Эпизоды жизни. Эпизод второй академическая гребля

Папин-Сибиряк
Мама отнесла мои документы в школу №1,она была на той же улице, что и 32,только ближе к дому. Тут у меня сразу появилась куча друзей. Что интересно, я их всех помню! Прошло 32года, и всех! А проучился всего два года! А с теми, с кем проучился восемь лет, в 32 школе, никого... Детская память не сохранила не только имена, но и фамилии... И в этой школе я ожил! И откуда, у меня, что взялось? Меня, как подменили. Я стал, весёлым, общительным, компанейским парнем!
Как- то зимой, вечером, я возвращался через парк домой. Смотрю, толпа парней и девчонок, моего возраста, прыгают "зайчиками" по сугробам. Ну, я съехидничал в их адрес, и пошёл дальше.
Меня догоняет тетя, лет 23-25,и говорит, что это секция академической гребли, и если я хочу, то тоже могу заниматься. Я не стал ломаться, и пришёл на следующую тренировку. Потом я привёл друзей по двору, а потом половину класса. Иннеса Михайловна, так звали тренершу, очень была мной довольна: собрать столько школьников в короткое время, без всяких объявлений. Я был большой удачей для неё.
Только лёд сошёл на Курье, нас начали учить плавать на лодках. Учились садиться в лодку, вылазить из нее. Потом отчаливать от "плота", причаливать. Потом технике самой гребли. Скомплектовали экипажи. Я по своей комплекции стал рулевым. Учился рулить недолго. Немного покатавшись рулевым, сообразил, что надо рассаживать гребцов, так, чтобы сила гребка и слева и справа, были одинаковые, самому меньше работы. И стал "специалистом руля" на "распашных" лодках.
В академической гребле лодки двух типов: распашные: у каждого гребца, по одному веслу, как на галерах; и парные: у каждого гребца по два весла.
Поплавал, потренировался. Рулевой, сорок процентов победы, а остальное зависит от физической силы и подготовки гребцов. Стали выступать на разных соревнованиях. За лето их пять, семь разных уровней, от местного значения, до всероссийских. В 9 классе меня взяли в сборную института, где была эта секция, после того, как лодки, которыми рулил я, занимали призовые места, сначала среди школьников, потом студентов, и, наконец, после первенства Сибири! Главный тренер Иванов Анатолий Иванович, решил, что это заслуга не экипажа, а только рулевого. В команде все были студентами, один я школьник! В мае 1972г. поехал на "Спартакиаду студентов", в Воронеж. С этой командой, я ни разу не плавал... Первый заезд "восьмёрка распашная", с рулевым.
Меня садят рулевым. Я первый раз на таких больших соревнованиях, Первенство Сибири не считается, это было как большая тренировка, там было всего 7экипажей. И там я был со своим экипажем из школьников...
Нам досталась пятая дорожка, из восьми. Ширина дорожки, где-то метров десять.
Ширина дорожки складывается из: размаха весел, и плюс на маневрирование, если лодка собьётся со своей дорожки, Длина одного весла больше двух метров, и ширина лодки 80 сантиметров. Дорожка размечена буйками, метров через десять. Это я описываю для того, чтоб было понятно, как я рулил... Перед стартом, сзади лодку с плота держал пацан. По стартовому выстрелу, он отпускает лодку... Загребной, это гребец, сидящий перед рулевым, самый высокий, и сильный, начинает, стартовый загреб: три коротких, один длинный гребок, и так пока лодка не наберёт нужную скорость. А это уже определяет рулевой. Так как только он сидит лицом к "носу», и видит, как далеко до финиша. Он должен распределить силы гребцов, так, чтоб их хватило на финишный рывок, и в то же время, не отставать, не более чем на полкорпуса, от лидера, или, по крайней мере, стараться делать так.
Старт! Стартовый загреб... У меня лодка завиляла из сторону в сторону, как будто, я первый раз сел... Лодка влево, я верёвку руля выворачиваю вправо, и наоборот... Не мог понять, какая сторона сильней гребет. Наконец поймал рулём положение, при котором лодка пошла прямо. Догоняем лодку Казани, но идём слишком близко к границе дорожки.
