Болтик

Андрей Безуглов
Значит так. В одном большом городе, в большом гараже жил большой автобус. Автобус ездил по разным городам и странам, много видел, много чего мог рассказать, и был очень уважаемым и важным.
-«Уф-р-р-р-ры-ы-ы», - первым заговаривал мотор, когда надо было ехать. «Сча-а-а-ср», - говорила коробка передач, «у-у-ух-у», - говорили колеса, и автобус радостно выезжал из гаража, чтобы возить мальчиков и девочек и их родителей. «Е-е-е-еду, е-е-еду», - гудел мотор, «впер-р-ред», - говорила коробка передач, «быс-с-стро, быс-с-стро», - переговаривались между собой колеса.
Был в этом автобусе маленький болтик, который стоял в коробке передач, был вечно в масле и ничего почти не видел.
«Несправедливо», - думал маленький болтик. «Автобус все видят, все хвалят. А кто видит меня? кто хвалит меня? Автобус греется под солнцем, его ласкает ветер. А кто ласкает меня?». «Решено!», - заскрипел маленький болтик. «Завтра же ухожу. Буду искать себе новую жизнь. Лучше чем эта».
- «Ты что, ты что», - зацыкали на него другие детали.
- «Не смей, не смей», - проговорила коробка передач.
- «Поду-у-умай», - прогудел двигатель, а автобус только горестно вздохнул – «У-уф-ф-ты».
- «Как он может», - ночью в гараже переговаривались детали. «Это очень непорядочно - бросить нас и куда-то уйти», - шептали гаечки. «Он просто лентяй», - сказал левый подшипник. «Я тоже ничего не вижу, вечно в масле, вечно верчусь, но я не собираюсь уходить, это моя жизнь, это мой автобус». «Правильно, правильно», - поддержали его другие детали. «Это наш автобус», - им очень понравилась речь левого подшипника, и они еще с большим жаром стали обсуждать желание болтика.
- «Послушайте», - вдруг заговорил сам автобус, и все почтительно замолчали. «Я автобус! Но я состою из вас! Вы все мне нужны. Без вас я не смогу жить и работать. Вы – это я, а я – это вы, до самого последнего болтика, до самой маленькой гаечки. У каждого из вас своя роль, своя судьба. И только все вместе мы живем и возим людей». Автобус замолчал, и в гараже воцарилась тишина. Все представляли себя частью большого, целого и очень гордились этим. Всем было приятно, что автобус сказал, что без них он жить не может и все чувствовали свою важность и гордо молчали. Молчал и маленький болтик, но не потому, что он согласился с автобусом, а потому, что он твердо решил уйти и никого не хотел слушать.
На следующий день автобусу опять надо было отправляться в путь, возить людей, грузы, а иногда даже животных. «Уф-фф-фр-р», - первым, ранним утром заговорил двигатель. «Сча-а-с-рр-р», - памятуя ночной разговор, неуверенно сказала коробка передач. «Еду-е-е-ду?», - вопросительно проговорили колеса. «Да-а-а-с-ш», - сказал автобус и выехал из гаража. Все помнили ночной разговор и ждали, что скажет болтик? Но болтик молчал, и все понемногу успокоились. Автобус заехал на вокзал, загрузил пассажиров и поехал в другой город. Погода была прекрасная, ярко светило солнце, дул теплый ветерок, люди ехали по своим делам и тихо переговаривались. Скоро и автобус забыл ночной разговор и весело покатил по дороге.
- «Е-е-е-еду, е-е-еду», - гудел мотор, «впер-р-ред», - говорила коробка передач, «быс-с-стро, быс-с-стро», - переговаривались между собой колеса. «По-к-к-ка, по-к-ка», - заскрипел болтик и стал потихоньку выкручиваться, - «По-к-к-ка, по-к-ка».
- «Ты что, ты что», - испуганно зацыкали на него другие детали.
- «Не смей, не смей», - проговорила коробка передач.
- «Поду-у-умай», - прогудел двигатель, а автобус только горестно вздохнул – «У-уф-ф-ты» и по нему прошла дрожь.
- «По-к-ка, по-к-ка», - скрипел болтик и потихоньку выкручивался, - «По-к-к-ка, по-к-ка».
- «Ты что, не смей, перестань», - кричали на него детали со всех сторон. – «Мы одно целое, мы автобус», - говорили они. «Мы…….». Но болтик никого и нечего не слушался и упрямо скрипел – «По-к-ка, по-к-ка», - продолжая выкручиваться.
