучшенного типа для заграничных перебежчиков.
Рано овдовев, Роза будет боготворить красавца – зятя. Но услышав однажды в голове зовущие голоса, уйдёт от дочери и внуков в неизвестном направлении. А найдётся через пол года, только мёртвая и только для похорон.

Так поразительно близко чувствую я их, глядя на жухлое картонное фото.
Роза и Лазарь .Я люблю вас…