И когда, мы с ними шли в полкорпуса, т. е. они впереди нас на половину корпуса лодки, я испугался, того, что мы идём близко от границы, попытался, постепенно отклонится от края дорожки на середину, и опять сбился руль. А скорость приличная...
Вот наша лодка, входит в "отработанную воду", это вода, по которой только что гребли соперники... Лодки идут на сближение... Я ничего не могу сделать: силы неравные, я один против восьмерых, и не знаю, вернее, я уже не понимал, какая сторона сильней гребёт? И только наблюдаю, как бы со стороны... ничего не предпринимая для спасения положения. Рулевой Казани, пытался отвернуть, но у него ничего не получилось. На чужую дорожку он не стал заплывать, и хотел на скорости от нас отделаться, но мы не отставали... И вот мы флюгаркой, это вроде мячика, на конце лодки, для таких случаев, тараним лодку татар, и как- то получилось так, что лодки пошли параллельным курсом. Раздались удары весёл друг о друга... Потом гляжу, гребцы, стали вылетать из лодок, что с нашей стороны, что с лодки Казанцев. Вылетали, где- то на высоту полметра, и падали в воду... Кто под весла, кто мимо... Это получалось потому, что сила гребка очень большая, и когда вёсла с противоположных сторон "цеплялись» друг за дружку, то тот, кто был легче, вылетал из лодки...
Мимо нас проплывает, судейский катер, и судья с него орёт в мегафон:
 -Табань!
Никто, кроме меня не слышал. Тогда он с разворота, волной притапливает нашу лодку наполовину водой. {Табань, это вёсла на полном ходу все опускают в воду, как бы тормоз}! И под улюлюканье зрителей мы приходим к финишу последние... Ребята выливают воду из лодки, переворачивают её к верху дном... Сели на неё.
 - Продули наверно потому, что Петров, не получил "крещение".
сказал один из гребцов.
Пытались перегнуть меня через лодку, я сопротивлялся. Но куда мне пацану, против восьмерых здоровых парней! Перегнули, и начали по заднему месту бить, каждый по разу кедами, это называется "бить банки". За этим занятием нас застал главный тренер.
 -Прекратите! Петров, я удивляюсь, как это вы выигрывали соревнования? Ты же рулить не умеешь! Тебе учиться и учиться... Да, подвел ты команду! А впереди, Всероссийские соревнования. Что с тобой делать, ума не приложу?
Я ему объясняю, что я просто своих ребят рассадил, не по росту, как принято {рассаживали так: самый высокий перед рулевым, так как у него самый большой размах рук, и по убывающей, т. е первый номер, который сидит на "носу", самый маленький, из гребцов}, а по силе гребка! А Инесса Михайловна не вмешивалась в мои манипуляции, ей важен был конечный результат. И если бы сюда приехал экипаж школьников, то мы всяко не опозорились, и до финиша дошли бы, хоть и последние, но достойно. И тем более, я своих ребят рассаживал, ни один день.
Пообедав в ресторане на выданные талоны, мы вернулись на реку, и до позднего вечера, меня студенты катали на распашной "четвёрке" с рулевым, а я подбирал "номера": чтоб сила гребка с двух сторон была одинаковой. Мы больше уже не участвовали, в соревнованиях, и смело могли ехать домой. Анатолий Иванович рассудил, что поездка домой, это лишняя трата драгоценного времени, которое нужно на тренировки. И решил остаться здесь, тем более, что Липецк рядом. Мы продолжали тренироваться. Дня через четыре начались полуфинальные заплывы. Я уже почти рассадил гребцов, как мне надо, надо было просто видеть реального соперника, чтоб проверить это в деле. А кататься просто так, слегка шевелить верёвкой руля, бессмысленно. Иванов спросил у судейской коллегии, разрешения, на участие в заплыве «внештатно", те дали "добро".
