Комбинатор

Арсений Данилов
Что мы знаем о правде, или, как ее еще называют на берегах Нила, об истине?
Что мы вообще знаем и знаем ли мы больше, чем не знаем? Почему статьи в глянце-вом египетском еженедельнике кажутся откровенной ложью, а речи сальвадорского оракула, звучащие утром по радио, собирающийся на работу шахтер жадно ловит коричневыми уша-ми? Словно и не минуло тридцать лет со времен второй парагвайской войны, словно есть еще в домах таинственные телевизоры, которыми, говорят, были набиты жилища древних цивилизаций, рекламные щиты слепят нас белозубыми улыбками любителей выпить и поку-рить, а слово, преобразованное в электрические импульсы, становится стократ убедительней.
Правда приходит к нам внезапно, мы не можем предугадать дорогу, которую она вы-берет в следующий раз и чей рот или чье перо донесет ее до нас тогда, когда, казалось, мы уже разгадали тайны прошлого и настоящего.
Книга М. Дж. Кебе начинается с поистине замечательных слов: «Правда не просто набор фактов. Правда – это правильная их комбинация». Конечно, это высказывание вряд ли исчерпывает затронутую нами во вводном абзаце тему, однако она позволяет лучше по-нять человека, работа которого может перевернуть целый пласт современного исторического знания и сделать для нас то, чего не смогли сделать толстые тома исторической энциклопе-дии, вышедшие недавно из-под печатных прессов Императорской академии.
Сама судьба М. Дж. Кебе учит многому.
Его имя стало известно более пятнадцати лет назад, после поимки самого знаменитого в истории Сенегала серийного убийцы. Впрочем, назвать это поимкой в полном смысле сло-ва нельзя – М. Дж. Кебе явился в жандармерию с повинной, заявив впоследствии на суде, что сделал это в интересах установления истины, потому что для него было невыносимо видеть страдания неведения миллионов простых людей.
Явка с повинной в нашей стране издавна является важным смягчающим обстоятель-ством, однако тяжесть совершенных М. Дж. Кебе преступлений оказалась такова, что он по-лучил высшую меру наказания – пять пожизненных сроков заключения, – с отбыванием в одиночной камере императорской тюрьмы. Императорская тюрьма славится своей библиоте-кой, ее фонды не беднее фондов библиотеки конгресса Сальвадора. Хотя сам М. Дж. Кебе никогда этого не говорил, кажется вполне доказанным тот факт, что преступления он совер-шал исключительно в надежде стать посетителем этой самой библиотеки.
Однако на его пути оказалось неожиданное препятствие – осужденные, получившие высшую меру наказания, в библиотеку не допускаются. Только сейчас парламент рассматри-вает новую поправку к конституции, которая должна отменить жестокое правило, но М. Дж. Кебе не хотел и не мог ждать пятнадцать лет.
Он начал усиленно заниматься спортом и спустя два года побил мировой рекорд по непрерывному поднятию пудовой гири. Выдающееся достижение не осталось незамеченным – три пожизненных срока были отменены, и М. Дж. Кебе смог, наконец, попасть в сокро-вищницу знаний.
Как известно, в то время у него еще не сформировались конкретные научные интере-сы, однако вскоре после смягчения наказания произошел знаменитый, описанный сегодня во всех букварях случай с хлебным мякишем и молодым жандармом, который заставил М. Дж. Кебе обратить свое внимание на историю.
И вот сегодня мы имеем возможность удовлетворить извечную жажду познания кни-гой «История белых цивилизаций», которая несет каждому, кто ее откроет, небывалое на-слаждение сопричастности к величайшему открытию в общественных науках со времен пи-рамид Римана.
Надо сказать, что М. Дж. Кебе, один из предков которого играл в московской фут-больной команде, хорошо знает русский язык. Это позволило ему переработать ряд архив-ных документов, привезенных предком-футболистом на родину и оказавшимся в фондах библиотеки. Работа эта привела М. Дж. Кебе к первому чрезвычайно интересному открытию. Ему удалось точно датировать отмену в Советском Союзе так называемого крепостного пра-ва, и оказалось, что событие это поразительно близко к другому важнейшему событию в ис-тории африканской цивилизации – древней междоусобной войне в Северо-Американских Соединенных Штатах.
Монография, посвященная этому открытию, стала первым опубликованным трудом М. Дж. Кебе, однако так как сама по себе она никоим образом не противоречила традицион-ной науке, то и прошла совершенно незамеченной, если не считать дежурной рецензии в «Дакарском афровольце».
Человек с обыденным складом ума, вероятнее всего, принял бы близость двух мас-штабных исторических событий за простое совпадение, незаурядные способности М. Дж. Кебе позволили ему увидеть в этом истоки удивительной закономерности.
