Надреальность бытия, или прочитав кое-что у милорада павича

Mkuzovlev
«Тому, что даровал Создатель
 Замены не было и нет…»
 Сергей Поветкин

Как-то так складывается, что перед тем, как что-то, у кого-то прочесть, поначалу кто-то рассказывает или рекомендует этого кого-то.
О творчестве Милорада Павича я слышал разные мнения. Условно их можно подразделить на категории: «мура», «гениально», «сверхнеобычно», «что-то новое» и «как? Ты не читал Павича?! Ну, ты многое потерял!».
После такой классификации, которая появилась после услышанного от разных лиц – отчего не прочесть.
Первое определение (ох уж эта надоедливая привычка загонять все в стойло определений и классифицирования!), что пришло в голову – литературный сюрреализм; если бы Сальвадор Дали жил на Балканах, он рисовал бы что-то похожее на то, о чем пишет Павич.
Одна из основных тем в творчестве этого сербского писателя – СОН. Именно так, с большой буквы. Это, по Павичу, - составная часть жизни, не менее важная, чем бодрствование. Хотя, - это ведь в мире над реальностью, - такая условность – сон или бодрствование. Ведь часто случается, что бодрствующий – на самом деле спит, спящий – бодрствует. То, к чему стремятся люди, - разве не похоже на сновидения? Интересная особенность: сном, как и людскими порывами, стремлениями можно управлять и направлять куда вздумается. Только научитесь.
Во сне – озарение, во сне – новое знание, во сне – жизнь не смятая условностями, приличиями, комплексами и всякой иной реальной, в сущности, ерундой.
Сюжеты его рассказов и повестей проглядывают словно через пелену мелкого летнего дождика: не размыто, достаточно четко, но не как при свете яркого солнца.
С темой СНА связана тема ВРЕМЕНИ. Правда ли, что оно идет то быстро, то медленно? Время – это то, что нельзя не ускорить, не замедлить. Это вечная постоянная и всякие попытки человечества подогнать понятие «ВРЕМЯ» под свое бытие – опять же, весьма условны.
Реальна ли реальность? Или же это выдуманный мир, который можно разрушить? Вы скажете, что все эти вопросы из разряда сюрреалистических бредней? А что Вы скажете о войне? Она - разрушительница вполне определенной, мирной реальности или же надреальности, - постоянно присутствует у Павича.
Реальное и нереальное, воплощаемое и невоплощаемое. Твоя жизнь словно сюжет в телепрограмме, с одним «но»; ты смотришь этот сюжет как бы со стороны, он тебя, вроде бы, не касается. Но стоит отвлечься, изменить свой взгляд стороннего наблюдателя и ты понимаешь, что вся эта «телепередача» создана твоим разумом и разумом, или недоразумением тех, кто вокруг тебя, далеко или близко, очень родной или абсолютно посторонний – совершенно ненормально-реальная мозаика жизни. Как разноцветные стекла в калейдоскопе: как ни крути, как не верти трубку – какая-то мозаика всегда получается. Жизнь дополняет смерть, смерть, в свою очередь, – жизнь; все как у всех и одновременно, в тот же момент эта самая жизнь строго индивидуальная, непохожа на другие. Бред? А что не бред? Бомбардировать современный и одновременно старинный город ради каких-то абсолютных в своей мнимости целей – не бред? Конечно – не бред! Это реальность, порожденная чьим-то далеким бредом, от которого реально гибнут люди, реально разрушается созданное.
Сюрреалисты появились во времена постмодернистских надломов, странно перекликающихся с периодами после войн, больших и малых. Человечество пытается бежать от этого. Или не пытается…