Стартовый выстрел! Начался стартовый загрёб! Лодка понеслась вперёд! Мы шли по самой крайней "воде", чтоб не отвлекать внимание болельщиков. Между нами и участниками полуфинального заплыва было две дорожки. И опять ближняя дорожка занята казанцами. Мы шли на равных, «нос к носу". Только сейчас я заметил, что рулевой, у них имеет громкоговоритель, прикрепленный ко рту. И он в него всё время орёт. То, что все рулевые орали, я заметил, и на других соревнованиях. Они как бы задавали темп. Я рулил молчком, просто скажу загребному, чтоб тот или снизил темп, или нарастил.
Мы пришли последние, отстали от "последнего финалиста", на полкорпуса. Это был уже результат! На следующий полуфинал нас не допустили, и мы, погрузив лодки на машины, поехали поездом в Липецк. Через день, после нашего приезда, подвезли лодки, и начались тренировки. Нас поселили в гостинице, недалеко от реки, и поэтому мы тренировались весь световой день. Я "подгонял" гребцов под себя. Сперва они молчком терпели мои прихоти, потом начали роптать, но Иванов своей властью остужал их. Июнь 1972г. Всероссийские соревнования! И мы вышли в финал! На финальном заплыве, у "пятого" номера поломалось колёсико у банки. (Банка, это тележка, на которой сидит гребец). И из семи лодок, мы пришли четвертые! Но это уже техническая поломка, с кем не бывает! Июль1972г., Всесоюзные соревнования -4место на "восьмёрке распашной",3 место на "четвёрке распашной".
Я стал, К.М.С. по гребле, минуя все разряды! После 10класса, меня "автоматом", зачисляют студентом дневного обучения Томского института радио и электронной техники.
В тот же день, когда был выпускной бал в школе, я летел в Москву на Всесоюзные соревнования. Соревнования проходили в новом гребном бассейне Крылатском, в 1973г. Заняли 4 место по Союзу, из пятнадцати! Тренер напивается на радостях, и теряет паспорта большинства членов команды. Днём, он одной части команды даёт билеты на самолет, а другой, и мне в том числе, на поезд. И сказал прийти на вокзал к 16.30.Я пришёл 18.30.Часов не было, и забыл разницу во времени.
В кармане ни копейки, а только билет в купейный вагон. Последний раз ел мороженое днём! Следующий поезд до Томска, завтра. Сколько времени я потратил
у справочного автомата. Искал ближайший, скорый поезд на Восток, чтоб он хотя бы догнал мой поезд. Не знаю, но на что- то надеялся. И нашёл! Скорый
«Москва-Красноярск», должен перегнать наш поезд, и даже встречаться на нескольких крупных станциях. Все зависело от соблюдении поездами графика движения. Я мог бы и не догнать, и не пересесть на свой поезд. А как бы я добирался, если бы это случилось? Ума не приложу, но, что нибудь придумал бы,я так думаю. Всё я это прекрасно понимал.
Но всё - таки это было ближе к Томску. И я рискнул, меняю купейный билет на
"общий", без сдачи. Залез на вторую полку, спускаюсь, только в туалет,
напиться воды, как- то заглушить голод. В «общем» вагоне, люди ехали на небольшие расстояния, и поэтому не было, ни матрацев, ни постельного белья. Пассажиры меняются, регулярно. До меня никому нет дела. Я выскакиваю на больших станциях, и узнаю, когда проехал «мой» поезд. На вторые сутки, проводницы затащили меня к себе и накормили. Раза три встречались с "моим "поездом, но невозможно было пересесть: то двери в одну сторону открывались, то "мой" поезд уже отходил! На третьи сутки, ночью, догнали мой поезд, в Новосибирске! Я подбежал, к какому то вагону, и прошусь, чтоб меня взяли в вагон. Сую проводницам свой билет,перекомпассированный,на другой поезд.
У проводниц глаза стали большие. Не верят! Пошли к бригадиру, тот повертел билет, и разрешил доехать, и даже в своём вагоне! Но я же не дурак, я знал, чем мне это грозит. И я доехал в «общем» вагоне. Когда приехали в Томск, я, прячась, от пассажиров, побежал домой. Прихожу домой, мама в ужасе: грязный, голодный. Я как- то выкрутился, не стал правду говорить.