Он продолжил важную и поистине титаническую работу по датировке советской ис-тории. Ему удалось установить сроки правления императоров династии Романовых от Нико-лая I до Юрия Андропова и выпустить еще одну монографию, посвященную причинам отка-за от сквозной нумерации советских национальных лидеров. Эта монография также не вы-звала почти никакой реакции мирового научного сообщества (статья в «Дакарском афро-вольце» так и называлась – «Бесшумные труды», кроме работы М. Дж. Кебе в ней упомина-лась еще брошюра академика фон Мнгуни «Великий поход», посвященная ритуальным гон-кам на автомобилях, следы которых он обнаружил во время раскопок в окрестностях нашей столицы).
Между тем, эти две монографии – я имею в виду работы М. Дж. Кебе – стали тем мо-гучим фундаментом, на котором было воздвигнуто здание «Истории белых цивилизаций». В частности, автор установил , что описанное в традиционной хронологии «отстранение от власти» Никиты Хрущева (прозвище, предположительно, было связано с проводимой этим императором аграрной реформой) почти в точности совпадает с убийством американского президента Джона Кеннеди. Незаурядное воображение М. Дж. Кебе уже тогда, вероятно, на-чало рисовать новую историческую картину, которую до сих пор не в силах увидеть многие замшелые теоретики в пыльных кабинетах императорской академии.
Надо сказать, что работа настоящего ученого – каким, несомненно, является и М. Дж. Кебе – почти всегда, в отличие от нечистоплотных изысканий охотников за сенсациями, опирается на труды предшественников, даже если она и носит поистине революционный ха-рактер.
М. Дж. Кебе, обратившись к истории мировых междоусобных войн, после небольшой проверки и скорее косметической корректировки принял традиционную хронологию, как вполне достоверную. Но, в рамках своей теории о комбинации фактов, он сделал парадок-сальные, а потому почти наверняка правильные выводы.
Как известно из традиционной хронологии, участие Советского Союза и Америки в первой мировой междоусобной войне являются непересекающимися множествами. Вступле-ние Америки в войну по срокам совпадает с революцией в СССР и последовавшим за ней так называемым Брестским (вероятно, от русского слова брести – идти, уходить, скрываться) миром.
В то же время вступление Америки в войну являлось едва ли не столь же радикаль-ным поворотом в политике государства, как и революция в СССР. В связи с этим М. Дж. Ке-бе впервые явно выдвигает гипотезу о тождественности этих двух вроде бы разных госу-дарств. По М. Дж. Кебе, революция и смена политического курса привели не к выходу из войны Советского Союза, а просто к грандиозному стратегическому маневру силами с вос-точного на западное направление. Кстати, недавно академик фон Мнгуни, один из немногих сочувствующих М. Дж. Кебе «официальных» ученых, предположил, что физически никакого маневра не было, и что имеющееся в летописях упоминание о переносе решающих сражений войны на «западный» фронт является просто аллегорическим описанием смены политиче-ского курса и военного руководства в крупнейшей из воюющих стран.
В дальнейшем внимание М. Дж. Кебе привлекает уже вторая мировая междоусобная война. Здесь даты участия Советского Союза и Америки установлены с точностью до дня – 22 июня и 7 декабря 1941 года нашей эры по древнему летоисчислению (по разным подсче-там, от трехсот до семисот лет назад). Но есть еще третья дата, которая и привлекла внима-ние узника императорской тюрьмы. 5 декабря 1941 года считается началом знаменитой Мос-ковской битвы (известной также под названием Ледового побоища), переломившей ход вой-ны и послужившей началом к разгрому франко-германской коалиции. Здесь М. Дж. Кебе вы-двигает гениальную гипотезу о метафорическом значении даты 7 декабря 1941 года. Он предположил, что древние летописцы имели ввиду вступление Америки (и СССР) в войну «по-настоящему», для иллюстрации автор приводит выдержку из уже упоминавшегося архи-ва своего предка: «по-настоящему москвичи заиграли только после тридцатой минуты вто-рого тайма, когда счет был уже 2:0 в пользу амстердамского клуба».
Разрабатывая дальше тему войны, М. Дж. Кебе обнаружил, что подобный паралле-лизм присутствует на протяжении всего хода боевых действий. Падение Тобрука и Севасто-поля, операции под Сталинградом и Эль-Аламейном, высадка на Сицилии и Курская битва –эти ключевые события отстоят друг от друга на месяцы и даже дни. Может ли такое быть случайным?
Не ускользнула от цепкого взгляда М. Дж. Кебе и следующая интересная особенность восточных и западных летописей. Подробно освещая события на «своем» участке боевых действий, они зачастую полностью игнорируют действия союзников, и только в более позд-них текстах, составленных спустя многие годы после окончания войны, появляются куцые абзацы, посвященные «второму фронту». К сожалению, состояние этих летописей плохое, и далеко не все они поддаются чтению и расшифровке. Тем не менее, на основе имеющихся данных М. Дж. Кебе выдвигает следующую гипотезу – то, что мы сейчас принимаем за опи-сание действия союзника, на самом деле было примечанием к основному тексту, описываю-щим некоторые подробности и предлагающим нетрадиционную трактовку дат и географи-ческих названий, например, для национальных меньшинств.
