Я открываю Куприна

Джейнсис
Здравствуй, мама.
Плохие новости:
Герой погибнет
В начале повести…

Я открываю Куприна… и?
Нет, я открываю повести Александра Ивановича Куприна, удивительного писателя. Удивительного хотя бы потому, что в его произведениях открывается прекрасный мир. Мир Любви. Да, любовь может быть несчастной. Но ни горького осадка, ни отрицания Любви после чтения повестей А.И.Куприна не остаётся. Только спокойствие. Спокойствие и грусть. Грусть, которую можно назвать светлой. Как воздух ранней, солнечной осенью в роще или в лесу. Чистый, прозрачный, лёгкий…
А бывает ли вообще любовь несчастной? «От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью», - пишет один из героев повестей. И это – несчастная любовь? Ту, ради которой стоит жить, нельзя так назвать. «Ну скажи же, моя милая, по совести, разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви – единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженный? … А раз её нет, женщины мстят. Пройдёт ещё лет тридцать… я не увижу, но ты, может быть, увидишь, Верочка. Помяни моё слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных рабов. Их сумасбродные прихоти и капризы станут для нас мучительными законами. И всё оттого, что мы целыми поколениями не умели поклоняться и благоговеть перед любовью. Это будет месть», - говорит другой герой, в чьи уста вложены слова самого автора…
А.И.Куприн преклоняется перед любовью. Он верит в неё. И в своих произведениях показывает не грязную, пошлую потребность в любви, а высокую, чистую, истинную Любовь… Читатель видит не только любовь материнскую и ребёнка к родителю. Любовь-уважение, любовь-трагедию, любовь-величайшую тайну в мире. «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». Автор (почему-то возникло безумное желание назвать А.И.Куприна поэтом! Может, Поэтом Любви…) не просто любуется или восхищается любовью. Он её воспевает.
Помимо постоянной и основной темы Великой Любви у А.И.Куприна вполне стабильно возникает тема судьбы, в той илииной мере. Тема Рока. Страх Судьбы. Судьба… Она неизменна, жестока. «Судьбу нельзя два раза пытать… Не годится…Она узнает, подслушает… Судьба не любит, когда её спрашивают. … Что у судьбы положено, разве от этого убежишь?». Странный, почти панический страх и безотказная вера в Судьбу проявляются в повестях «Гранатовый браслет» и «Олеся»... И почти такая же Вера в Бога. И попытки объединить фатализм и Веру, вполне, на мой взгляд, успешные…
Легко воспринимающийся, простой для понимания и чтения язык А.И.Куприна придают его повестям особый шарм…
Но для меня мир повестей Александра Ивановича Куприна в первую очередь остаётся Миром Любви. И уж потом – фаталистической Верой в Бога. И огромным жизненным опытом.
Грусть, лёгкая, прозрачная, сладкая…

Любовь, как случайная смерть,
Любовь, как случайная смерть,
Любовь, как случайная смерть,
Любовь…
(Zемфира, «Любовь, как случайная смерть»)