Отоспался, пошел к другу по гребле. А он говорит, что меня объявили во всесоюзный розыск... И главный тренер остался в Москве, меня искать...
На следующий день я прихожу на тренировку. Все в шоке, увидев меня, живого и здорового. Они же думали, что я в Москве. Ну и началось...
Сообщили тренеру в Москву, он приезжает. Выгнал из команды, а осенью отчислили из института. И армия. Больше я не интересовался греблей.
 Когда я пришёл из Армии, к нам зачастила бывшая классная руководительница, которая оставила меня на второй год. Она приносила, какие-то пособия для поступления в В.У.З. Я долго её терпел, потом спросил её:
-Почему, вы меня оставили на второй год, а сейчас ходите, как бы грех замаливаете?
Она, что- то пробурчала в ответ непонятное. И тогда я её выгнал... Родители были в шоке от моего поступка. Они никак не ожидали от меня такого поступка: как же интеллигентный мальчик, и такое...
"Классная» быстренько собралась и удалилась, больше я её в жизни не видел. Родители пытались меня осудить за мой поступок, Но я считал себя правым. Я уже был мужчиной, прошедший Армию. В армии я узнал, как судят по поступкам человека: или опускают ниже" канализации", или уважают.
В октябре 2005г. 32 школе было 40 лет. Я позвонил туда, и узнал, что директор, моя одноклассница по "первому восьмому" классу. И я ей сказал, чего добился в жизни второгодник. Я представил, выражение её лица. И я тоже понял, что я всю жизнь, подсознательно доказывал, этой школе, что я не такой, каким они хотели меня сделать! Жаль, только, что та, классная руководительница, которая меня оставила на второй год, не работает.
Я не знаю, чего бы я добился в жизни, если бы не "второй год"? А так :два К.М.С.:по академической гребле, классической борьбе! И самое главное, чем я утёр им нос, это высшее образование. Чтоб второгодник получил высшее образование, без всякого спорта, а только своим умом! Это уникум, один на миллион, и это Я!
.В прошлом году исполнилось 35 лет секции академической гребле. Я случайно об этом узнал. Просто я в этот день загорал на Курье с сыном, и с другом, который разгадывал от безделья кроссворд. И там был вопрос "Как называется лодка в академической гребле?" Я не знал! Мимо проплывал на "парной" одиночке парнишка, я спросил у него. Он тоже не знал, и уплыл на «плот», узнать. Там тоже никто не знает, умного названия лодки. Я спросил
 - Тренирует ли ещё Иннеса Михайловна?
 Он ответил, что тренирует. Я попросил, чтоб передал "привет". Он снова приплывает, и спросил, от кого привет? Я вырвал у друга клочок бумажки, и написал от кого.
Он уплыл. И за нами прислали шлюпку, чтоб перевезти на противоположный берег, где в это время и шло торжество...
Меня встретили, как родного! Анатолий Иванович, он сейчас уже на пенсии, жалел, что погорячился со мной. Они ждали меня из Армии, и думали, что я после армии буду восстанавливаться в ихний институт. А я кончил другой, политехнический!
Академическая гребля, только зарождалась в Советском Союзе. И использовали опыт, накопленный западными спортсменами. Но даже, когда меня выгнали из команды, Иванов использовал, мой "ленивый» опыт: рулевые сами стали рассаживать гребцов, как им было надо. А остальное зависело только от гребцов. От их опыта, физической силы, выносливости.
Единственно о чём я сожалею, что все грамоты, кубки и медали, были в то время в единственном экземпляре, и вручались "Загребному", т. е "восьмому номеру", как капитану команды, а потом передавались в музей "Спортивной Славы" Института! А остальным ничего... И всё моя эпопея сохранилась только в памяти моей и очевидцев тех событий...
Если бы сын не узнал из "первоисточника» о своём отце, то он бы никогда не поверил, если бы эту историю, рассказал ему я!