История двух государств – как мы считали раньше – после второй мировой междо-усобной войны своей синхронностью напоминает движения студентов хореографического института, еще не одновременные, но очень близкие к этому. СССР и Америка создают ос-тающееся для нас загадкой ядерное оружие (некоторые авторитетные ученые полагают, что это были крупные животные – слоны, киты, буйволы – с имплантированным зарядом взрыв-чатого вещества), организуют военно-политические блоки государств, обозначаемые таинст-венными сочетаниями иероглифов НАТО (иногда пишется как NATO) и ОВД, совершают «полеты в космос» (вероятно, имеется ввиду применение наркотических веществ во время религиозных обрядов). Все эти важнейшие события происходят практически одновременно. Конечно, синхронность можно объяснить соревнованием двух наций, собственно говоря, так ее и объясняли последователи традиционной хронологии. Однако подобная трактовка может относится только к положительным событиям. Между тем, М. Дж. Кебе обнаружил синхро-низм и в национальных катастрофах. О первом совпадении – смерти Джона Кеннеди и от-странении от власти Никиты Хрущева – мы уже говорили. Есть и другие, не менее удиви-тельные. Автор «Истории белых цивилизация» особое внимание уделил двум из них: взрыву космического корабля «Челленджер» и Чернобыльской катастрофе, произошедшим с интер-валом в несколько месяцев. Технические подробности событий нам неясны, однако точно известно, что они воспринимались в СССР и Америке как общенародная трагедия, и М. Дж. Кебе вполне обосновано предположил, что это было на самом деле одно и то же событие.
Отдельная глава в книге М. Дж. Кебе посвящена террористическим актам в Москве – предположительно, столице СССР, – и Нью-Йорке, как считается, столице Соединенных Штатов. По имеющейся на сегодняшний день информации, в Москве 9 и 13 сентября 1999 года были взорваны два жилых дома. В то же время, как считается, в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года в результате террористической атаки обрушились два высочайших в мире небо-скреба. Высота их, по мнению современных исследователей, могла достигать восьмидесяти метров.
Как нетрудно заметить, число 11 является средним арифметическим 9 и 13. Этот факт и натолкнул М. Дж. Кебе на главный вывод его книги: «история Северо-Американских Со-единенных Штатов, как мы ее сейчас знаем, представляет собой поэтизированное и попу-ляризованное описание истории Советского Союза».
В этом контексте чрезвычайно интересно выглядит миф о «холодной войне». Слово-сочетание это для любого современного человека кажется абсурдным. Тем не менее, указан-ным термином обозначен довольно продолжительный период в истории двух государств, по завершении которого Советский Союз перестает упоминаться в летописях (некоторые иссле-дователи, правда, считают, что в более поздних текстах Советский Союз называли Ираком, Северной Кореей и Белоруссией, что кажется маловероятным).
М. Дж. Кебе – и в этом, безусловно, его главная заслуга, – первый правильно расшиф-ровал величайший древний миф, описал его в духе сенегальской национальной традиции и протянул тем самым нить, связавшую нашу страну с величайшими цивилизациями древно-сти. Автор «Истории белых цивилизаций» предположил, что «холодная война» – это борьба двух художественно-научных школ в древнем государстве, пропагандировавших разный подход к описанию происходящих событий. Одна из них, советская, выступала за четкий, почти документальный и одновременно возвышенно-трагический стиль повествования. Дру-гая, американская школа характерна безудержным оптимизмом, поверхностным взглядом и легковесным языком. Неудивительно, что выполненные в таком духе тексты легко воспри-нимались широкими слоями населения, а потому приносили авторам солидную прибыль и вытеснили в итоге с научной арены тяжеловесные тексты советских историков (что и объяс-няет исчезновение упоминаний о Советском Союзе). Как отмечает М. Дж. Кебе, то время, которое мы знаем исключительно по американским материалам, отличается поразительно мелким масштабом происходящих событий и пристальным вниманием к материально-экономической стороне жизни.
Таково основное содержание вышедшей недавно книги М. Дж. Кебе «История белых цивилизаций». Автор ее по-прежнему находится в императорской тюрьме и, как сообщает пресса, трудится над новыми открытиями. По поводу обрушившейся на него критики он не опубликовал ни строчки. Как говорят служащие в тюрьме жандармы, сейчас М. Дж. Кебе за-интересовала философия. Ну что ж, будем с нетерпением ждать новых комбинаций извест-ных фактов.