- «Ай-лязг-у», - вдруг, застонала коробка передач.
- «По-оооок-шлеп», - выпал болтик и покатился по асфальту. «Я свободен», - думал он, - «У меня новая жизнь, теперь я сам буду ездить по городам и странам, и сам буду их смотреть, и никто мне не указ и никто мне не нужен». Некоторое время болтик по инерции катился по асфальту, но постепенно стал останавливаться, останавливаться. Еще несколько раз порыв ветра от проезжающей мимо машины перевернул его и он остановился. «Как же так?», - испуганно думал он, «А как же большие города? как же далекие страны? Неужели я их никогда не увижу. Неужели автобус был прав и только все вместе мы можем ездить и смотреть мир. Неужели я всю жизнь пролежу на этой дороге, пока не заржавею». Болтику стало очень грустно, потому что он не был плохим, он просто был очень маленьким и мало что знал, хотя думал, что он большой и все знает. Он лежал, и ему хотелось плакать. Несколько раз машины проезжали по нему, его уже вдавили в асфальт и вымазали грязью.
А что ж автобус? Автобус без болтика проехал еще достаточно долго. Но постепенно коробка передач работала все хуже и хуже, так что водителю пришлось заехать в ближайшую автомастерскую. «Это не порядок», - сказали пассажиры. «Мы спешим, долго нам ждать?». Автобус и другие детали слышали этот разговор, они хотели рассказать людям про непослушный болтик, но люди не понимали их языка. «Не волнуйтесь», - сказал пассажирам водитель автобуса. «Сейчас мы его отремонтируем и поедем дальше, а пока можете пообедать в кафе или сходить на соседнюю лужайку и собрать полевых цветов». Так пассажиры и сделали, кто пошел обедать, кто просто ходил и смотрел за ремонтом, а кто действительно пошел на соседнюю лужайку и набрал удивительных полевых цветов, от которых пахло ветром, солнцем, жарким летом и свободой. И это был самый приятный запах на всем белом свете.
- «Все в порядке», - сказали механики через некоторое время. «Болтик выкрутился, наверное, его закрутили плохо. Новый не выпадет, так что можно ехать». И пассажиры радостно с охапками цветов стали заходить в автобус.
- «Ну что», - вздохнул двигатель. – «Едем?». «Сча-а-аср», - сказала коробка передач и все напряженно прислушались, что скажет новый болтик? Не окажется ли он таким, как прежний? «За-а-м…..», - начал новый болтик и все напряглись. «За-а-м-мечательно», - проговорил он, «Я так долго лежал в ящике для инструментов, я так соскучился по работе, я так рад встрече с вами».
- «У-уф-ф-ты», - радостно сказал автобус, и все двинулись в путь. «Е-е-е-еду, е-е-еду», - гудел мотор, «впер-р-ред», - говорила коробка передач, «быс-с-стро, быс-с-стро», - переговаривались между собой колеса. И уже никакой голос не мешал этому строгому переговору.
А непослушный болтик лежал на асфальте и его вкатывали все глубже и глубже. Прошел день, потом ночь, потом еще один день и ему стало казаться, что его жизнь кончена, что он навсегда будет запечатан в асфальте. Но в жизни есть и радостные моменты. Как-то раз, уже в конце лета, двое мальчиков на велосипедах возвращались с дальней рыбалки. Они устали ехать на велосипедах, поэтому вели их в руках и переговаривались.
- «Смотри болтик», - сказал один другому и показал на асфальт. «Наверное, его кто-то потерял, он уже давно лежит, весь ржавчиной покрылся. Давай соревноваться, кто его из рогатки дальше запулит!»
- «Нет», - ответил ему другой мальчик, - «Если ты его из рогатки выстрелишь, то мы его уже не найдем. Я его лучше на велосипед прикручу, будет крыло держать». Он так и сделал, подобрал болтик, смазал, и прикрутил на велосипеде крыло. И когда мальчик ехал на велосипеде, - «Я вело-с-с-си-педд», - дребезжал велосипед. «Точно, точно», - поддакивали ему колеса. «Езжу, ез-з-жу», - жужжала цепь. «Так, так», - повторяли педали. «Я тоже велосипед», - тихо говорил болтик – «Я тоже велосипед». Он то знал, что только вместе они могут быть велосипедом и ездить по тропинкам и дорожкам. И пускай он не видел больших городов и дальних стран, но он был вместе с другими и он был велосипед, и ему уже никогда не хотелось быть в одиночку.

17.11.06
г. Ростов-на-Дону Андрей Я.